Сцена дарит волшебство, просветляет душу…

В Год театра стоит поговорить с ценителями этого вида искусства, которым посчастливилось получить удовольствие от посещения профессиональных театров республики, страны, зарубежья, увидеть замечательные спектакли, насладиться игрой талантливых актеров. В разные годы жизни: в детстве, отрочестве, юности, зрелом возрасте им выпадала такая возможность, и впечатления настолько врезались в память, что остались в ней навсегда. Очень хорошо понимаю этих людей – при слове «театр» также испытываю душевный трепет. Первое мое знакомство с ним состоялось еще в школьном возрасте. Наш девятый класс по итогам соревнования, в котором учитывалась успеваемость, дисциплина, участие в общественных делах, признали в конце учебного года победителем. Наградили поездкой по Дальнему Востоку, в города  Владивосток, Хабаровск и Благовещенск. Сколько ярких впечатлений получили тогда мы, девчонки и мальчишки шестидесятых годов! «Сегодня во Владивостоке ходили в театр на музыкальную комедию «Сердце балтийца», – записала я тогда в дневнике, который вела и который сохранился до сих пор. –  Замечательная игра артистов, отличная постановка, оформление – все покорило зрителя. Завтра идем смотреть оперетту. Многое хотелось бы увидеть, ведь у нас в Алдане нет театра…» 

В дальнейшем мне довелось побывать во многих театрах страны. Видела классический спектакль «Волки и овцы» по Островскому во МХАТе, постановку «Платон Кречет» – в Одесском театре оперы и балета, спектакль «Пегий пес, бегущий краем моря» по Айтматову – в Якутском музыкальном театре, комедию «Кавказская племянница» – в Русском драмтеатре имени А. С. Пушкина, пьесы драматических театров Хабаровска, Благовещенска  и многих других городов. Будучи в отпуске, старалась не упускать возможности доставить себе удовольствие от посещения храма Мельпомены – богини театрального искусства в греческой мифологии.

Географ, увлеченная

Мельпоменой

Галина Ефимовна Хоютанова тридцать девять лет преподавала детям г. Томмота географию, сейчас на заслуженном отдыхе, ветеран педагогического труда. Но предметом нашего разговора на этот раз стали не дальние страны, моря-океаны, а любимый ею с детства театр. Родилась она в Якутске, где имелось два профессиональных театра: Якутский государственный  музыкально-драматический имени П. А. Ойунского и Русский драматический имени А. С. Пушкина. Помнит, как в Русском драмтеатре ставились спектакли не только для взрослых, но и для детей. А еще здесь проводились новогодние утренники с театрализованными  сказочными представлениями, на которых непременно был Дед Мороз. Первые балетные постановки в  музыкальном театре, который находился на улице Каландаришвили, пришлись на пору ее взросления и, конечно же, вызывали интерес. Это было время становления национального якутского балета. В поисках юных талантов в ее школу приходили московские и ленинградские хореографы. Они приезжали в Якутск, чтобы выявить таких ребят для дальнейшего обучения в балетных училищах и возвращения в родную республику после профессиональной подготовки. На брата Галины обратили внимание, видимо, были у него задатки танцовщика. Но только он не захотел заниматься  балетом, выбрал иную жизненную стезю. В студенческие годы, когда училась в Якутском госуниверситете, конечно же, не лишала себя удовольствия бывать в театрах.

– Шли сюда в лучших своих нарядах, с красивыми прическами, как на праздник, – вспоминает Галина Ефимовна. – После просмотра спектаклей ощущали себя духовно богаче.

Проживая и работая в Томмоте, она смотрела театральные постановки по телевизору, слушала их трансляции по радио. В 2015 году в составе делегации педагогов района ездила на республиканский съезд учителей. Приятным подарком для участников съезда стало приглашение в Русский драмтеатр на премьеру спектакля местного драматурга и поэта Владимира Федорова «Два берега одной победы», которая посвящалась семидесятилетию Великой Победы. Сценарий основан на реальных событиях Великой Отечественной войны. Перегоняли самолеты с Аляски через Якутск. У нее осталось приглашение на память об этой замечательной постановке.

