Top.Mail.Ru
Самая острая проблема – нехватка мусорных контейнеров |

Самая острая проблема – нехватка мусорных контейнеров

С 1 января 2019 года на территории Республики Саха (Якутия), так же как и на территории других субъектов РФ, введена в действие новая система обращения с ТКО. Регулирование данных вопросов осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 25.12.2018).

Если ранее услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов оказывали различные организации, которые устанавливали свои тарифы на данные услуги, то теперь сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение мусора  обеспечиваются одной организацией, которая является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Алданского района, – МУП «Переработчик».

По плану все должно было пройти гладко, но на деле оказалось не так. До сих пор проблемы вызывают даже самые простые вопросы: кто должен убирать мусорные площадки, покупать и ремонтировать контейнеры? Об этом мы поговорили с представителем МУП «Переработчик» в Алданском районе Максимом Ковтуновичем, который занимает эту должность с марта 2020 года. Он поделился своими наблюдениями и предложениями по стабилизации ситуации с уборкой мусора в районе.

– Максим Леонидович, больше всего нареканий от населения вызывает нехватка мусорных контейнеров и техническое состояние имеющихся. Планируется ли приобретение новых баков под складирование ТКО?

– Несмотря на наличие нормативной базы, регламентирующей обращение с твердыми коммунальными отходами, однозначного ответа на вопрос, кто же должен приобретать контейнеры – регоператор, УК или муниципалитет – нет. Что касается регионального оператора, то в соответствии с п. 90 постановления Правительства РФ № 484 от 30.05.2016 (ред. от 29.10.2019) «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»,  расходы на приобретение контейнеров и их содержание определяются в размере, не превышающем одного процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования. В денежном эквиваленте эта сумма составит около 440 тыс. руб. при 100%-ном сборе платежей за вывоз мусора. Исходя из того, что бак в среднем стоит 12 тыс. руб., получается, 36 баков на весь район мы должны установить, в тарифе это предусмотрено. Если взять другие муниципальные образования, то, к примеру, в Томмоте потребность в мусорных контейнерах стоит не так остро. Что касается Нижнего Куранаха, то в 2013 году было приобретено 100 баков, в этом году – еще 50 баков за счет бюджета поселения, осталось установить контейнеры в частном секторе, есть проблемы по Верхнему Куранаху и Якокиту, где до сих пор существуют вывозные ямы и короба. В этом году администрацией Алдана запланированы приобретение и установка около 50 баков,  понимаем, что в условиях города этого недостаточно.

В то же время в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 12-47/928 от 18 января 2019 г. отмечается, что законодательством Российской Федерации прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления ТКО. Таким образом, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором.

Сейчас сложилась двойственная ситуация с мусорными баками в Алдане – если спецтехника находится в аренде у МУП «Переработчик», то с передачей мусорных контейнеров произошла неувязка, по сути, в данный момент они зависли в воздухе, регоператору не переданы, поэтому он не может направлять денежные средства на ремонт не принадлежащего ему имущества. С другой стороны, контейнеры не стоят на балансе и у администрации города.

В отличие от населения, в отношении юридических лиц четко указано, что собственник производства отходов должен сам приобрести контейнер для мусора. До момента его установки предприниматели и юридические лица должны пройти процедуру согласования, для чего подать заявку в администрацию поселения. После ее рассмотрения, в случае принятия положительного решения, документы направляются в Роспотребнадзор, который дает заключение:  установить мусорный контейнер не ближе 20 м от социальных объектов. Это место заносится в территориальную схему с указанием принадлежности и количества баков, а адрес включается в маршрут на вывоз.

За три месяца всего пять предпринимателей поинтересовались, где купить мусорные контейнеры. В Алданском районе их никто не производит, а если бы производили, то себестоимость составляла бы 15 тыс. руб. за бак.

– Нехватка контейнеров для мусора ухудшает ситуацию с его накоплением и нерегулярностью вывоза. Какие нормативы существуют на этот счет?

– Региональный оператор при обращении с отходами должен соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в том числе санитарные и правила благоустройства. Согласно п. 2.2.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года при температуре –5 градусов и ниже должен быть не более трех суток, в теплое время при температуре свыше +5 градусов – не более одних суток, то есть должен осуществляться ежедневный вывоз.

Опять же, это все в теории, на практике же при имеющейся технике соблюсти этот график вывоза невозможно. Мы только-только стали выходить на плановый режим работы – пошли субботники. Люди понесли в мусорные контейнеры все, что накопилось за год: холодильники, стиральные машины, кресла. Есть отдельные адреса, где жители  оставляют свои машины возле баков, тем самым препятствуя возможности подъехать к контейнерной площадке мусоровозу с манипулятором, это МКД по ул. Достовалова, 8, Космачева, 24, дома в 1-м квартале, по ул. Октябрьской, 8, 10. Я понимаю жителей – им негде парковаться, но и  мы не можем работать при таких обстоятельствах.

