Top.Mail.Ru
Судьба учителя |

Судьба учителя

В мае 2020 года мы рассказывали о замечательном человеке, ветеране Великой Отечественной войны, учителе школы № 4 п. Нижний Куранах Владимире Максимовиче Иванове. Не менее интересна судьба  его жены и коллеги Клавдии Федоровны Ивановой, которую также помнит и уважает не одно поколение куранахцев. Наш рассказ сегодня посвящен трудной, но интересной судьбе учителя.

Война

Родилась Клавдия Федоровна 9 мая 1929 года в с. Жидиловка Мичуринского района Тамбовской области. Ее отец Федор Васильевич Болдырев работал в Мичуринске на добыче торфа, мама Прасковья Константиновна трудилась в колхозе, вела домашнее хозяйство, растила детей, была мастерицей на все руки. Война застала Клаву в пионерском лагере, куда ее отправили родители после успешной сдачи экзаменов и окончания 4-го класса. Жизнь 12-летней девочки, как и всех детей военного времени, изменилась в один миг. Мичуринский район находился в прифронтовой полосе, почти в каждом селе были открыты госпитали (всего по области их было более 400), шли беженцы с оккупированных немцами территорий. Мужчины ушли на войну, урожай в это лето был богатый, и из школьников были сформированы бригады, которые работали вместе со взрослыми на полях, убирали овощи, хлеб, заготавливали сено и выполняли все указания старших. Но Клаве и ее подружкам  казалось, что они принесут больше пользы Родине на фронте, и в один из летних дней Клава, надев на ноги  разные ботинки – один черный, а другой желтый (понимала, что на войне ноги должны быть сухими, поэтому выбрала по целому ботинку от разных пар), вместе с подругами двинулась к линии фронта. Два дня они шли за строем солдат «на фронт». А когда дошли до станции и началась погрузка в эшелоны, девчонок отодвинули в сторонку: или домой возвращайтесь, или идите работать в госпиталь. Госпиталь был и в родном селе, поэтому решили вернуться.

Работа наравне со взрослыми не отменяла учебы. 1 сентября 1941 года ученики вернулись в школу, а юную Клаву до глубины души поразил плакат с изображением солдата, который  удивительным образом смотрел только на тебя, в каком бы углу ты не находился, и спрашивал: «Чем ты помог фронту?». С июля 1941 до декабря 1943 года все свободное от учебы время Клава проводила в госпитале: сначала помогала старшим, носила воду из колодца, топила баню, стирала солдатскую одежду и бинты, кормила лежачих раненых. Потом стала учиться делать перевязки, и очень скоро сообразительной и проворной девочке стали доверять  обработку сложных рваных и загнивающих ран. А у Клавы появилась мечта – стать хирургом. Когда пришло время госпиталю двигаться на запад, юную санитарку просили отпустить вместе с ними, но мама не разрешила, посчитав дочь еще слишком маленькой.

Всю войну занятия в школе не прерывались, и на уроках физкультуры ученики учились на время собирать и разбирать винтовку, с пулеметом на развалинах церкви тренировались, ползали по-пластунски и мальчики, и девочки. Свободного времени не оставалось, но ребята не унывали и поддерживали хорошее настроение у раненых и населения. Под руководством учителей ставили спектакли, давали концерты, представления, танцевали, пели (тексты песен папа присылал с фронта). Сейчас Клавдия Федоровна сама удивляется: откуда брались силы? И сама отвечает: «Все как один верили в нашу армию и победу! И ни минуты не сомневались: наше дело правое, мы победим!»

После окончания 7-го класса в 1944 году Клава подала документы в медтехникум, куда ее тут же приняли без экзаменов по результатам учебы. Маме девушка ничего не сказала, но написала папе на фронт, он в ответ написал маме, чтобы она непременно забрала ее оттуда. Ослушаться родителей было нельзя, и Клава пошла в 8-й класс в соседний район за 8 км от родного села. В 1947 году Клавдия Федоровна успешно окончила среднюю школу, но прежде чем поступить в институт, нужно было отработать в колхозе, чтобы получить разрешение на переезд. Осенью Клавдия долго болела, и пришлось вернуться в родное село. Но желание учиться было столь велико, что зимой девушка подала документы в Мичуринский учительский институт, сдала экзамены вне расписания и была зачислена на физико-математическое отделение. Так начинался профессиональный путь будущего учителя.

Якутия

В мае 1950 г. Клавдия Федоровна получила путевку Минпросвещения РСФСР за № 9064 от 12.05.1950 в Якутскую АССР, туда было отправлено два выпуска из Тамбовского пединститута и Мичуринского учительского института (всего более 200 человек). Задачу перед молодыми педагогами ставили серьезную: обживать край и ликвидировать неграмотность. Об Алдане Клавдия Федоровна знала только из книги «Были Алдана», было страшно ехать так далеко, но декан факультета рассказал молодым специалистам, что Алдан – город, практически вторая Москва. И вот 1 августа 1950 года после встречи с представителями Министерств просвещения РСФСР и ЯАССР под звуки духового оркестра с железнодорожного вокзала Москвы в Якутию отправились молодые учителя. От Большого Невера до Алдана 12 человек, направленные в Алданский район, добирались два дня в кузове грузовой машины на мешках с цементом.

