Top.Mail.Ru
Станционные Главнокомандующие |

Станционные Главнокомандующие

Около трети сотрудников компании «Железные дороги Якутии» сегодня – женщины. Практически во всех службах и отделах трудятся представительницы прекрасного пола. В соответствии со своими служебными обязанностями они внимательные, заботливые, рачительные, квалифицированные, в меру необходимости – строгие, а в силу активной жизненной позиции – креативные, спортивные, артистичные…

Службу перевозок называют лицом железнодорожного предприятия. Действительно, с сотрудниками этого подразделения чаще всего приходится иметь дело пассажирам, грузоотправителям и грузополучателям, специалисты службы работают непосредственно на железнодорожной линии, поездные диспетчеры, операторы, составители поездов, товарные кассиры, машинисты козловых кранов, стропальщики, приемосдатчики находятся в «эпицентре» производственного процесса. И если составителями поездов и стропальщиками женщины быть не могут, то остальные специальности ими успешно освоены.

Но есть среди них те, кого, пожалуй, можно назвать одними из самых отважных. Это дежурные по станциям. Нет, трудятся в этой должности не исключительно женщины, но и представительниц прекрасного пола не менее половины. И речь сегодня, накануне 8 Марта, пойдет именно о них.

Риски такой работы очевидны: пребывание вдали от дома, зачастую вблизи ни одного населенного пункта, а ну как еще доведется встретиться и с хозяином тайги… Однако немало и тех, кто задерживаются в этой должности по многу лет и уже не представляют себе другого графика работы. 

На протяжении 796 км Якутской железной дороги – от ст. Нерюнгри-Грузовая до Нижнего Бестяха – 22 раздельных пункта. На каждом из таких раздельных пунктов несут круглосуточное дежурство двое дежурных по станции. Один из которых, непременно на трудовом посту, у второго – перерыв между сменами. Работа организована вахтовым методом: каждая пара дежурных заступает на работу на 15 дней и потом столько же отводится на отдых.

График движения поездов на участке якутской железной дороге довольно плотный: в сутки по железнодорожной линии проходит 4 пары грузовых и одна пара пассажирских поездов. То есть фактически через раздельный пункт, как называют станции и разъезды железнодорожники, с интервалом в 4 часа проходит поезд.

 «Неспящие» в Нимныре,

на Таежке и на Амге…

В переводе с французского слово «дежурный» означает «неспящий». Дежурным по станции в течение 12-часовой трудовой смены ночью или днем действительно дремать не приходится.

Дежурный по железнодорожной станции – одна из самых ответственных профессий, особенно если учесть, что справляются со всеми обязанностями хрупкие женщины.

В задачи дежурных входит безопасный пропуск поездов, приготовление маршрутов приема-отправления поездов. «Большинство раздельных пунктов сейчас оборудованы МПЦ – системой микропроцессорной централизации, которая позволяет управлять стрелочными переводами, не выходя из помещения дежурного по станции. Однако сотрудницам необходимо в штатном режиме пропускать поезда стоя на платформе. Непременно в форменной одежде – с этим у нас очень строго», – рассказывает Николай Томилов, руководитель службы перевозок АО «АК «ЖДЯ».

Скучающий в вагоне пассажир видит на перроне девушку с сигнальным диском в руке. А тем временем дежурные, встречая и провожая поезд, смотрят и на работу ходовой части поезда, и на расположение груза на открытом подвижном составе, его правильную увязку. Все колесные пары должны крутиться, нельзя допустить порчи пути из-за неисправности колес. Увидев нарушение, дежурный дает команду на остановку поезда, сообщает поездному диспетчеру и принимается решение о дальнейших действиях.

Кроме того, дежурные по станции следят за работоспособностью оборудования и устройств, которые находятся в границах станции. Своевременно сообщают о необходимости очистки от снега верхнего строения пути. А вот вверенную им территорию расчищают от снега сами.