Магия оперы,

чарующий голос

Доминго

Ольга Александровна Королева – главный специалист Департамента образования Алданского района. С ней мы тоже разговаривали о театре. Он, можно сказать, неотъемлемая часть ее жизни. В подростковом возрасте им с сестрой Надеждой посчастливилось побывать в Ленинграде, нынешнем Санкт-Петербурге. А это театральный город. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» была одной из первых, увиденных ими здесь, постановок. Во время учебы в Иркутском педагогическом институте Ольга приобретала абонементы. В городе постоянно гастролировали ведущие театры страны, в репертуаре которых было множество замечательных спектаклей. Иркутский драматический театр имени Н. П. Охлопкова считался одним из лучших театров страны. Особое удовольствие получала от спектаклей, поставленных по сценариям Александра Вампилова, по произведениям Василия Шукшина. Это ее любимые авторы. В областной филармонии выступали знаменитые музыканты страны, на концертах которых она бывала. Довелось услышать, к примеру, виртуозную игру на скрипке Павла Когана. Удивил и восхитил гастролировавший в Иркутске Бурятский театр оперы и балета из Улан-Удэ. Запомнились великолепное актерское исполнение, искрометные половецкие пляски, красочные костюмы в опере «Князь Игорь». Блистала на сцене прима-балерина театра Лариса Сахьянова.

Чудо в их с сестрой Надеждой жизни произошло в 2017 году. Совершили, если можно так выразиться, театральное турне. В знаменитом «Ла Скала»  слушали оперу «Андре Шенье», в главных ролях которой были заняты Юсиф  Эйвазов и Анна Нетребко, а  дирижировал всемирно известный Риккардо  Шайи. Никогда и нигде ранее не ощущалось такой гармонии вокала и музыки. Поездка в Неаполь дала возможность насладиться творчеством любимого Моцарта. Приобрели билеты на его оперы «Сан Карлос» и «Так поступают женщины» («Козьи фантутти»). Дирижировал оркестром человек мира, великолепный Риккардо Мути. Дальше их путь лежал в Палермо, где в театре «Массимо» шла опера «Богема» Пуччини. Интересно отметить, что ее либретто оставалось таким же, как и сто лет назад, без малейших изменений. Концерт симфонического оркестра из Сицилии посетили. И вот – Австрия, ее столица Вена. Здесь как раз проходили гастроли легендарного испанца Пласидо Доминго. В течение трех часов получали наслаждение от его чарующего голоса. Восторженные зрители раз двадцать, когда опустился занавес, вызывали аплодисментами своего кумира. 

– У меня, – говорит Ольга Александровна, – есть десять грампластинок с записью произведений, исполненных Федором Шаляпиным, хранится большое собрание грамзаписи отечественной классики. Нет большего наслаждения, чем слушать эту прекрасную музыку…     

Был билет

на «Лебединое озеро»

балет

Первым театром в жизни руководителя отдела Управления ЗАГС при Правительстве РС (Я) по Алданскому району Татьяны Марковны Брагиной был кукольный. Родом она из Новокузнецка Кемеровской области. А там этот театр имелся, и детвору, конечно же, на его постановки водили. Мальчишки и девчонки были в восторге от увиденного зрелища. Для многих из них эти культпоходы стали зарождением любви в целом к театральному искусству. Она – в их числе. Сейчас в Новокузнецке живут внуки, которые тоже ходят на представления, где «оживают» куклы. Есть в ее родном городе драмтеатр, филармония. Когда была старшеклассницей, их посещала. Смотрела спектакли приезжающих сюда на гастроли театров. Тетя Татьяны Галина Степановна – москвичка. Она с сестрой Ольгой у нее гостила и у них была возможность побывать в Большом театре. Впечатление от увиденного осталось на всю жизнь, ведь они посмотрели балет «Лебединое озеро».

Произведения классики, включенные в школьную программу по литературе, лучше усваиваются, считает Татьяна, если увидишь в театре постановки. Катерина из «Грозы» Островского, которую назвал критик «лучом света в темном царстве», предстает реально существующим человеком из крови и плоти. То же самое происходит и с чеховскими героями. Любимыми актерами называет Олега Табакова, Олега Ефремова, Татьяну Доронину. Отрицательно относится к тому, что некоторые современные театральные режиссеры позволяют себе вольно обращаться с классикой (мне вспомнился спектакль «Евгений Онегин», показанный по телевизору, где Татьяна Ларина жует жвачку). Очень рада, что сейчас возводится новое здание кукольного театра в ее родном Новокузнецке. Большой плюс Года театра, который объявлен в стране, именно в том, что изыскиваются и выделяются средства на строительство и ремонт этих учреждений культуры и духовности.

Галина Пензина.

Поделиться:

Добавить комментарий