«Романтики» остались в нашем сердце, как в небе путеводная звезда…

Год театра… Он объявлен в России в этом, 2019-м, что, несомненно, оживит культурную жизнь нашей страны. Будут интересные постановки, вызовут зрительское восхищение известные актеры, проявят себя новые таланты. Не пройдет этот год бесследно и на алданской земле, имевшей в далекие 1930-е свой профессиональный театр, здание которого сгорело перед войной. Не случись тот пожар, а затем и военное лихолетье, наверняка бы все сложилось иначе. И все же мои дорогие земляки сохранили в душе чувство прекрасного. Богиня театрального искусства Мельпомена никогда не покидала нашу малую родину. В школах, клубах, красных уголках предприятий, в Доме культуры организовывались драматические кружки, игрались пьесы с участием самодеятельных актеров. 

Важным событием в жизни района стало открытие в конце семидесятых годов уже прошлого века          Театра юного зрителя, а в начале восьмидесятых – народного театра «Романтики». Будучи большой поклонницей «Романтиков», была в курсе их творческой жизни, с удовольствием смотрела спектакли, посещала театральные ложи и обо всем этом рассказывала в газете. Мне очень грустно, что с отъездом режиссера Валентины Георгиевны Азаренко не нашлось достойной замены. До сих пор греют душу воспоминания. Год театра – самый подходящий повод, чтобы перелистать страницы былого, встретиться с бывшими актерами. Их, к сожалению, совсем немного осталось в Алдане. Кто-то сменил место жительства, кто-то уже покинул сей бренный мир. Перед тем, как пообщаться с одним из бывших актеров народного театра, решила побывать в Городском Дворце культуры. Там мне дали возможность ознакомиться с архивными материалами. На память о «Романтиках» остались альбомы с фотографиями, отзывами зрителей, газетными рецензиями. На старых черно-белых снимках – сцены из  спектаклей, театральных лож.

Год рождения народного театра «Романтики» 1982-й. Именно тогда в нашем городе появилась Валентина Георгиевна Азаренко. За сравнительно небольшой срок ей удалось создать в Доме культуры новый творческий коллектив. Естественно, было объявление о наборе в этот коллектив.

Но режиссер не только полагалась на афишу. Сама пошла «в люди», то есть на предприятия и в организации, встречалась с профсоюзниками, секретарями парторганизаций. Добывала информацию от коллег из культучреждений, воспользовалась подсказкой старожилов города. И ее поиск артистов из народа увенчался успехом. Так в нашем городе появился свой театр. Звание народного ему присвоено спустя годы, уже с учетом достигнутых больших успехов. Оказалось, что наша алданская земля богата талантами. Люди разных профессий стали артистами народного театра, оставили яркий след своей игрой в различных постановках. Врачи, учителя, журналисты, рабочие, музыканты, библиотекари… Все они были без малого два десятка лет единой творческой семьей. Спешили после трудового дня, отложив домашние и прочие заботы, на репетиции.

Листаю страницы альбомов и словно возвращаюсь в прекрасное далеко. Помнится, как принималась зрителем на ура психологическая драма Антона Павловича Чехова «Иванов», где играли Алексей Дмитриев, Валерий Рыков, Владимир Бобров, Александра Прищеп и другие «романтики». Остросюжетная социальная драма Р. Ладлэма «Бумага Мэтлока», в которой обличалась наркоторговля, вообще стала новаторским сценическим воплощением режиссера Азаренко и актеров народного театра. По сложности не каждый профессиональный театр взялся бы за ее постановку. Однако Леонид Мещеряков, Анатолий Чикунов, Татьяна Гущина, Лидия Смолина, Виталий Недошитов и все остальные исполнители оправдали надежды режиссера. Спектакль шел с большим успехом. Скажу несколько слов и о еще одной работе «Романтиков», о драме Виктора Розова «Гнездо глухаря». В ней обличается чиновничий беспредел, что очень созвучно и дню сегодняшнему. Главную роль блистательно исполнил Виктор Федорович Соколов, преподаватель Алданского политехникума. Это был очень талантливый человек, который, отмечали все, мог бы играть и на профессиональной сцене ведущих театров страны.

