Top.Mail.Ru
Чем бы вы дополнили Стратегию-2030? |

Чем бы вы дополнили Стратегию-2030?

В конце ноября на общественных площадках республики прошли обсуждения проекта стратегии социально-экономического развития Якутии до 2030 года с определением основных направлений до 2050 года. В 2017-м заканчивается срок действия большинства государственных программ в республике, и Стратегия-2030 станет алгоритмом для принятия новых и в целом развития республики в ближайшее десятилетие. Улучшение качества жизни населения — главная цель, обозначенная в судьбоносном документе. Другими словами, в среднесрочной перспективе жить мы должны будем лучше, богаче, веселее… При этом локомотивами роста республиканской экономики должны стать крупные инвестиционные проекты, развитие традиционных и новых отраслей добывающей промышленности, аграрно-промышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства. Как показывают общественные дискуссии, у якутян достаточно вопросов и предложений к разработчикам этого долгосрочного проекта. Мы поинтересовались у алданцев, чем бы они дополнили Стратегию-2030?

А. А. Дудников, заместитель главы МО «Алданский район» по экономике:
Стратегия — это не конкретный план действий, а определение целей и задач. Республика Саха (Якутия) в Стратегии развития-2030 ставит перед собой амбициозные планы. Рост ВРП республики к 2030 году ожидается в 1,7 раза (около 2,4 трлн рублей), к 2050 году — в 2,5 раза к уровню 2015 года. Реализация крупных проектов, указанных в документе, даст сильный рост в экономическом плане, в том числе в Алданском районе. Также хотелось бы отметить, что в основе Стратегии-2030 лежит создание комфортной среды для человека. Только лишь наличие рабочих мест не обеспечит рост численности населения, заявленный в Стратегии. Поэтому уделено большое внимание социальному блоку.

