Top.Mail.Ru
Строить – значит созидать |

Строить – значит созидать

«Отец считал, что в бизнесе главное найти поток, в который можно было бы успешно войти, а если такого потока нет – создать его самому. А мне ближе аналогия с пароходом: чтобы быть на плаву, он должен быть больше и идти быстрее», – говорит руководитель ООО «Алданская строительная компания» Николай Челондаев, с которым мы говорили о том, как складывалась история и чем живет сегодня одно из самых первых частных предприятий в Алданском районе, которое основал в конце 80-х годов прошлого века его отец Виктор Николаевич. Увы, Виктор Челондаев, и в почтенном возрасте не  мысливший себя  без участия в работе своей фирмы, человек удивительной энергии и силы, год назад ушел из жизни.

Более 30 лет назад в Алдане появился на тот момент первый в нашем районе производственный кооператив, начавший деятельность в области строительства. Случилось это вскоре после выхода  в 1988 году Закона «О кооперации в СССР». Новое веяние подхватили лишь несколько начинающих бизнесменов, всего пара частных предприятий начинала предпринимательскую деятельность в области торговли.

Виктор Челондаев

Пионером частного производства в Алдане стал Виктор Челондаев. Виктор Николаевич в 1966 году приехал в наш город молодым режиссером-постановщиком, вскоре создал народный театр, проявив свой недюжинный дар убеждения при наборе любительской труппы. Это умение находить общий язык с любым собеседником всегда играло едва ли не решающую роль в развитии бизнеса, ставшего делом жизни. В актерском деле, о котором он мечтал с детства, Виктор Челондаев был, безусловно, талантлив. Но работу в сфере культуры вскоре пришлось оставить – слишком скромный доход, который она приносила, не устраивал амбициозного молодого человека. По линии строительства он начинал работать в Алданском строительно-монтажном управлении, а затем – в коллективе транспортных строителей. И после того, как в социалистическом государстве была разрешена коммерческая деятельность, решил попробовать начать свое дело. Принялся за строительство балков для работников леспромхоза. Рабочие, занятые изнурительным трудом в лесу, должны иметь возможность комфортного проживания – таковы были его аргументы перед руководителем предприятия, для которого он собирался сооружать эти передвижные домики.

А затем Виктор Челондаев загорелся идеей постройки жилых домов улучшенной планировки. Квартирный вопрос в Алдане в то время стоял довольно остро, даже солидные чиновники зачастую жили в весьма стесненных условиях. И начинающему предпринимателю удалось убедить тогдашнего главу района Никифора Ябловского в необходимости такого, как сейчас бы сказали, проекта. Так выросли новые дома на улице Алданской. Здесь стоит отметить, что территория, на которой не раз начинали свою деятельность Виктор Челондаев и его команда, первоначально была не то что неблагоустроенной, но и, откровенно говоря, заброшенной. Так, когда-то на этой одной из старейших улиц города было нечто вроде гужевого двора, куда приводили верблюдов, возивших на Алдан грузы. Здесь же корабли пустыни находили свое последнее пристанище. «Когда начинали строительство, то извлекали из-под земли огромные кости, – вспоминает Николай Челондаев. – Были даже версии, что это останки мамонтов. На самом же деле это были скелеты тех самых верблюдов».

Четырехквартирные двухэтажные деревянные дома, вставшие в ряд на месте бывшего пустыря, в то время считались весьма престижным жильем. В скором времени фирма В. Челондаева уже строила жилье и для сотрудников других организаций и предприятий района, таких как Алданский политехникум, райпотребсоюз и др. Занимались и капитальным ремонтом многоквартирных домов, подведомственных тем или иным хозяйственным структурам.

С именем Виктора Челондаева и его строительной фирмы «Весна» непосредственно связана история алданской улицы Береговой. Как рассказывает Николай Викторович, когда его отец только задумывал здесь новое строительство, это место представляло собой сплошь  промышленные отвалы. 

«…И вот пришла «Весна», – любил пошутить Виктор Николаевич. «Весна» пришла, и это место коренным образом изменилось, выросли новые современные дома. Здесь впоследствии поселился и Виктор Челондаев с семьей.

Свою нынешнюю базу Челондаевы тоже подняли буквально из руин. Произошло это гораздо позже – в середине 2000-х. Некогда эти постройки были одной из частей огромной территории «Алданапатитстроя», которая с началом 90-х была заброшена, передавалась из рук в руки конкурсным управляющим. Однако, как это нередко бывает,  после приобретения новыми собственниками, сразу нашлись претенденты, заявившие о своих правах на этот участок. Пройдя судебные процессы, Челондаевы документально зафиксировали свое право на эту территорию.

«Сначала мы думали, что эта база для нас чересчур велика, – говорит Николай Викторович. – А теперь видим, что уже даже тесновата. Восстанавливать ее пришлось долго, помещение за помещением, кабинет за кабинетом, и до сих пор продолжаем обустраивать», – рассказывает он. Здесь ООО «АСК» располагает ремонтно-механическими мастерскими, оборудованы офисные помещения, с заботой о комфорте сотрудников обустроены душевая, бытовая комната, раздевалка, где установлены шкафчики для личных вещей. Боксы и кабинеты отапливает собственная котельная.

Виктор Челондаев в своем небольшом коллективе всегда пользовался непререкаемым авторитетом. Уважение во главу угла во взаимоотношениях с сотрудниками  ставит и Николай Викторович, который уже более 15 лет является руководителем этого предприятия.

