Top.Mail.Ru
«Рабочие профессии становятся ВОСТРЕБОВАННЫМИ!» |

«Рабочие профессии становятся ВОСТРЕБОВАННЫМИ!»

В этом году у Алданского политехнического техникума юбилейная дата – 90 лет. За эти годы из стен старейшего учреждения среднего профессионального образования республики вышло несколько тысяч высококвалифицированных специалистов.  И сегодня двери АПТ открыты для тех ребят, кто хочет получить доступное, качественное техническое образование, востребованную профессию, которая позволит обеспечить стабильное будущее: работает приемная комиссия, продолжается набор студентов на новый учебный год. О сегодняшнем дне образовательного учреждения, перспективах его развития, учебных программах, кружковой деятельности для студентов во время очередной горячей линии в редакции «Алданского рабочего» рассказали директор Алданского политехнического техникума Алексей Венадьевич Иванов и заведующая кафедрой общепрофессиональных дисциплин Валентина Афанасьевна Сорокина.       

– До какого числа работает приемная комиссия и какие документы требуются для поступления в Алданский политехникум?

– В этом году в связи с пандемией во всех средних специальных учебных заведениях приемные комиссии работают с 20  июня по 25 августа. При необходимости мы имеем право продлить работу приемной комиссии до 25 ноября. Правда, резервная дата касается больше заочных форм обучения. Приемная комиссия работает по обычному расписанию шесть дней в неделю:  с понедельника по пятницу – с 8.00 до 16.00, с перерывом на обед с 12.00 до 13.00, в субботу – с 9.00 до 14.00. Вся необходимая информация представлена на ознакомительном стенде возле политехникума, на официальном сайте, в Instagram.

При подаче заявления  о приеме в АПТ поступающий предъявляет следующие документы: 4 фотографии, аттестат, копии паспорта, ИНН, СНИЛС, справку о составе семьи, для детей-сирот – справку из отдела опеки об имеющихся льготах. Напомню, что сегодня дети-сироты поступают в учебное заведение на общих основаниях. Также нужно будет представить медицинскую справку. В этом году Министерство образования дало послабление: медосмотр студенты имеют право пройти и представить медсправки в течение учебного года.

Прием документов проводится дистанционно через портал образовательных услуг РС (Я). Если не получается подать заявление самостоятельно через портал, можно подойти в приемную комиссию, соблюдая масочный режим и предварительно позвонив, и мы поможем это сделать.

Также отмечу, что поступающие документы об образовании подлежат проверке через общегосударственный реестр сведений документов об образовании и квалификации на предмет их достоверности. На период работы приемной комиссии мы получаем специальный ключ для проверки, поэтому на официальном сайте АПТ имеется согласие для обработки персональных данных, которое для несовершеннолетних заполняют их представители, совершеннолетние абитуриенты – сами. Если кто-то артачится и  говорит, что не согласен, то, увы, мы отказываем в приеме документов,  поскольку без результатов проверки не сможем занести его даже в общие списки.

Любой поступающий в среднее специальное учебное заведение может подать заявление на три специальности.

Прием на все специальности на базе 9-х и 11-х классов производится без вступительных экзаменов, на основании конкурса аттестатов. В спорных моментах приемной комиссией берется во внимание коэффициент профилирующих предметов. К примеру, на всех строительных, электромеханических специальностях профилирующими предметами 1-го курса считаются математика, физика и информатика, а для специальности, скажем, «эколог-лаборант» профильные – биология, химия, и именно они в  этом случае являются оценочными.

– По каким специальностям идет подготовка в Алданском политехникуме?

– Мы набираем традиционно на специальности с обучением на  один учебный год, то есть на 10 месяцев, на 2 года 10 месяцев и 3 года 10 месяцев, здесь все зависит от первоначального образования поступающего в наше учебное заведение и его желания. На сегодняшний день в Аланском политехническом техникуме работают три профилирующие кафедры: транспортно-строительных дисциплин, горно-энергетических дисциплин, общепрофессиональных дисциплин. Подготовка ведется по 10 группам профессий и специальностей: техника и технологии строительства, машиностроение, химические технологии, техника и технологии наземного транспорта, электро- и теплоэнергетика, прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, технология материалов, экономика и управление. Также в этом году мы получили дополнительный госзаказ, поэтому  у нас появилась 11-я группа, всего будем набирать 275 абитуриентов на бюджетную форму обучения.

Помимо этого будет набор и добор на коммерческую форму обучения и заочное отделение, которое с этого учебного года полностью работает без государственного заказа, на коммерческой основе: 4 группы по 15 человек на разные специальности. При этом на заочном  отделении возобновляем набор на специальность, которой давно не было, – это горные электромеханики, они сегодня востребованы. А также будем набирать будущих бухгалтеров.

