Страсть, сила, колдовство

Вечером 8 декабря алданцы погрузились в мир якутских валькирий, побывав на спектакле Театра Олонхо «Удаканки» в постановке Степаниды Броисовой. Знаменитая саунд-драма о девушках удаганках, режиссерский дебют знаменитой якутской актрисы и певицы, был номинирован в 2015 году на премию «Золотая маска». Спектакль поставлен по повести Н. Абрамова-Кынат

Это еще один этнический спектакль «большой» республиканской сцены, который алданцы смогли увидеть благодаря масштабным культурным мероприятиям, прошедшим в 2017-м в нашем районе. В марте во время проведения дней Министерства культуры РС (Я) в Алданском районе Театр народов Севера привозил постановку «О чем поешь в ночи, белая волчица?» по легенде юкагирского писателя Н. Курилова. Драматические сюжеты в обоих случаях не предполагают звучания русской речи. Однако зрителям, не являющимся носителями языка героев, удается понять происходящее на сцене благодаря талантливой игре актеров, их пластике, языку танца. Пение и сценическое движение неразрывно сочетаются, как и любому близкому к фольклору произведению, спектаклям свойственно олицетворение сил природы, чувственность не является чем-то зазорным, требующим покрова тайны. И если в «Белой волчице» особая роль была отведена костюмам, то в «Удаганках» подчеркнутый минимализм в одежде и декорациях, способных тем не менее к фантастическим перевоплощениям. Так, кусок белой материи преображается в небо и реку, снежный покров и даже саван, а деревянные шесты — в лошадей, изгородь, мировое древо, стропы юрты и т. д.

Артисты театра «Олонхо» не просто бережно сохраняют традиции, пишут театральные критики, они используют уникальные техники корневого якутского искусства: специальное пение и говорение текстов олонхо, призванное создавать целые миры звучащим словом, сакральные жесты и движения, гипнотизирующие зрителя.

У могущественных амазонок удаганок – неземное предназначение. Но прекрасные шаманки в спектакле Степаниды Борисовой наоборот хотят стать простыми смертными женщинами, чтобы испытать пламенное чувство любви и познать материнское счастье.

В якутском и тунгусском языках шаманку называют «удаган», в русском произношении – «удаганка». Согласно поверьям удаганки живут во всех трех мирах: на небе, в нижнем мире и на земле. Они считаются сильнее мужчин-шаманов, о чем в спектакле свидетельствует эпизод исцеления юноши одной из удаганок.

Зрители молниеносно перемещались вслед за героями спектакля то в Нижний, то Средний миры, стараясь в этой ритмичной смене хронотопа не потерять нить повествования, смеялись над гротескным искусителем Абааhы, похитившим удаганку, восхищались выверенными акробатическими трюками, пластикой в воплощении страсти, где невероятное «сплетенье рук, сплетенье ног…». К финалу спектакля буйство языческой мистерии остается позади, действо обращается к миру людей, а молодые удаганки обретают направление земного пути, на котором, без сомнения, тоже есть место чудесам…

Наш корр.

Фото ЯСИА.

Поделиться:

Добавить комментарий