Относительно предложений: хотелось бы видеть более интенсивное вхождение Алданского района в Территорию опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия» с конкретными проектами, проработку возможности генерации электроэнергии на объектах ЖКХ после газификации района для более эффективного и стабильного теплоснабжения (реконструкции крупных котельных до тепло-электростанций), субсидирование авиабилетов для более широкого перечня категорий граждан, что позволит повысить мобильность.
Стратегия-2030 Республики Саха (Якутия) будет синхронизирована со стратегическим развитием Российской Федерации в целом, Стратегиями других субъектов, и учтет региональные особенности. МО «Алданский район» на основе республиканского документа в 2017 г. будет разрабатывать Стратегию социально-экономического развития района. Будем верить, что комплекс мер, составленный для дальнейшей реализации, будет всеобъемлющим и позволит достигнуть целей, прописанных в Стратегии.
С. П. Жаворонков, директор филиала ГУ ГГП «Якутскгеология» «Алданский»:
— Обсуждаемый «Проект стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года» представляет собой основательный, обстоятельный документ развития республики на долгосрочный период, охватывающий весь спектр нашей многогранной жизнедеятельности. Определены миссия, стратегические цели, приоритеты социально-экономического развития, политики, целевое видение будущего. Заслуживает одобрения поставленная цель: на основе реализации возможностей каждого человека — жителя нашей республики сделать Якутию примером успеха северного региона на международной арене. В документе нашли отражение и проекты Алданского района, намечаемые к реализации. Справедливости ради следует отметить, что некоторые из них были представлены еще в «Схеме развития производительных сил РС (Я), транспорта, энергетики на период до 2020 года», разработанной в 2006 году и утвержденной Правительством РФ в 2007 году, и не были реализованы по ряду объективных причин. Конечно, к разработчикам документа возникает много вопросов, касающихся числовых показателей, их обоснованию. Это относится, в частности, к прогнозируемой численности населения, продолжительности жизни, ветхому и аварийному жилью, тарифам на электроэнергию и др. На проходивших обсуждениях проекта стратегии с общественностью района поднимались в основном проблемы непосредственно города и района и мало обсуждались масштабные проекты. Включить в обсуждаемый документ проблемы и пожелания каждого муниципального образования не представляется возможным в связи с их огромным объемом, тем более что каждое муниципальное образование имеет свою программу социально-экономического развития. Поскольку документ представлен общественности для широкого обсуждения, хотелось бы высказать несколько критических замечаний, касающихся, в частности, горнопромышленного комплекса. Доля добывающей промышлености — почти 50 % ВРП. И если с алмазо-бриллиантовым комплексом, добычей нефти и газа вопросов не возникает, то по ряду твердых полезных ископаемых имеются сомнения по срокам и динамике добычных работ. По добыче золота в настоящее время Якутия находится на пятом месте с объемом добычи в 2016 году ориентировочно 23,5 тонны. Мы позади Красноярского края, Чукотки, Амурской и Магаданской областей. Добыча золота в Якутии к 2030 году планируется в объеме 38 тонн за счет ввода рудных объектов. Но к этому времени упадет добыча из россыпных источников в связи с их истощением. Поэтому выйти на первое место по добыче золота к 2030 году будет очень проблематично. К 2030 году в республике планируется добывать 69 млн тонн угля, то есть увеличить добычу в 4,5 раза по сравнению с достигнутым уровнем. Поскольку к этому времени внутреннее потребление увеличится незначительно, основной объем будет направляться в другие регионы и на внешний рынок — в государства АТР. Для этого понадобится увеличить пропускную способность не только по ст. Беркакит, но и построить вторую ветку от ст. Улак до Советской Гавани. Выглядит логичным, что для реализации увеличенного объема угля необходимо увеличение потребностей соседних регионов, и неизвестно, как это будет стыковаться с их планами экономического развития. Строительство Селигдарского горно-химического комбината для производства минеральных удобрений также предусмотрено проектом стратегии. Однако в заявленных мероприятиях не обозначено основное: составление технико-экономического обоснования проекта кондиций месторождения апатитов, поскольку последнее было утверждено 30 лет назад. Проектом стратегии предусмотрена добыча и ее увеличение и ряда других полезных ископаемых, таких как редкоземельные металлы, вольфрам, олово, графит, свинец, цинк. Однако успешность этих проектов будет во многом зависеть от мировой конъюнктуры, от наличия внутренних потребностей РФ. Как пример можно привести попытку реализации уранового проекта. Программой «Уран-2020» предусматривалось к 2020 году в России добывать 20 тыс. тонн урана, в том числе из эльконских месторождений — 5 000 тонн силами Эльконского горно-металлургического комбината. Но на сегодняшний день дело закончилось доразведкой месторождений и производством изыскательских работ. Строительство объекта оказалось в далекой перспективе по ряду объективных причин.
О. А. Юденко, резидент бизнес-инкубатора:
— Я принимал участие в общественных слушаниях, проходивших в администрации Алданского района, и представил свои предложения к проекту долгосрочного развития Якутии до 2030-2050 гг., в частности, касающиеся территориальной привлекательности Алданского района. В связи с созданием в Алданском районе горно-химического комплекса по добыче апатитов и производству удобрений считаю целесообразным создание тепличного агропромышленного комплекса и экспериментальных предприятий по разработке и испытанию новых удобрений непосредственно в месте добычи и производства. Явное удобство доставки сырья в случае выбора Алданского района площадкой для строительства аффинажного завода позволит привлечь в Якутию на аффинаж горнодобывающие компании из соседних регионов ДФО. Благодаря наличию богатой сырьевой базы и удобству логистической схемы возможно создание кластера по производству и экспорту дикорастущих растений.
Развитию малого предпринимательства в республике и внедрению пилотных проектов инновационной экономики способствовали бы выбор региона как пилотного для свободной добычи частными лицами золота и сопутствующих металлов, легализация теневого предпринимательства путем государственных мер поддержки и внесения изменений в НПА. Это упрощенная процедура получения кредита для развития и ведения бизнеса по сниженной ставке, освобождение от уплаты налогов (транспортный налог — для транспортных компаний и ИП, земельный налог — для сельхозпроизводителей, СПК, КФХ), пенсионное стимулирование ИП для легализации наемных работников. В частности, в связи с изменениями в правилах расчета предстоящего размера пенсии есть предложение ввести норму в пенсионное законодательство о начислении лично предпринимателю-работодателю дополнительного балла (коэффициента) за каждого трудоустроенного работника, по итогам отчетного периода. Сейчас у индивидуального предпринимателя при личном доходе в 400 тыс. руб. в год размер предполагаемой пенсии составит не более 5 тыс. руб., а размер предполагаемой пенсии трудоустроенного работника с тем же уровнем дохода — более 13 тысяч. Мотивация ИП к увеличению количества баллов-коэффициентов таким способом позволит повысить уровень легализации наемных работников и защитит экономические интересы индивидуального предпринимателя при достижении им пенсионного возраста, позволит сократить расходы государства на социальные выплаты фиктивно безработных граждан. Есть и другие дополнения к мероприятиям, направленным на создание экономически выгодных условий для развития малого бизнеса в регионе, которые были внесены в протокол по итогам общественных слушаний.
В. В. Мазурок, начальник Управления социальной защиты населения и труда в Алданском районе:
— Что касается социальной сферы, я бы усилил контроль над целевой аудиторией получателей мер социальной поддержки. Зачастую за соцподдержкой приходят люди далеко не малообеспеченные, не с самым низким уровнем дохода, но с необходимым пакетом документов, и в связи с этим мы не можем им отказать. Считаю, необходимо проработать дополнительные меры, например, расширить перечень требуемых документов, тогда мы бы получили действительно целевую аудиторию и смогли увеличить выплаты реально нуждающимся людям. Первые шаги уже есть, но необходимо и дальше прорабатывать этот вопрос.
Одно из базовых направлений социальной политики — создание безбарьерной среды. Что такое безбарьерная среда? Доступность объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Те же остановки с оповещателями. Мы говорим об этом постоянно. Говорим о тотальной модернизации инфраструктуры. Но это должно быть доступно для всех, в том числе для инвалидов. Это было бы одним из конкретных мероприятий по улучшению качества жизни населения.

Подготовила
Ольга Горбачева.

Поделиться:

Добавить комментарий