Нештатные ситуации, когда выходит к станциям хозяин тайги, здесь и вправду случаются. Звериные тропы нередко пересекаются с производственными объектами. И как-то  дежурной по станции Огоннер даже пришлось пережидать визит косолапого на верхушке светофора. Огоннер – одна из немногих станций, не оборудованных пока МПЦ. И чтобы приготовить маршрут (попросту говоря, перевести стрелки), дежурному необходимо идти непосредственно к месту, где находится переход. Медведь перегородил женщине путь отхода к зданию станции, ей ничего не оставалось, как забраться на светофор. Ситуация тогда разрешилась благополучно. Любопытный зверь продержал сотрудницу на верхотуре около часа, а потом преспокойно ушел себе обратно в тайгу.

Внимательность, выдержка, психологическая устойчивость, олимпийское спокойствие и в то же время быстрота реакции – всеми этими качествами должен обладать дежурный по станции. Среди них действительно нет случайных людей. Требования безопасности диктуют жесткие условия к подбору тех, кто будет за нее ответственен. «И в целом человек, который знаком с железной дорогой не понаслышке, прошел соответствующее обучение, и реагирует по-другому. 98 % таких специалистов у нас сейчас с профильным образованием», – рассказывает Н. Томилов.

На станциях в настоящее время созданы вполне комфортные условия для работников: есть душевые, холодильники, кухни, отдельные комнаты отдыха. Правда, телевизионное вещание далеко не везде, но связь ловит, можно позвонить домой, пообщаться с родными, есть возможность пользоваться мессенджерами. Кроме того, с дежурными всегда на связи коллеги из узловых станций.

На должность дежурных приходят молодежь после окончания техникумов и даже институтов – это первая ступень в карьере многих железнодорожников. В последние годы, отмечает руководитель службы движения, у выпускников Транспортного техникума, что в Нижнем Бестяхе, появился интерес к работе на железной дороге, после получения диплома об образовании они не разъезжаются по своим наслегам, а приходят работать по специальности.

Молодым легким на подъем новичкам ничуть не уступают сотрудники опытные Средний стаж у дежурных по станциям все же вполне солидный – 12-13 лет. Есть те, кто трудится с 2002-2004 г. и даже с 1998 года.

– Ну а кто же лучше выполняет работу, мужчины или женщины? – не преминули спросить у начальника службы движения.

– Как бы ни было мне обидно за свой пол, однако, приходится признать: женщины работают намного лучше. Их исполнительская дисциплина выше, они не подведут: вовремя приезжают на вахту, сделают в срок порученное дело и не забудут отчитаются, – делится наблюдениями Николай Александрович. – Нельзя не отметить: за прошлый год из четырех случаев нештатных ситуаций, которые могли бы закончиться плачевно, три были предотвращены именно женщинами. После одного из происшествий, когда дежурная заметила дымящуюся буксу и остановила движение состава, специалисты подтвердили: еще несколько километров – и крушение было бы неизбежно!

«Встречай меня, мама!»

Рассказ о сотрудницах АО АК «ЖДЯ» – дежурных по станциям – был бы неполным, если бы не довелось познакомиться, хоть и заочно, с теми, кто сейчас несет эту трудовую вахту. Три очаровательные женщины с удовольствием рассказали о своем житье-бытье на вверенных им участках работы.

У Евгении Филипповой он, пожалуй, один из самых суровых – трудится женщина на разъезде Таежный. Мороз, ветер, снег вблизи перевала, разделяющего Нерюнгринский и Алданский районы, большую часть года полновластные хозяева. Зимой нередко переметает пути. Территорию разъезда, стрелочные переходы тоже очищать от заносов необходимо регулярно. Хлопот хватает и весной, когда днем все оттаивает, а ночью прихватывает устройство морозцем. При приготовлении маршрута приходится учитывать все эти факторы. И пусть задачи на однопутной железной дороге не такие глобальные, как на больших станциях, но не менее важные. Предельной концентрации внимания требует такой процесс как  скрещение – когда одновременно на станцию прибывают два состава, следующие с противоположных направлений. Грузопоток на железной дороге с каждым годом увеличивается, и таких рабочих моментов становится больше. Однако опыт у моей собеседницы колоссальный: в должности дежурной по станции она трудится с 2001 года! Работала на станциях Денисовская, Хатыми, Огоннер, Чульман. Говорит, что пробовала сменить график работы на обычный, однако, перестроиться на привычный большинству сограждан ритм пока не получается. Привыкла к своему беспокойному хозяйству.

