Top.Mail.Ru
Сердце – детям |

Сердце – детям

Каждый человек приходит в этот мир не случайно. Он занимает свое место в жизни, остается в памяти, в сердце и  душе у тех, с кем  ему  пришлось  идти рядом по этой земле.  Так, для многих из нас кроме родителей и друзей наставниками в жизни становятся воспитатели в детских садах и учителя в школах.  От их профессионализма и умения находить общий язык с ребенком зависит не только тяга к науке, но и социальная адаптация,  принятие себя как личности. 

Нэлли Павловна Горяйнова  одна из таких учителей, о  ней  можно сказать с гордостью: учитель от Бога. Доказательство тому – благодарность родителей и учеников, которые спустя многие годы с теплотой отзываются о ее профессионализме, мудрости и душевной теплоте. 

Еще будучи первоклашкой, она решила: во что бы то ни стало  будет учителем! Так из сбитого сорванца в детстве,  на которого жаловались соседки, вырос прекрасный педагог, любящий и знающий свою работу. «Мы жили в Якутске, а я была такая упитанная  «лепеха». Все дети во дворе меня боялись. Женщины часто кричали маме: «Вера, Нелька опять всех бьет!» – смеясь, вспоминает Нэлли Павловна.  Пойдя в школу, маленькая Нэлли с начальных классов стала грезить профессией учителя. В качестве ученика она выбрала своего брата и с ловкостью заинтересовывала его пройденным школьным материалом. «Взрослые нередко спрашивают детей, кем они видят себя в будущем, какую профессию хотят выбрать. Я не помню, чтобы мне родители задавали такой вопрос. Наверное,  и так очевидно было мое желание быть учителем. Когда я пошла в школу, я просто ей заболела. Приходила домой, делала маленькие тетрадочки, обучала брата. Помню, когда нам преподавали письмо, я писала буквы на полу и на маминой доске, на которой она стряпала. Мне за это попадало, но я твердо решила, что буду учителем.  Еще больше мое желание укрепили школьные учителя по русскому языку и литературе – Т. Я. Малышкина и Л. Н. Стряпкова, по истории – Т. М. Макеева, немецкому языку – И. А. Полюдова, по физической культуре – Н. И. Наумов и, конечно,  классный руководитель, наш классный папа, дорогой А. И. Микульскас. Навсегда в памяти останется их высокий профессионализм! Добрые, чуткие с хорошо поставленной речью, блестящими знаниями и индивидуальным психологическим подходом, они не только давали нам знания по предметам, а учили нас жизни. Огромное им за это спасибо и светлая память!», – поделилась воспоминаниями Нэлли Павловна. Профессия педагога всегда была в почете, авторитетна и благородна. Родители поддержали выбор дочери. Окончив школу, юная Нэлли поступила на филологический факультет в Якутский государственный университет. Как призналась сама Нэлли Павловна, что могла бы стать врачом, но страх перед сдачей физики и математики все же определил окончательный выбор будущей профессии.  

После окончания университета молодая шустрая активистка попала по распределению в небольшой слюдодобывающий шахтерский поселок Эльконка. Здесь начались ее первые трудовые будни в качестве учителя. По стечению обстоятельств приехала на новое место жительства и работу она в свой день рождения. Кстати, свой 80-летний юбилей Нэлли Павловна отметила не так давно – 20 августа. «Поселок был очень компактный. Люди там были отзывчивые и доброжелательные. Мы жили как одна семья», – вспоминает она. По приезде у молодого специалиста  все получалось легко. Она быстро нашла контакт  с коллективом учителей в школе, родителями и учениками. Ее классы были дружные, и дисциплина, которая является немаловажной частью педагогического успеха, задалась сразу. В школе № 21 она проработала десять лет, была классным руководителем и вожатой, заведующей корреспондентским пунктом.  В 1973 году после закрытия рудника было решено уехать в Алдан. В районном отделе народного образования ей предложили должность начальника летнего лагеря школы-интерната. На тот момент выбора не было, и Нэлли Павловна согласилась. Работа была трудной, ответственной и самоотверженной. Не жалея себя, она отдавала детям всю свою любовь и нежность. Нашла подход к ребятам с трудными жизненными ситуациями, помогла им раскрыть себя и, главное, показать, что они тоже достойны любви и уважения. «Работа была очень тяжелой. Дети, не знавшие ласки, были замкнутые и агрессивные, их ни на минуту нельзя было оставит одних. Я приходила рано утром и уставшая возвращалась поздно вечером домой. Среди учителей даже есть понятие, что педагог, прошедший через такую закалку, может работать, где угодно. Это действительно так, там нужно было иметь большую моральную выдержку. И я бы не справилась, если бы не получила огромную поддержку от моего друга и наставника Лидии Алексеевны Кузнецовой. Это учитель и воспитатель с большой буквы, прекрасный психолог, требовательный, но справедливый. Лидия Алексеевна помогала мне во всем, и я училась у нее работе с трудными детьми», – рассказывает Нэлли Павловна.