Другая ситуация с предпринимателями. Если они берут земельный участок под строительство магазина, к примеру, 100 кв. м, то по периметру заливают фундамент и ставят магазин. Редкий владелец торговой точки предусматривает строительство контейнерной площадки для сбора ТКО, парковки для транспорта, таким образом, у магазина не остается прилегающей территории, куда можно было бы поставить мусорный бак, разбить  клумбу, как следствие – возникает проблема с парковочными местами и обустройством контейнерной площадки.  

– Много жалоб на то, что мусор не убирается с контейнерной площадки, в мусоровоз выгружается только тот, что находится непосредственно в баках.

– Место накопления твердых коммунальных отходов – это площадка с контейнерами и бункерами – обустраивается по требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Если контейнерная площадка расположена на придомовой территории, которая входит в состав общего имущества, за ее содержание отвечает УК (собственники помещений в таком доме). Мы все понимаем, что управляющая организация может распоряжаться только теми деньгами, которые собрала с жителей. Если же площадка в состав общего имущества не входит, за ее чистотой следит собственник земельного участка, на котором она расположена, он должен ее содержать, то есть обустраивать, красить, убирать, в нашем случае это, как правило, администрация поселения.

Пункт 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1156 от 12 ноября 2016 г.  «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», говорит о том, что под уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов подразумеваются действия по подбору оброненных, просыпавшихся при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз. Другими словами, региональный оператор должен убрать только тот мусор, который выпал из контейнера в момент погрузки в мусоровоз. Часто мы наблюдаем такую картину, когда баки пустые, а рядом все засыпано мусором. Люди не доносят мусор до контейнеров, бросают на землю. Такой мусор мы не должны вывозить, его должен убирать собственник этой площадки. На сегодня ни одна дворовая территория, контейнерная площадка не привязана к дому, если бы такое произошло, то появился бы тариф на услуги дворника.

К примеру, в Нерюнгри есть дворовая территория, за ней закреплен дворник, работа которого оплачивается по тарифу  и включена в квитанции жителей,  в Алдане такого нет.  Наши граждане любят рассказывать о том, как хорошо работают дворники в других регионах, не зная всей глубины этого вопроса – везде такие услуги включены в оплату, согласны ли алданцы оплачивать работу дворников?

Часто встречаются жалобы на нерегулярный вывоз мусора, яркий пример – улица Южная в мкр. Солнечном. Из 15 домов жители только девяти заключили договоры на вывоз мусора, при этом период неплатежей за услугу в среднем составляет 6,6 месяца. Почему остальные не оплачивают?

– Еще одна больная тема для городских властей – это складирование крупногабаритного мусора на контейнерных площадках, предназначенных для сбора бытовых отходов. Кто все-таки должен его вывозить?

– Правила обращения с твердыми коммунальными отходами относят к крупногабаритному мусору твердые коммунальные отходы такого размера, что их невозможно поместить в контейнер, например, мебель или бытовую технику, предметы, которые утратили свои потребительские свойства. Размеры таких предметов превышают 0,5 метра в высоту, ширину и длину. Крупногабаритные отходы  входят в состав бытовых отходов и вывозятся региональным оператором согласно п. 12 постановления Правительства РФ № 1156.

Стоимость вывоза крупногабаритного мусора включена в норматив, установленный в регионе для оплаты услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Дополнительная оплата за вывоз  крупногабаритных отходов взиматься не должна.

Крупногабаритный мусор должен складироваться на специальных площадках и  вывозиться раз в неделю по нормативу – так и получается. У МУП «Переработчик» заключено соглашение с управляющей компанией «Возрождение», самосвалом и погрузчиком которой вывозится КГМ. Для удобства взаимодействия с потребителями и оперативного решения вопросов мы создали инстаграм-аккаунт @pererabotchik_aldan, есть номер в ватсапе 8-924-597-21-20, граждане могут отправлять фото и видео, обращать внимание на проблемные точки, чтобы мы могли скорректировать маршрут спецтехники. Однако зачастую вместе с домашней мебелью на контейнерной площадке оказываются старые разобранные сараи, доски, такой мусор регоператор не должен вывозить.

– В таком случае в чьих полномочиях находится вывоз строительного мусора?

– Во-первых, необходимо разобраться, что относится к строительному мусору.  Строительный мусор – это отходы, образующиеся при демонтаже, ремонте или строительстве. Это не только бетон, кирпичи, куски металла, но также демонтированные двери и окна, снятый линолеум, старые обои и прочее. В обязанности регионального оператора по обращению с отходами не входит вывоз такого мусора, ответственность за его уборку несут лица, в процессе деятельности которых такой мусор образовался.  Вывоз и утилизация подобных отходов должны производиться отдельно от ТКО. За нарушение данного правила предусмотрена административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ.