Росла Евгения в Амурской области, в школьные годы подрабатывала на железнодорожной станции. Путейцем был отец, на железной дороге трудился и младший брат, и с будущим мужем познакомилась, когда он служил на железной дороге.

У Евгении подрастают двое сыновей, живет семья в Беркаките. Конечно, интересно было узнать, не собираются ли дети продолжить семейное дело. «Младший нет, а вот старший, ему сейчас 17, подумывает стать машинистом тепловоза. И работать именно на нашем предприятии. Говорит, что хочет, чтобы я его встречала на своей станции», – делится моя собеседница. 

Мария Афанасьева – дежурная по станции Селигдар – о железной дороге еще несколько лет назад имела самые общие представления: родом она из Нюрбинского улуса. Когда дело шло к окончанию школы, как многие молодые жители республики, планировала пойти учиться по целевому набору. Мечтала, что станет студенткой хабаровского или приморского учебного заведения. Так оно и вышло. А приглянулись девушке из всего многообразия профессий железнодорожные специальности. Школьные педагоги ее поддержали: железная дорога – сфера для республики перспективная, дерзай! Постигать транспортную науку Маша отправилась в Приморский край – в Уссурийский техникум железнодорожного транспорта.

После завершения обучения в 2016 году согласно условиям договора была направлена на работу в «Железные дороги Якутии». Поселилась в общежитии компании в Лебедином, конечно, вдали от дома первое время было грустно, говорит она. На работе же скучать не приходится, уверяет Мария. Напарницы помогают друг другу, если есть такая необходимость, так работа быстрее спорится. А в свободное время Мария рукодельничает – вышивает крестиком.

Молодой специалист Ксения Гостюхина также работает в компании с 2016 года. После защиты дипломной работы в Южно-Якутском технологическом колледже в числе пяти лучших выпускников была приглашена в «Железные дороги Якутии». Начав работать дежурным на станции Большой Нимныр, быстро вошла в курс дела и теперь уже назначена на должность начальника станции. Впрочем, должность эта не освобождает ее от обязанностей нести дежурство на вверенной ей территории. Бытовые условия тоже вполне устраивают: есть личная комната отдыха, душ, кухня, можно и телевизор посмотреть. Своего рода испытанием, признается Ксения, стала для нее жизнь без доступа ко всемирной паутине. Что поделаешь, общение в сети прочно вошло в нашу реальность. А вот живого общения даже на столь отдаленном участке, кажется, вполне хватает. Пассажирское движение на Большом Нимныре достаточно оживленное – рядом находится вахтовый поселок газовиков, каждый день уезжают и приезжают не только местные жители, но и работники предприятия. – У нас очень сплоченный коллектив, помогаем друг другу, – говорит Ксения. – Дружно работаем с машинистами, путейцами, службой СЦБ и связи, – рассказывает она.

* * *

В первые весенние дни женщины принимают поздравления от близких и коллег. И сотрудницы железнодорожных станций, которые в дни праздника находятся вдали от дома и несут свою службу, не остаются без внимания. «Конечно, нашим дежурным передадут поздравления, наш профсоюз всегда старается отправить с проводниками или через машинистов небольшие презенты, – отмечает в завершение нашей беседы Николай Томилов. – Пользуясь случаем, поздравляю всю прекрасную половину нашей компании и в особенности сотрудниц службы движения с Международным женским днем. Спасибо за ваше трудолюбие, профессионализм, мудрость и терпение! Солнечного настроения, добра и мира вам и вашим близким!»

Ирина ВИНОГРАДОВА.

Фото из архива Е. Филипповой,

М. Афанасьевой, К. Гостюхиной.

Поделиться:

Добавить комментарий