 1974 году Нэлли Горяйновой предложили работать организатором по внеклассной учебной работе в алданской  школе № 1. Ей предстояло влиться в большой коллектив, где насчитывалось одна тысяча триста учеников и около ста работников. Работа организатора предполагала активное участие в жизни школы. Как призналась Нэлли Павловна, было страшно, не все получалось. С большим удовольствием она планировала любые мероприятия, такие как спортивные состязания, тематические вечера, дежурства, пионерские сборы, КВН, комсомольские собрания, осенние работы на полях, строительство снежных фигур на «Проводах русской зимы», шефство над детскими садами и ветеранами ВОВ. Конечно, в большом коллективе при такой ответственности было бы трудно без поддержки, ценных советов и слов одобрения педагогов с большим профессиональным опытом. «Я пришла работать в первую школу в большой коллектив, но я  не стеснялась спросить у опытных учителей совета. Тогда существовали преемственность и наставничество. Моим помощником в работе стала завуч Серафима Георгиевна Дрюнина. Она была  душевная, справедливая и внимательная. Окружила меня своей заботой и поддержкой, всегда успокаивала: «Нэлли, все будет спокойно, не нервничай, не переживай». Еще мне помогали в работе А. С. Поликарпова, А. Д. Кияшкина, Л. И. Смирнова, И. Л. Саливон, Л. П. Сунжаю», –  отзывается о наставниках Нэлли Павловна.

После рождения дочери Ларисы она стала работать учителем русского языка и литературы. Как призналась Нэлли Павловна, самые счастливые годы работы выпали на 1980-е  и  2000-е. За это время поменялось немало учеников, но  всех она вспоминает с большой теплотой и любовью. «Учитель должен всю жизнь учиться, если он перестает учиться, он престает быть учителем», – уверена Нэлли Павловна.  Наверное, поэтому в ее доме очень много журналов и книг о педагогическом образовании. Даже сейчас она продолжает самосовершенствоваться ради тех детей, которые приходят к ней за помощью в подготовке по ее предмету, а она требовательно и доходчиво объясняет премудрости своей науки. Ценный опыт, приобретенный в прошлом, помог ей в работе с детьми с ослабленным здоровьем, которые обучались на дому. Ее уроков такие ребята ждали с нетерпением, им очень нравился ее стиль преподавания и индивидуальный подход к каждому. А еще, будучи учителем, она не боялась проводить анкетирование своих учеников о качестве своей работе. Каждый мог оценить ее умение объяснять материал, знания и личные качества. «Мои ученики часто признавались мне в любви. Был случай, когда старшеклассники Миша Шатров и Сергей Кузмичев признались: «Нэлли Павловна, мы вас любим». Я ответила: «Так меня многие ребята любят» «Нет, мы по-другому вас любим», – парировали мальчишки», – улыбается моя собеседница. С большой теплотой она вспоминает директора Валерия Ивановича Колмакова: «Он был, конечно, скупой на похвалу, но видел, как кто работает, давал советы. Он жил школой, не пропускал ни одного мероприятия. Получить похвалу от него было настоящей наградой. Однажды он признался моей учительнице Таисии Яковлевне Малышкиной о моей работе: «Все бы так работали, как Нэлли Павловна». Немало было веселых моментов в школьной жизни ее учеников. С трепетом она вспоминает 10 «Б» 1982 года. Есть у нее на память от ребят самая дорогая реликвия – небольшой стих, написанный Андреем Галеевым, Славой Калатушкиным, Сашей Кондратьевым и Сергеем Бабешкой. На уже давно пожелтевшем листке детским почерком написанное экспромтом стихотворение с ошибками –  признание к ее учительскому таланту. Что может быть для учителя дороже всего? Благодарность и любовь учеников, которым она дарила себя без остатка, отдавая самое лучшее. Способностью быстро находить общий язык с учениками и родителями может похвастаться не каждый учитель. На родительских собраниях была высокая посещаемость. На вопросы коллег, как ей это удается, она отшучивалась: «А мы после собрания в ресторан идем». А на самом деле секрет был прост: она никогда не отчитывала родителей за поведение и успеваемость детей, если и были какие-то проблемы, то все это происходило только в личной беседе. «За все время работы в школе у меня практически не было конфликтов с родителями детей. Наоборот, я очень благодарна им за помощь и понимание!», – выразила признательность Нэлли Павловна.