На дневном отделении сохраняются те специальности и рабочие профессии, набор на которые проходил и раньше: строительство дорог и аэродромов, специалисты по ремонту горного и электрического горного оборудования, машинисты бульдозеров и экскаваторов и другие.

В АПТ учатся студенты не только из разных улусов и районов республики, но и из Хабаровска, Благовещенска, Читы, Томска, Новосибирска. Есть такие, кто работает в Алданском районе вахтовым методом, и, приезжая сюда, они также выбирают обучение у нас. Общее количество обучающихся на сегодняшний день в Алданском политехническом техникуме составляет 669 человек, из них 468 остались на 1 сентября, 166 защитили дипломы, 35 человек – на заочном отделении, 247 студентов обучаются в Нерюнгринском филиале, 74 молодых специалиста выпустились в этом году. Общая  численность студентов в АПТ, без нового набора, составляет 990 человек.

– А сколько заявлений на обучение уже подано? Какие профессии самые востребованные у абитуриентов?

– Подано более 200 заявлений на этот год. У девушек в числе самых востребованных специальностей – «лаборант качества сырья и реактивов», который может работать на любом промышленном предприятии, в том числе на объектах, где перерабатываются или изготавливаются продукты питания. Базовые основы – химия и биология. Специальность дает очень широкий спектр выбора работы. Парней в основном привлекает техническая эксплуатация горного оборудования (ГЭМ), и в этом году добавились открытые горные работы, которые тоже очень востребованы. Ну и как всегда  популярна специальность «техническое обслуживание и ремонт двигателей».

Вообще хочу сказать, вы не поверите, насколько востребованными практически во всех отраслях народного хозяйства становятся рабочие профессии! Мы сегодня не страдаем от отсутствия заявок на обучение. Работодатели просят нас предоставить порядка 380 специалистов. Только нефтяники на кратковременный период работ готовы предоставить рабочее место, заработную плату для 120 человек. ФСК «Восток» в среднем запрашивал 80 специалистов для работы в Алданском, Нерюнгринском, Олекминском районах, Иркутской области, Хабаровском крае. Средняя зарплата – от 40 до 60 тысяч рублей. Запрашивают дорожные предприятия специалистов дорожного профиля – таковых было порядка 40.

Раньше многие сетовали, что у нас работают приезжие кадры из ближнего зарубежья, а местных не берут. А местные и не идут. Сегодня сложилась ситуация, во-первых, в связи с коронавирусом, во-вторых, с общим  направлением в политике государства в связи с безопасностью, когда рекомендуют уходить от приема на работу иностранцев. А мы не можем предоставить своих специалистов – не готовы ни мы, ни родители, ни молодежь работать, к примеру, в тех же полевых условиях: утром рано вставать не могут, вайфая нет – для них уже проблема, родители нервничают, что не видят своего ребенка каждый день дома и т. п.

– Алексей Венадьевич, расскажите о сетевом обучении.

– Сетевое взаимодействие – это отдельная форма обучения, по которой в этом году прошло аттестацию порядка 50 человек. Например, по специальности «строительство дорог и аэродромов» в республике обучают в двух средних специальных учебных заведениях – в Якутском индустриально-педагогическом колледже и у нас в АПТ. Для улучшения качества подготовки специалистов обучение студентов по этой программе проводилось  в г. Якутске преподавателями, которые работают там, а полная аттестация с присвоением квалификации и дипломом проводилась уже у нас. Таким же образом мы выпустили группу машинистов бульдозеров и экскаваторов из Нюрбинского среднего специального образовательного учреждения, и с ними мы теперь немного изменяем форму работы. У нас есть госзаказ, на основании которого группа студентов будет обучаться в Нюрбе, а вот практическое обучение, поскольку в Алданском политехникуме больше разновидностей оборудования, и аттестацию будем проводить мы. По такому же  сетевому взаимодействию с сентября продолжит обучение в АПТ группа из Якутского автодорожного техникума по эксплуатации транспортных средств категории В, С. Часть учебной программы они прошли у наших партнеров, часть – отучатся у нас. Это довольно хорошая система, которая позволяет в различных учебных заведениях проводить начальное образование, а там, где имеется лучшая или соответствующая база, уже проводить специальное обучение. И адаптация у ребят так проходит быстрее. Вчерашние школьники, пришедшие на 1-й курс, начинают учиться дома, при родителях, и уже взрослыми приезжают к нам на практическое обучение. Реализовывать сетевое обучение могут только учебные заведения, имеющие фонд для проживания. Общежитие АПТ, в котором мы можем принять до 300 обучающихся, позволяет нам это делать.