Удачной творческой находкой режиссера Валентины Георгиевны Азаренко и ее актеров стали театральные ложи, своего рода мини-спектакли. Это дало возможность алданским зрителями чаще встречаться с творческим коллективом, получать эстетическое удовольствие, открывать для себя новое от этого общения. Местом проведения театральных лож был обычно малый зал Дома культуры на втором этаже. Одновременно продолжалась работа над основным театральным репертуаром, чтобы порадовать зрителя выпуском нового спектакля на основной сцене РДК. О сколько всем открытий чудных приносил каждый визит в театральную ложу!

В перестроечные годы именно здесь алданский зритель получал истинное наслаждение от стихотворений поэтов серебряного века, узнавал о непростых судьбах Цветаевой и Пастернака, Ахматовой и Мандельшама, сопереживал судьбам восставших декабристов, не переставал удивляться гениальности великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина…  Кроме «Романтиков» в подготовке активно участвовали наши замечательные певцы, музыканты, библиотекари. Благодаря Зое Егоровой из «Некрасовки» получались оригинальные сценарии, она не раз выступала в роли ведущей этих мини-спектаклей. Именно в театральной ложе зазвучал чарующий голос Александра Королева, ныне солиста Государственного концертного оркестра, заслуженного артиста РС (Я).

 В архивных материалах, попавших в мои руки, множество восторженных отзывов от благодарных зрителей о творчестве народного театра «Романтики». Их оставили и алданские поклонники театрального искусства, и приезжающие на различные мероприятия представители районов республики. По окончании совещаний-заседаний их непременно приглашали в ДК на культурную программу, как правило, в театральные ложи. Так что народный театр «Романтики» в течение своей девятнадцатилетней жизни был еще и визитной карточкой Золотого Алдана. «Искренне рады, что встретились с вашей творческой группой. Большое спасибо за доставленное удовольствие и эстетическое наслаждение» – эту запись оставили в альбоме побывавшие в нашем городе на одном из таких мероприятий участники из Горного, Верхневилюйского, Мирнинского, Оленекского и других районов республики, а также г. Якутска.

Мне довелось пообщаться с бывшим актером народного театра «Романтики» Владимиром Блиновым, мастером по ремонту обуви. Намереваюсь в этом знаковом для театрального искусства году поговорить со всеми «романтиками», живущими сейчас в Алдане. Думается, каждому из них есть чем поделиться. А Владимира Григорьевича расспросила о том, как он, простой рабочий человек (трудился обвальщиком в колбасном цехе «Алданпищепрома»), пришел в творческий коллектив. Сам он родом из Казахстана, в Алдане живет с 1987 года. Театр любит с детства. Когда учился в школе, участвовал в постановках драмкружка. Доводилось играть сказочного Кощея Бессмертного, а в годы борьбы с  пьянством при Горбачеве – исполнять сатирическую роль Кролика, который стал алкоголиком.

Когда судьба занесла молодого Володю Блинова в Алдан, он поинтересовался у соседа по общежитию фотографа Александра Кузнецова насчет театра. Тот  и сказал ему о «Романтиках», предложил вместе туда сходить. Режиссер приняла новичка. Алданскому зрителю Владимир Блинов запомнился своим участием в постановке по произведениям писателя-сатирика Михаила Зощенко. Он правдоподобно исполнил роль инвалида Гаврилова из рассказа «Нервные люди». Несмотря на увечье,  этот жилец не удержался от драки в коммунальной квартире. Прыгал на костылях и мутузил всех подряд, пока ему голову не проломили. И смешно, и грустно, что так свойственно сатирической прозе Михаила Михайловича Зощенко.

– Это были лучшие годы моей жизни, – говорит мой собеседник. Три раза в неделю, с шести до восьми вечера проводились репетиции, мы ездили на гастроли. Судьба свела меня с талантливыми людьми. Режиссером от Бога была Валентина Георгиевна Азаренко. Восхищался игрой Виктора Федоровича Соколова. Он, преподаватель политехникума, удивлял нас многообразием интересов, эрудицией: играл в народном театре, летом со студентами сплавлялся по рекам. Замечательно пел Аскольд Сорокин. Запомнились мне такие увлеченные люди, как Светлана Белоус, Анатолий Чикунов, Александра Прищеп. Среди наших актеров были супружеские пары. Мы не только репетировали и выступали на сцене, но и узнавали о театрах мира и нашей страны, о постановках, которые шли на их сценах, о волшебных преобразованиях актерской внешности руками гримеров…  Как бы хотелось, чтобы народный театр «Романтики» вновь возродился!

Галина Пензина.

Фотографии предоставлены

Городским Дворцом культуры.

Поделиться:

Добавить комментарий