Нэлли Павловна очень любит творчество Владимира Высоцкого, Сергея Есенина, Василия Шукшина, Игоря Талькова и неравнодушна к живописи, любит животных и цветы. А свою любовь к литературно-музыкальным композициям она перенесла в творческий драмкружок, который с удовольствием посещали ребята. Многих это вдохновило, и они связали свою судьбу с творческими профессиями. Со своими учениками она всегда была, как говорят, на одной волне. Ходила в походы, устраивала чаепития и всегда отстаивала их интересы. Кстати, она до сих пор бережно хранит детские сочинения, стихи, рисунки к произведениям своих учеников, которые нередко становились наглядным примером для других ребят. «Все мои ученики – состоявшиеся взрослые люди, каждый нашел свой путь в жизни. Ведь учитель славен делами и поступками своих учеников. Каждый ученик для меня был личностью. В своих классах старалась сдружить ребят как можно ближе, даже грозила им, что если начнут собираться в кучки, то сразу откажусь от них как классный руководитель. Несмотря на то, что уже много лет не работаю в школе, до сих пор скучаю по шуму, крикам ребят, школьному звонку. Для меня учитель – это прежде всего человек, который уважает и любит детей, испытывает радость от общения с детьми, понимает ребенка, помогает ему, поддерживает. Человек, который вместе с ребенком посмеется, пошутит и даже поплачет и найдет в себе силы  признать свою вину,  попросить прощения. Он не должен  лгать ученикам, он с ними искренен и правдив. Настоящий учитель закладывает в душу учеников высокий моральный жизненный стержень, если таких качеств нет, то этот человек посторонний в школе. Лучшей для меня  наградой за свой труд я считаю слова благодарности учеников и родителей. У большинства сложилось мнение обо мне как об учителе: строгий, но добрый. Учительство – не труд, а отреченье, умение всего себя отдать, уйти на долгий подвиг и мученье и в этом видеть свет и благодать», – рассказала Нэлли Павловна.

Школьные годы – это большой этап в жизни каждого. В эти годы человек не только получает базовый уровень знаний, а растет как личность и формирует свои взгляды на будущее, и немаловажную роль в этом играет учитель. Ведь его умение заинтересовать своим предметом,  разглядеть в своих учениках таланты, подобрать к каждому свой ключик дорогого стоит. Нэлли Павловне это удалось, об этом можно судить по теплым словам благодарности от родителей и учеников. Встречая ее на улице, они всегда ее обнимают и даже шутят: «Не переживайте, Нэлли Павловна, мы русский язык знаем, где запятую поставить, а где восклицательный знак!»

                                                                                                                       Анна Юмадилова.

      фото из архива Н. П. Горяйновой

Поделиться:

Добавить комментарий