Top.Mail.Ru
Улица Комарова: что мы знаем о судьбе космонавта-героя? |

Улица Комарова: что мы знаем о судьбе космонавта-героя?

Многие ли жители Алдана знают, что бывшая улица Большая Селигдарская, которая тянется от автовокзала мимо больницы до западной окраины города, названа в честь летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза (второе звание присвоено посмертно) инженера-полковника Владимира Михайловича Комарова. Это имя было присвоено улице Решением исполкома Алданского городского Совета депутатов трудящихся ЯАССР № 33-2 от 7 июня 1967 г., спустя полтора месяца после трагического события – гибели героя при приземлении.

Владимир Комаров родился 16 марта 1927 года в Москве в семье рабочего. Впервые он попал на аэродром в семилетнем возрасте. Он часто наблюдал за полетами и восхищался летчиками. Окончив семилетку, в 1943 г. Владимир поступил в 1-ю Московскую спецшколу ВВС, стремясь попасть на фронт. Летную спецшколу окончил в июле 1945 года, когда война уже завершилась. Затем Владимир Комаров стал курсантом авиационной школы первоначального обучения, а в сентябре того же года –  курсантом Борисоглебского военного авиационного училища летчиков. Через год был переведен в Батайское военное авиационное училище им. А. Серова, после окончания которого в 1949 году начал службу военным летчиком-истребителем в авиационном полку истребительной авиационной дивизии ВВС Северокавказского военного округа, базировавшегося в Грозном. Здесь же он встретил свою будущую жену Валентину, которая работала в городе учительницей. В семье Комаровых родились сын Евгений и дочь Ирина.

В ноябре 1951 года Владимир Комаров стал старшим летчиком, затем переведен в Закарпатскую область, где служил в 486-м авиаполку 279-й истребительной дивизии. Параллельно со службой он продолжал совершенствовать свое образование. Успешно окончив факультет авиастроения Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского, был распределен в Государственный Краснознаменный НИИ ВВС, где занимался испытаниями новых образцов авиационной техники. Именно здесь комиссия по отбору в первый отряд космонавтов предложила Владимиру Комарову новую секретную испытательную работу, и в 1960 году он был зачислен в отряд космонавтов. После завершения общекосмической подготовки Комаров начал подготовку к полету на космических кораблях «Восток» и «Восход».

Свой первый космический полет В. М. Комаров совершил в октябре 1964 года на борту первого в мире многоместного космического корабля «Восход» вместе с К. Феоктистовым и Б. Егоровым. Впервые в составе экипажа были не только летчик, но также инженер и врач. И впервые в истории экипаж совершал полет без скафандров. Также впервые была применена система мягкой посадки. Позывной «Рубин» звучал с орбиты одни сутки и 17 минут, за это время корабль 16 раз облетел земной шар. Основной задачей полета было обеспечение приоритета СССР в полетах в космос экипажа из нескольких космонавтов. Кроме того, были выполнены многие технические и медико-биологические эксперименты. Примечательно, что в момент полета и в день приземления космического корабля «Восход-1» Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев был смещен с занимаемой должности, и доклад о результатах полета космонавтов принимал уже Леонид Брежнев. За успешное выполнение полета Владимиру Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза, вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Вскоре ему присвоили квалификацию «Космонавт 3-го класса».

Ввиду существенных успехов США в области космонавтики и набирающей обороты космической гонки двух сверхдержав руководство СССР подгоняло работу конструкторских бюро. Дальнейшая подготовка инженера-полковника Комарова проходила на космическом корабле нового и еще недостаточно отработанного образца «Союз-1». Было принято решение, что именно Владимир Комаров будет пилотировать космический корабль, дублером назначили Юрия Гагарина. Это был первый пилотируемый полет космического корабля новой серии. Помимо этого, спустя практически сутки вслед за Комаровым должен был отправиться на орбиту космический корабль «Союз-2» (экипаж – В. Быковский, А. Елисеев и Е. Хрунов). Беспрецедентной задачей реализуемой космической программы должна была стать стыковка двух космических кораблей на земной орбите, переход двух космонавтов из «Союза-2» в «Союз-1» через открытый космос и посадка «Союза-1» с новым экипажем из трех человек.

Полет В. М. Комарова состоялся 23-24 апреля 1967 года. С выходом «Союза» на орбиту он столкнулся с первыми техническими трудностями: панель одной из двух солнечных батарей корабля не раскрылась, что стало причиной недостатка энергии на борту. В космосе Комаров выполнил сложный маневр: он раскрутил космический аппарат вокруг своей оси, но ситуацию изменить не удалось, панель не раскрывалась. По этой причине полет было решено завершать досрочно, корабль сошел с земной орбиты и отправился к Земле. Владимир Комаров погиб при завершении программы полета, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата. На скорости около 50 м/с космический корабль врезался в землю, при столкновении с поверхностью произошел взрыв, так как в баках спускаемого аппарата находилось около 30 килограммов концентрированной перекиси водорода, которая использовалась в двигателях системы управляемого спуска.

За героизм, мужество и отвагу, проявленные при осуществлении полета, Владимир Михайлович Комаров был награжден второй медалью «Золотая Звезда» (посмертно). Прах его помещен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. На месте гибели в степи под Орском в Оренбургской области был установлен мемориал. Жизнь Владимира Комарова оборвалась в самом расцвете (космонавт погиб через 40 дней после своего 40-летия). Он пал первой жертвой пилотируемой космонавтики и далеко не последней. Однако трагическая катастрофа корабля «Союз-1» позволила выявить и устранить причину неполадок, связанных с парашютной системой корабля, что в дальнейшем спасло не одну жизнь космонавтов.

Именем Владимира Комарова названы многие населенные пункты страны, кратер на Луне, астероид, научно-исследовательское судно, Ейское высшее военно-морское авиационное училище летчиков, школы и улицы во многих городах необъятной России. В 2014 году новый самолет А-320 авиакомпании «Аэрофлот» был назван в честь летчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова.

Н. Нестерова, методист МУК  АР «МЦРБ им.  Н. А.  Некрасова».

Поделиться:

Добавить комментарий