Top.Mail.Ru
Этнологическая экспертиза как инструмент по возмещению ущерба |

Этнологическая экспертиза как инструмент по возмещению ущерба

Вопросы соблюдения прав коренных малочисленных народов Севера в РС (Я) на защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни» обсуждались в Алдане на прошлой неделе в ходе выездного совещания под председательством первого заместителя главы кабинета министров РС (Я) Алексея Колодезникова.

Алданский район был выбран для проведения такого совещания не случайно: в ходе развития промышленности вопросы влияния на традиционный уклад жизни  коренных малочисленных народов становятся особенно актуальными, к тому же не все недропользователи ответственно относятся к работе по проведению этнологической экспертизы. 

Уполномоченный по правам КМНС в РС (Я) Лена Степановна Иванова напомнила, что такое же совещание было проведено в Нерюнгринском районе 9 июля, по итогам которого были приняты рекомендации, направленные на соблюдение прав коренных малочисленных народов Севера в РС (Я), на защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Из 10 поручений органам государственной власти республики, территориальным органам федеральной исполнительной власти, ОМСУ Нерюнгринского района и промышленным компаниям часть касалась  совершенствования механизма организации и проведения этнологической экспертизы Министерством по развитию Арктики и делам народов Севера. Она выразила надежду, что уполномоченный орган, который должен контролировать исполнение их рекомендаций, будет этим усиленно заниматься. 

В понятие сохранения исконной среды обитания КМНС вкладывается не столько  экологический смысл – консервация экосистем, а, скорее, сохранение максимально свободного доступа к природным ресурсам как к основе жизни и деятельности. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Этот постулат закреплен в статье 9 Конституции РФ. Сохранение традиционного образа жизни зависит от многих обстоятельств: сохранения культурного наследия и языка, самоидентификации КМНС, экономической базы жизни общин, развития традиционных отраслей хозяйствования, ремесел и многих других факторов.

Произошедший рост промышленного освоения природных ресурсов на северных территориях РФ в значительной мере сократил возможность малочисленных народов Севера вести традиционные виды хозяйственной деятельности. Часть использовавшихся ранее рек и водоемов потеряли свое рыбохозяйственное значение. В сфере природопользования отмечается внедрение элементов рыночных экономических отношений: платное использование природных ресурсов, распределение земель по результатам аукционов и конкурсов земельных лесных участков и охотничьих угодий, квоты и разрешения на добычу и заготовку природных ресурсов. Для сохранения исконной среды обитания в Якутии проведена работа по созданию территорий традиционного природопользования местного значения. В числе первых – Беллетская ТТП, позже – Анаминская. Этот статус играет ключевую роль в вопросах взаимодействия коренных народов и промышленных компаний, ведущих деятельность на исконных землях коренных народов, немаловажное значение имеет и серьезное, вдумчивое отношения к вопросам эффективного взаимодействия для устойчивого развития эвенков района.

На совещании было отмечено, что Якутия стала единственным регионом, законодательно регулирующим этнологическую экспертизу проектов промышленных компаний, в КоАП РС (Я) включена норма об ответственности недропользователей за непроведение этой процедуры. Этнологическая экспертиза является единственным  действенным инструментом по возмещению ущерба, причиненного КМНС, народам, которые в результате промышленного освоения территории теряют очень многое: исконные родные земли, на которых они выросли, рыбопромысловые участки, охотничьи угодья, и новые хозяева не подпускают их к родовым местам. Такая ситуация имеет место и в Алданском районе, отметила Уполномоченный по правам КМНС.  Расходы, которые могут понести хозяйствующие субъекты, несравнимы с тем, что теряют этносы и что получают хозяева промышленных компаний. «Мы должны понимать, что на нас с вами лежит огромная ответственность  в настоящий исторический момент, поэтому должны внести реальную лепту в сохранение малочислнных народов», – подчеркнула Лена Степановна.

Глава МО «Алданский район» Северин Поздняков в своем выступлении рассказал, что на территории Алданского района было проведено пять этнологических экспертиз, в том числе по строительству двух ЛЭП, мостового перехода через р. Алдан, магистрального газопровода «Сила Сибири», эксплуатации космодрома Восточный в части падения отделяемых частей ракет-носителей. В настоящее время в Министерстве развития Арктики находятся четыре проекта по организации и проведению этнологической экспертизы. Согласно информации Управления по недропользованию РС (Я) на территории Беллетского и Анаминского наслегов в рамках лицензии осуществляют свою деятельность несколько недропользователей, не прошедших процедуру этнологических экспертиз. Их руководители были привлечены к административной ответственности. В августе – сентябре 2019 года административной комиссией было рассмотрено несколько материалов в отношении руководителей промышленных предприятий по фактам совершения административных правонарушений по признакам состава правонарушения, предусмотренного ст. 4.8, 4.9 КоАП РС (Я). Пять должностных  лиц признаны виновными в совершении указанных нарушений, оштрафованы на сумму 200 тыс. рублей.