Водитель объявил о прибытии, но никто не поверил ему. Все ждали встречу, как обещали, со второй Москвой, а выглянув из-под брезента, увидели маленький деревянный указатель, на котором было написано «Алдан». Припыленные цементом пассажиры решили, что их обманывают: кругом густая тайга, машина стояла на узкой улице, по сторонам которой ютились маленькие деревянные домишки. Долго не решались выйти, пока две местные жительницы все-таки не убедили их, что это Алдан, и не пригласили в баню. Желание отмыться от цемента было сильнее, и пассажиры все-таки выгрузились. Наутро отправились в роно, получили распределение по школам, прошлись по ул. Октябрьской, уже тогда с обеих сторон на ней росли тополя. Все главные здания находились именно на Октябрьской: школа № 1, кинотеатр, горный техникум, райком комсомола, ресторан, трест «Алданзолото», роно. Тротуары были деревянные, что очень удивило, но пришлось смириться и признать: Алдан – это город.

Школа

Первые несколько лет на алданской земле Клавдия Федоровна работала в семилетней школе п. II Орочон. Там познакомилась и вышла замуж за учителя физкультуры Владимира Максимовича Иванова, с которым они прожили в любви и согласии 58 лет. В Орочоне родились их дети – дочь Наталья и сын Григорий. История любви, поддержки и бесконечного уважения друг к другу Клавдии Федоровны и Владимира Максимовича заслуживает отдельного рассказа.

В 1954 году школа была аккуратно разобрана и перевезена в молодой поселок золотодобытчиков Нижний Куранах. Вместе со школой переехали и педагоги. Клавдия Федоровна вела математику и физику, математический кружок, занималась подготовкой учеников к олимпиадам в ЗМШ МГУ. Писала статьи, делала доклады в родной школе, на районных конференциях, на семинарах. Участвовала в педчтениях в Алдане, Якутске, Казани, Челябинске, Москве. Была членом общества «Знание»  и Педагогического общества РСФСР, читала лекции в трудовых коллективах, была уполномоченным по борьбе с неграмотностью среди взрослого населения, избиралась депутатом. На протяжении всей трудовой деятельности была внештатным инспектором по всеобучу от Министерства просвещения ЯАССР. Вела уроки в вечерней школе, когда возникла необходимость у руководящего состава прииска повысить уровень своего образования, и уже состоявшиеся люди, занимающие такие должности, как главный механик гаража, начальник милиции и многие другие, пришли в вечернюю школу. Всю программу ее взрослым ученикам удалось пройти за две четверти, и они смогли продолжить учебу в Алданском горном техникуме.

С чего начинается профессия учителя? Когда и при каких условиях из молодого специалиста, только окончившего институт, рождается учитель с большой буквы? Нам кажется, главное – неравнодушие. Неравнодушие к делу, которым ты занимаешься, искренняя заинтересованность в детях, желание развиваться и расти вместе с ними. Сама Клавдия Федоровна говорит так: «Только на уроках заработать авторитет и хорошо воспитать и обучить школьников невозможно. Авторитет достигается всесторонней, добросовестной работой. С первых дней работы в школе II Орочона я вела математический и физический кружки. Вела факультатив по немецкому языку, участвовала в школьной и поселковой самодеятельности. Работа мне нравилась, и мы с учениками обустраивали кабинет физики, проводили опыты, сами делали приборы, участвовали в районных выставках и занимали призовые места. Дети были активные, им все было интересно. Один из учеников решил повторить опыт дома, устроил короткое замыкание, в результате сгорела проводка и его возмущенная мама прибежала в школу разбираться. Были и серьезные испытания на прочность. В 1950 году  в классе был ученик, у которого отец был расстрелян как враг народа. Я стою у доски, объясняю материал и спиной ощущаю – класс замер… Оборачиваюсь и вижу, что по партам идет этот ученик совершенно раздетый. Что тут было делать!? Не знаю почему, но я молча подошла к его одежде, все взяла и ушла в учительскую. Такую реакцию никто не ожидал, в первую очередь сам ученик; он прислал парламентеров, но мы с директором велели ему самому прийти, пришел, сняв с кого-то штаны, извинился. Был мне 21 год».

В Нижнем Куранахе Клавдия Федоровна была классным руководителем класса с производственным обучением (два дня в неделю юноши работали в бульдозерном парке, девушки в швейной мастерской, учеба в школе продлялась на год). На правах классного руководителя Клавдия Федоровна зашла посмотреть, как работают ее мальчишки, и пришла в ужас! Конечно, им доверяли неквалифицированную работу, и они по локоть в холодном мазуте отмывали детали бульдозера… Стали думать, каким образом можно изменить создавшееся положение. И придумали! Родилось рационализаторское предложение, на выходе получили устройство для промывки деталей. Зарегистрировали! Так Клавдия Федоровна стала рационализатором.