Николай Челондаев окончил Иркутский политехнический институт, будущий инженер-гидрометаллург, учась на старших курсах, уже всерьез занимался наукой, был сотрудником ведущего института золотодобывающей промышленности Иргиредмет. И буквально через пару недель после получения диплома уже трудился в комбинате «Алданзолото», на крайне ответственном и совершенно новом участке: ему посчастливилось работать над первым тогда проектом кучного выщелачивания, который впоследствии удалось запустить не в опытном режиме, а непосредственно в производство. Однако обстоятельства сложились так, что он принял решение уйти с любимой работы.

В начале 2000-х Николай стал партнером отца, которому, безусловно, было необходимо надежное плечо. С 2003-го Николай Челондаев стал во главе предприятия. Он был убежден, что компании стоит пробовать силы на промышленных проектах. В первую очередь это были работы на строящемся пусковом комплексе железной дороги – сначала до Томмота, затем до Кердема (Нижнего Бестяха). Руководитель республики Вячеслав Штыров вдохнул жизнь в транспортное строительство. Вести его, по глубокому убеждению главы региона, должны были коллективы, находящиеся на территории республики. ООО «АСК» в качестве подрядной организации зашло на строительство первой очереди локомотивного депо, а затем – возведение здания железнодорожного вокзала.

Естественно, разворот в сторону такой деятельности потребовал приобретения спецтехники. Пополнять автопарк начали с приобретения самого простого экскаватора, который в народе называют «петушок», а также нового строительного крана. В дальнейшем необходима была уже более мощная техника. Развитие в этом направлении потребовало немало вложений, но в приоритете всегда было высокая производительность и качественные показатели. Виктор Николаевич начал сотрудничество с российским представительством фирмы «Катарпиллар». Спустя время ООО «АСК» даже получило свидетельство о зачислении в Клуб привилегированных клиентов «Катарпиллар Файненшнл», в этом списке алданская фирма значится под номером 18. Из всего многообразия самосвальной техники отдали предпочтение фирме Man.

Недавно в республике отпраздновали приход первого пассажирского поезда на станцию Нижний Бестях. «Алданская строительная компания» работала на огромном протяжении Амуро-Якутской стальной магистрали – от границы с Нерюнгринским районом и практически до конечной ее точки. Если говорить непосредственно об укладке железнодорожного полотна, работу в транспортном строительстве «АСК» начинала в качестве подрядной организации ООО «Сахатрансмеханизация», которой руководил С. В. Гремяко. «Алданской строительной компанией» было положено рекордное количество водопропускных труб, велась интенсивная работа и на других объектах.

ООО «АСК» было задействовано и на работах по ремонту и реконструкции федеральной автодороги «Лена». Жители района, да и всей республики помнят то время, когда трасса М-56 была названа одной из самых опасных дорог мира. «Лена» тонула и проваливалась. Строительство железнодорожного полотна шло неподалеку от «федералки», и порой такое соседство перерастало в результативное для обеих сторон сотрудничество. Порой решения требовали нестандартного подхода, а результаты при этом превосходили ожидания. Так, тогдашний директор дорожного предприятия Матвей Асланов, заприметив на одном из участков строительства железной дороги, где вело работы предприятие Челондаевых, не загруженный работой экскаватор «АСК», предложил задействовать его в прокладке траншеи вдоль трассы, чтобы таким образом запустить процесс осушения дорожного полотна. Там, где была применена такая немудреная технология, отрезок пути за довольно короткое время стал пригоден для езды.

Вскоре «АСК» заявила о себе и на объектах, которые возводились в рамках реализации так называемых мегапроектов. Строительство начиналось вдали от инфраструктуры, и застройщикам необходимы были транспортные услуги: предстояло завезти немало грузов. Затем строительной организацией выполнялись большие объемы земляных и иных видов строительных работ на возведении нефтеперекачивающих станций, высоковольтной линии электропередач, мостового перехода через реку Алдан. Заказчики раз за разом отдавали предпочтение предприятию, которое справлялось с высоким темпом, не роняя при этом качества выполнения работ.

Стоит упомянуть и о том, что ООО «АСК» в свое время были также построены всевозможные базы, временные вахтовые поселки и другие объекты в период реализации проекта освоения Эльгинского угольного месторождения.

Основной деятельностью, которую ведет «АСК» в настоящее время, является транспортировка горнорудной массы. Услуги подрядной организации востребованы  в производственном процессе в компании «Селигдар». До недавнего времени подобные работы выполнялись ООО «АСК» и в «Полюс Алдан», но в последние несколько лет золотодобывающее предприятие осуществляет их только собственными силами. Тем не менее сотрудничество с золотодобытчиками Куранаха продолжается, транспорт «АСК» задействован на вспомогательных работах.

С квалифицированными, опытными рабочими кадрами, признается предприниматель, как и везде, туго. К дорогостоящей технике, приобретение которой для предприятия – вопрос больших вложений, и отношение у сотрудников должно быть на уровне. Поэтому больших мастеров своего дела здесь крайне ценят. А в ООО «АСК» такие сотрудники есть, работают они по многу лет, и их вклад в развитие предприятия, отмечает руководитель, весьма значим.

На пути изменений, которые неизбежно происходят у развивающегося производства, главным по-прежнему остается одно: несмотря ни на какие трудности и  как бы ни складывались обстоятельства – поддерживать привычный высокий темп и качество выполнения работ. Именно они как прочный фундамент заложены в основу строительного предприятия семьи Челондаевых.

Ирина Виноградова.

Фото из архива

Н. Челондаева.

Поделиться:

Добавить комментарий