Глава района подчеркнул, что закон об этнологической экспертизе является хорошим рычагом для защиты прав коренных малочисленных народов. Экспертиза затрагивает комплекс вопросов, связанных с цивилизованным построением отношений между хозяйствующими субъектами и коренными народами, для которых территория Алданского района является местом традиционного проживания, именно поэтому промышленное освоение земель невозможно без соблюдения всех природоохранных и этнологических мер.

О механизме реализации закона РС (Я) от 14 апреля 2010 года об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНС доложил заместитель министра по развитию Арктики Михаил Погодаев. Он отметил, что  коренным МНС уделяется особое внимание государства.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, об этом говорится в ст. 69 и 72 Конституции РФ, защита исконной среды обитания является важной государственной задачей.

Министерство по развитию Арктики и делам народов республики является уполномоченным органом в организации и проведении этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНС. Этнологическая экспертиза представляет собой научное исследование влияния изменения исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса. В Якутии этнологическая экспертиза проводится в обязательном порядке, ее заказчиками  выступают юридические и физические лица, которые планируют осуществлять намечаемую или иную деятельность в местах традиционного проживания и деятельности КМНС. Финансовое обеспечение проведения экспертизы осуществляется за счет средств госбюджета республики, при условии, что недропользователи оплачивают сбор, который определяется в соответствии с ФЗ № 44 «О контрактных закупках». Стоимость оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) составляет 500–600 тыс. рублей.  Этнологическая экспертиза проводится экспертными группами, срок ее проведения определяется исходя из сложности объектов, но не должен превышать трех месяцев. По итогам экспертизы готовится заключение экспертной группы, которое должно содержать сведения о соответствии или несоответствии представленных материалов требованиям действующего законодательства в сфере защиты прав малочисленных народов, обоснованные выводы допустимости или недопустимости воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных народов. Положительное заключение этнологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации намечаемой хозяйственной деятельности в местах проживания коренных народов. Применением норм Кодекса об административных правонарушениях РС (Я) решается проблема в том случае, если хозяйствующий субъект, имея лицензию, не проводит этнологическую экспертизу. С момента реализации закона об этнологической экспертизе проведено 13 таких процедур, по которым приняты положительные заключения и оформлены в виде решений Правительства РС (Я). Общая стоимость оцененных убытков составляет около 400 млн рублей, выплачены суммы на возмещение убытков по 6 проектам и 22 получателям, в работе министерства находятся 13 проектов на организацию и проведение этнологических экспертиз.

Органы местного самоуправления обязаны проводить совместную работу с представителями малочисленных народов по вопросу соблюдения их прав. В случае возникновения спорных моментов и разногласий при взаимодействии с недропользователями представители КМНС должны в первую очередь обращаться в органы МСУ, которые, в случае невозможности решить вопрос на местном уровне, обращаются в уполномоченный орган.

На совещании прозвучали вопросы, касающиеся механизма получения компенсационных выплат малочисленным народам после того, как недропользователь выплатит посчитанный в результате экспертизы ущерб. По оцененным убыткам, содержащимся в заключении, компания напрямую направляет эти средства получателям, отраженным в распоряжении правительства, – общинам КМНС, которые должны получить возмещение. Уполномоченный орган оказывает всемерную поддержку для осуществления порядка выплат.

По результатам совещания был принят ряд протокольных поручений. Так, Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства республики постоянно осуществлять мониторинг земли, воды и воздуха на территориях традиционного  природопользования, совместно с Министерством по развитию Арктики и делам народов Севера организовать совместные рейды по вопросу соблюдения правового режима на этих территориях. Главам МО «Алданский район» и МО «Беллетский эвенкийский национальный наслег» до конца года провести работу по заключению трехсторонних соглашений о социально-экономическом развитии с недропользователями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территориях традиционного природопользования МО «БЭНН». Управлению Росприроднадзора по РС (Я) при проведении рейдовых проверок в отношении недропользователей учесть нормы Закона РС (Я) от 14 апреля 2010 г. № 538-IV «Об экологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)».

Подготовила Елена ИВКИНА.

Фото автора.

Поделиться:

Добавить комментарий