Кстати, в прошлом году по сетевому взаимодействию мы работали с Якутским индустриальным педагогическим колледжем, туда у нас поступило 27 человек, а в этом учебном году мы принимаем абитуриентов уже у себя. 

– Каковы ваши планы, связанные с развитием учебного заведения?

– С 2015 года при техникуме действует структурное подразделение – центр прикладных квалификаций, здесь могут получать профессии представители как взрослого населения, по направлениям от Центра занятости, так и наши студенты, кто желает получить дополнительно еще одну, а может быть, и более профессий. И буквально месяц назад в соответствии с указом главы республики  и решением Министерства    образования РФ при средних специальных учебных заведениях республики, также и при АПТ был создан Алданский политехнический центр по дополнительному обучению, переквалификации и трудоустройству по рабочим профессиям и специальностям  с обучением по нескольким формам: дневной, заочной, дневной-заочной, дистантной, дневной-дистантной, заочно-дистантной. Этот центр работает полностью на самоокупаемости. Любой гражданин РФ и ближнего зарубежья может обратиться к нам с заявлением о том, что хотел бы найти работу в нашем регионе. И в этом случае те задачи, которые выполнял Центр занятости, теперь, отчасти, будем выполнять и мы, но только эта услуга будет платной. Человеку подыскивается работа по его желанию на тех предприятиях, где есть потребность в кадрах, мы также оцениваем уровень его профессиональной подготовки и имеем полное право предложить переквалификацию, переобучение, переподготовку, переаттестацию или повышение уровня аттестации для работы. Это касается как индивидуального обучения, так и группового, даже с тьюторским сопровождением.

В связи с этим перед коллективом АПТ стоит глобальная задача представить образовательные программы и обеспечить доступность обучения без контакта с нами,  через вход на наш портал. Человек, не  заключая с нами договорных отношений, должен иметь возможность самостоятельно обучиться, а договорные отношения могут возникнуть после того, как он решил аттестоваться. При этом он может, выбрав одну и ту же специальность, обучиться в разных образовательных учреждениях, там, где на его взгляд лучше подача материалов и прочее, а заявку для аттестации написать в совершенно другое образовательное учреждение. Такая вот необычная форма. И тут наиболее сложным элементом является то, что мы должны предоставить систему обучения по каждой профессии на выбор: весь учебный материал изложить в лекционном виде, в форме видеолекций и простой презентации, и еще сделать из этого комбинированный курс. Возьмем, к примеру, рабочую профессию машиниста бульдозера, она рассматривается как основа, а дальше начинает «обрастать» различными условиями, чтобы ее можно было получить: обучение на базе 9 или 11 классов, есть стаж или нет, и так далее. На одну профессию  возникает пять-шесть систем обучения. Помимо этого любой обучающийся имеет полное право запросить индивидуальные видеоконсультации конкретного преподавателя. И так же с аттестацией: это должны быть не просто тесты, а несколько уровней. С одной стороны – многообразие форм, но с другой стороны – мы все это должны воплотить в жизнь, учитывая, что порядка 25–30 % практического обучения мы тоже должны переложить на эти формы. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.

– Уже есть такие заявки?

– Пока нет. Но сегодня по заданию правительства для работы на территории РС (Я) закончилось обучение 30 дорожных рабочих на ускоренных курсах. Это элемент специальности «строительство дорог и аэродромов». На нашем портале можно найти информацию об обучении по коротким программам, вам предложат лекции, видеоматериалы. После самостоятельного обучения, прохождения первой аттестации мы с обучающимся обговариваем место прохождения практики, по нашему направлению он идет на предприятие и отрабатывает положенные две недели, предприятие выставляет оценку, таким образом, теоретическая и практическая аттестации дают средний балл итоговой аттестации по прохождению этих ускоренных программ.

Конечно, для переквалификации человек должен иметь первичное образование, оно может быть среднетехническое. И, кстати, одной из разновидностей деятельности Алданского политехнического центра будет то, что, если человек хочет обучиться, скажем, работе по металлу, но имеет пробелы в знаниях электротехники, физики, механики, мы должны будем его доучить, восполнить этот кусочек недостающих знаний.

– Что делается для повышения качества образования ваших выпускников и соответствия современным требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов?