В 1961 году Клавдия Федоровна стала классным руководителем пятиклассников. По закону ей полагался годовой отпуск после производственного класса, но шумный, трудный, хулиганистый 5 «Б» никто не хотел брать. Клавдию Федоровну обязали…

Кипучую энергию пятиклассников необходимо было направить в мирное русло. И Клавдия Федоровна пообещала классу, что если они займут первое место в школьном соревновании классов, то все… поедут во Владивосток на экскурсию. И это сработало! Отобрали самых боевых и создали актив класса, в него вошли председатели пионерского отряда, спортивного и санитарного секторов, редколлегия. На стене в классе появился красочно оформленный экран успеваемости, на котором отражались три способа передвижения (по количеству рядов): ракета, парусник, черепаха. Итоги подводили каждую неделю. Класс принимал активное участие в жизни школы: во всех  видах спортивных соревнований, в сборе металлолома, в художественной самодеятельности, в подготовке школьных вечеров.

Сбор металлолома тоже прошел не совсем обычно. В бульдозерном парке шел ремонт техники, мальчики утащили пальцы от разобранной гусеницы, припрятали их в кучу металлолома. Рабочие, конечно, вычислили, куда делись детали. Сначала хотели наказать, но потом узнали причину и помогли классу сдать металлолома больше всех. Так у класса появились шефы. Дружба продолжалась долго. Дети ставили концерты на праздники, с горном и барабаном ходили в бульдозерный парк, приглашали шефов к себе в школу на сборы, классные часы и вечера. Ходили в однодневные походы и с ночевой на Селигдар.

Шефы интересовались успехами в учебе, и даже самые слабые ученики старались подтянуть «хвосты». На новогоднем вечере шефы подарили классу бюст Ленина. Именно с него начался школьный Ленинский музей, который был одним из лучших школьных музеев в республике. Дети собирали репродукции картин, на трудах изготавливали для них рамки, отыскивали их описание, учили наизусть тексты, оформляли экспозицию, у каждого была своя картина. Собирали значки, книги, вели большую переписку: писали в музеи страны и за рубеж, получали ответы,  делились материалами, жизнь кипела и была интересной. Проводили экскурсии для учеников школы. И все это происходило в те времена, когда не было интернета и телефонов… Поездка во Владивосток состоялась! А класс стал победителем школьного соревнования по всем направлениям!

С другими пятиклассниками, уже в 1969 году, смастерили ко Дню космонавтики макет земного шара диаметром примерно один метр. Вокруг него летала ракета. Сначала сделали ракету с бензиновым двигателем, но он сильно шумел.Тогда закрепили на полюсах дугу с ракетой, и один из учеников очень ловко управлялся с этой конструкцией – ракета летала вокруг земли!

Этот класс также участвовал в соревнованиях, ребята ходили в походы, принимали активное участие в жизни школы. А наградой стала поездка в Шушенское.

В 1969 году Клавдия Федоровна организовала и вела заочную математическую школу при Московском государственном университете. 27 из 43 учеников (63 %) первого выпуска ЗМШ поступили в высшие учебные заведения.

Всегда в строю

В 1975 году по состоянию здоровья Клавдия Федоровна переехала в г. Ульяновск, через два года, выйдя на пенсию, к ней присоединился муж Владимир Максимович.

И на новом месте Ивановы остались в строю. Работали в Совете ветеранов Ульяновской области, Владимир Максимович преподавал в 58-й школе г. Ульяновска. Вели огромную работу по патриотическому воспитанию молодежи. После ухода из жизни Владимира Максимовича в 2008 году Клавдия Федоровна продолжает работать с детьми, проводит уроки мужества, принимает участие в различных мероприятиях. В библиотеку п. Нижний Куранах Клавдия Федоровна и ее дочь Наталья Владимировна передали огромный архив с материалами о школе № 4 п. Нижний Куранах.

Чем измерить труд и успех учителя? Количеством грамот и наград? Их у Клавдии Федоровны не одна сотня. Государством ее труд отмечен неоднократно: она ветеран Великой Отечественной войны, отличник народного просвещения РСФСР, заслуженный учитель РСФСР, ветеран труда – и это далеко не все ее награды.

Думается, дороже всех наград для Клавдии Федоровны письма ее учеников, которые летят к ней со всех концов нашей Родины, и поток их не иссякает, несмотря на то, что ее ученики уже сами давно бабушки и дедушки.

«Вся моя жизнь прошла в общении с детьми. Я учила их во время уроков и вне школы, многому училась у них, делилась с ними всем, что могла отдать. И я всегда верила в то, что если не лениться, а трудиться постоянно и упорно, то всего в жизни можно добиться. И когда читаю в письмах учеников ко мне и слышу при встречах, что научила их верить в себя, – это дорогого стоит», – говорит педагог.

Низкий поклон Вам, уважаемый учитель Клавдия Федоровна, и с прошедшим профессиональным праздником – Днем учителя!

Н. Псарева, Т. Митрохина,

гимназия п. Нижний Куранах.

Благодарим Н. В. Василькову (Иванову) за предоставленные материалы и фотографии.

Поделиться:

Добавить комментарий