Во-вторых, строительный мусор запрещено складывать в контейнеры для ТКО: такие отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора контейнеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке.  

В-третьих, необходимо дифференцировать понятия бытового крупногабаритного мусора и строительных, ремонтных отходов. Бытовые крупногабаритные отходы входят в состав ТКО, за их вывоз отвечает региональный оператор. Плата за вывоз крупногабаритных отходов включена в тарифы и нормативы выбранного регионального оператора. Строительный мусор, как и отходы после уборки дворов, теплиц, грядок, не относится к твердым коммунальным отходам и не входит в зону ответственности исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Его вывоз производится по отдельному договору с региональным оператором или иной специализированной компанией за дополнительную плату. 

Обязан ли гражданин оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору, если он утверждает, что в результате его жизнедеятельности не образуются отходы, а те, которые все же остаются, он самостоятельно утилизирует, например, закапывает или сжигает на своем земельном участке?  

– Утверждение некоторых граждан о том, что в результате их деятельности не образуются коммунальные отходы, явно не соответствуют действительности. В любом случае такие отходы образуются, их наличие считается фактом, не требующим доказательства. Соответственно, такие отходы подлежат сбору и утилизации.
Что касается самостоятельного уничтожения отходов, то такая деятельность является незаконной, так как она может осуществляться лишь организациями, имеющими соответствующую лицензию. За совершение указанных действий граждане даже могут быть привлечены к административной ответственности. Таким образом, если в населенном пункте организован сбор и вывоз ТКО, то жители обязаны оплачивать эти услуги. Необходимо понять, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Упаковка и тара от продуктов, хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор не могут бесследно исчезнуть. Значит, отходы либо сжигаются, либо закапываются на участке, либо пополняют несанкционированные свалки, нанося огромный ущерб окружающей среде.

Чаще всего такая ситуация возникает у жителей частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями. Однако теперь в силу положений части 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Плату за оказанные и неоплаченные услуги региональный оператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке.

– Кто еще должен заключать договор с региональным оператором на вывоз мусора?

– Кроме собственников частных жилых домов такие договоры обязаны заключить собственники нежилых помещений в многоквартирных домах, собственники помещений и квартир в МКД, прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Жителям многоквартирных домов и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий, когда договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор осуществляет вывоз мусора из этих мест накопления.

Жителям многоквартирных домов коммунальная услуга по обращению с ТКО может быть оказана на основании прямого договора с каждым из жителей, если такое решение принято на общем собрании жильцов, либо через управляющую организацию МКД – УК, ТСЖ. При наличии управляющей организации она обязана заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО, если такие полномочия ей предоставило общее собрание жильцов МКД в соответствии с договором управления.

Гражданам, проживающим в домах, находящихся под управлением управляющей компании, МКД, необходимо производить оплату за вывоз мусора в кассах УК, которая потом перечисляет платежи в адрес регоператора, жители частного сектора могут обратиться с пакетом документов по адресу: ул. Октябрьская, 46, либо подать заявку через сайт МУП «Переработчик», отправить документы, и договор будет заключен. Все дело в том, что жильцы частного сектора не горят желанием заключать договоры. Те проблемные точки – ул. Жадейкина, 2, Теплякова, 12, которые вышли из-под управления УК, – договоры не заключили ни с кем. 

– По истечении трех месяцев с момента назначения Вас представителем регионального оператора в Алданском районе, какие проблемы лично Вы увидели в организации работы, что Вами предпринято для улучшения деятельности?

– Сегодня мы работаем над наполнением базы потребителей услуги, полностью сформированы сведения по Большому Нимныру, Ыллымаху, Верхнему Куранаху, Якокиту, Нижнему Куранаху, Синегорью, в течение недели жители увидят сумму начислений и задолженности. То же самое будет сделано по Алдану и другим населенным пунктам.

По состоянию на 1 июня 2020 года сумма начислений за вывоз мусора с населения составила 3 103 631,26 руб., фактически оплачено 833 717,96 руб., общая задолженность 14 162 288,57 руб.

160 предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных на территории Алданского района, заключили договоры с регоператором на вывоз мусора, в стадии подписания еще 147.

Безусловно, улучшению работы по обращению с отходами послужит приобретение администрацией Алданского района двух новых спецавтомобилей для нужд регоператора, это позволит выдерживать график вывоза, ввести дополнительные маршруты в схему движения. По оптимистичным прогнозам, в июле после решения ряда организационных вопросов мусоровозы выйдут на маршрут.

Елена ИВКИНА.

Фото из соцсетей.

Поделиться:

Добавить комментарий