Мы готовим те специальности и профессии, которые востребованы на рынке труда, и очень тесно работаем с предприятиями района. Нашими партнерами являются АО «Полюс Алдана», ПАО «Селигдар», выпускники Алданского политехникума востребованы в АО «ДРСК» «ЮЯЭС», АК  «ЖДЯ», ФКУ Упрдор «Лена». В 2014 году был создан золотодобывающий профессионально-образовательный кластер, в рамках которого с партнерами ведется организация производственных практик, стажировок, экскурсий, согласование основных профессионально-образовательных программ, укрепление материально-технической базы техникума, лицензирование новых профессий и специальностей, создание фирменных аудиторий. Некоторые компании, такие как «Полюс Алдана», студентам, обучающимся по целевой программе, выплачивают стипендию, берут на практику, а после окончания техникума трудоустраивают на предприятии. Это очень удобно и предприятиям, поскольку с 1-го курса они уже знают своих студентов, и ребятам, потому что они знают, что их там  ждут.

Заинтересованность предприятий в выпускниках Алданского политехникума обусловлена дуальной моделью обучения – каждый студент АПТ 50 % времени тратит на практику, закрепляя тем самым полученные теоретические знания. В свободное от учебы время студенты могут обучаться в многофункциональном центре, тем самым они получают несколько «корочек», что, конечно, является бонусом при трудоустройстве.

Представители предприятий присутствуют на защитах дипломов наших студентов. И мы всегда говорим работодателям, что готовы выслушать любые замечания,  пусть даже негативные, ведь лучше мы сейчас их отработаем и исправим, нежели наступит время, когда на предприятии будут трудиться неквалифицированные специалисты. Если мы хотим на выходе из техникума получить хорошего специалиста, то обязаны работать вместе, слушать и слышать друг друга. И мы работаем в этом направлении. Может быть, поэтому наши выпускники и востребованы.

Их трудоустройство мы отслеживаем в течение трех лет, контролируем, куда был принят на работу, по какой причине уволился, и т. п. С уверенностью могу сказать, что не менее 90 % выпускников Алданского политехникума трудоустраиваются, берем без учета тех, кто призывается в армию, поступает в вузы, девчата уходят в декретные отпуска – нам впору открывать детский сад, и, кстати, мы подумываем, как это сделать, потому что многие девушки прерывают учебу только потому, что им не с кем оставлять детей. В будущем, при полном запуске центра по дополнительному обучению, переквалификации и трудоустройству, мы должны будем отслеживать трудоустройство наших ребят в течение пяти лет.

Участвуя в системе международного трудоустройства WorldSkills, со следующего года планируем заняться проработкой такого интересного вопроса, как получение квалификаций и дипломов международного образца для свободного трудоустройства своих специалистов. А все началось с того, что два месяца назад мы получили запрос из Мурманска от предприятия, которое специализируется по переводу российских специальностей в аналоговые документы об образовании международного стандарта для работы за границей. Запрос по факту, учился ли у нас такой-то обучающийся, натолкнул на мысль, что если это делает негосударственная структура, которая имеет соответствующую лицензию, то почему мы сами, обучая людей, не можем это сделать.  Стали искать по зонам Сибири и Дальнего Востока, и оказалось, никто этим не занимается. Такие представительства есть только в Мурманске, Москве, Санкт-Петербурге и Астрахани. А ведь у нас появилась бы возможность приглашать по сетевому обучению студентов к себе и обмениваться с ними. Есть же межшкольный обмен, а вот  обмена по специализированному обучению в РФ нет. И это связано только лишь с тем, что нет  единой системы международного стандарта, куда мы не входим. То есть на экскурсию на производство, пожалуйста, приезжайте, а на производственную стажировку или обучение – нет. Поэтому хотим попробовать, ищем всевозможные выходы через дипломатические службы.

– Эффективность работы образовательного учреждения зависит от многих факторов, в том числе от материально-технической базы.

– У нас очень хорошая материально-техническая база, есть несколько корпусов. Помимо главного корпуса по ул. Ленина, 36, и учебных аудиторий на 2-м этаже здания общежития по ул. Ленина, 38, есть автомеханический корпус по ул. Октябрьской, 42, и по ул.  Достовалова, 56, где ведут обучение наши сварщики. Именно здесь в свое время на основании аттестации и переаттестации по сварочным профессиям появился многофункциональный центр прикладных квалификаций. Здесь же мы обучаем машинистов бульдозеров, грейдеров и экскаваторов, имеется аудиторный фонд и соответствующая база – тренажеры-симуляторы по специальностям. Помимо этого у нас есть автодром, учебно-испытательный полигон, оснащенный двумя бульдозерами, грейдером, экскаватором, погрузчиком. Также у нас есть учебный корпус по ул. Дивизионной, 65, но сегодня мы рассматриваем его преобразование в учебно-производственный – со следующего года мы надеемся запустить здесь сопутствующее производство по ряду наших специальностей, какое – пока секрет, мы ведем переговоры с потенциальными потребителями и заказчиками. Есть определенные планы по  развитию производственной базы, которая будет не только обучать, но и выпускать какие-то элементарные продукты.

–  Какие нововведения в ближайшем будущем могут ожидать студенты?

– Мы работаем по программе WorldSkills Russia. У нас проводится соответствующее обучение и преподавателей, и студентов, есть лаборатория, позволяющая участвовать не просто в демоэкзаменах, а именно в проведении районных и региональных туров WorldSkills. Сегодня в рамках модернизации в техникуме на базе бывшего спортзала мы оборудуем мастерскую по ремонту легкового автотранспорта. Это будет обучающе-производственная площадка, где будет проходить подготовка, чемпионаты для молодых специалистов WorldSkills, и помимо этого предоставляться услуга населению по ремонту автотранспортных средств. Забегу вперед и скажу, что здесь будет тоже не совсем стандартная форма предложена, но о ней мы расскажем, когда выполним все ремонтные и установочные работы. В наличии 90 % необходимого оборудования, но есть вопросы, которые необходимо решить с его установкой, с модернизацией здания.

Также мы имеем прекрасную столовую, которая готова выпускать весь спектр готовых и полуфабрикатных продуктов питания, у нас есть все соответствующее для этого оборудование, разработана программа. По количеству приготавливаемых порций наша столовая выполняет стандартную нагрузку хорошего комбината питания. Поэтому сегодня мы готовы сотрудничать с предприятиями по организации буфетов – выездных, стационарных, у нас есть материально-техническая база, чтобы готовить, и квалифицированный состав поваров. В настоящее время выживает тот, кто научился зарабатывать внебюджетные средства, ну не может при всем желании государство закрыть все наши вопросы и потребности.

Помимо учебной деятельности мы прорабатываем вопрос дополнительного образования и дополнительной деятельности АПТ. Это отдельная программа, она будет  из разряда «Шаг в будущее» и «Топ-10 профессий» по работе со школьниками. В этом году, я надеюсь, мы их начнем спокойно приглашать на кружковую работу по слесарному делу. Благодаря некоторым изменениям в законодательстве сегодня мы полностью восстанавливаем такое понятие, как обучение в рабочих специальностях и профессиях, а именно то, что когда-то из среднего образования ушло: слесарное дело. Мужчина должен уметь работать напильником и молотком. И мы возвращаемся к тому, что по нашим специальностям технического профиля будем п обучать профессии так называемого станочника – специалиста по обработке металлов. Будем предлагать это и для занятий в кружке, и для профессионального обучения.  Что бы кто ни говорил, такие специалисты сегодня нужны. Пока, к сожалению, мы не сможем открыть столярное направление, но мы к этому тоже идем.

У нас есть еще одно интересное направление, которое было введено не так давно – три года назад, но сегодня мы его расширяем, это такое понятие, как технический английский. Он идет до 4-го курса. Если на первом курсе практикуется общий разговорный английский язык, то дальше  – с техническим уклоном по получаемой специальности. Кстати, эта система была в Алданском политехническом техникуме в период с 1967 по 1974 год, когда впервые по договорам в Россию стала поступать импортная техника из Канады, Японии, Кореи. Тогда технический английский преподавался на уровне факультативных занятий и полностью был обеспечен курс технической литературы по такой специальности как горный электромеханик.

На сегодняшний день мы рассматриваем еще ряд моментов в дополнительной деятельности политехникума, касающихся Алданского станичного казачьего общества, линии военкомата. У нас сложилось  определенное мнение о создании при АПТ штаб-квартиры «Юнармии». В программе обучения юнармейцев тоже есть и военно-прикладные, и спортивные, и технические направления, поэтому в том, что касается  в первую очередь обучения слесарному делу, навыкам работы на станках, мы им поможем. Таким образом, и у них появляется возможность развивать техническое направление, и у наших ребят, которые являются членами «Юнармии». Есть что предложить и школьникам в целом. Мы заключили договор с Департаментом образования Алданского района по профориентационной работе, полностью готовы оказать содействие по первичной профессиональной подготовке. Будем отдельно рассматривать вопрос об обучении вождению – то, что раньше было при школах, мы готовы частично взять это на себя. Рассчитываем провести в сентябре встречи с директорами школ, где предложим доступные нам направления допобразования, чтобы школы имели возможность в своей работе их реализовывать.

Подготовила

Ольга ГОРБАЧЕВА.

Поделиться:

Добавить комментарий