От ЕГЭ до новой школы

Очередной учебный год в России ознаменовался назначением нового министра образования и науки России Ольги Васильевой. О ее программных тезисах, перспективах развития образования и ожиданиях алданских педагогов в минувшую пятницу мы говорили с начальником Департамента образования Алданского района Еленой Ивановной Хрущ.

Хрущ Алдан Департамент образования

 

 

 

Очередной учебный год в России ознаменовался назначением нового министра образования и науки России Ольги Васильевой. О ее программных тезисах, перспективах развития образования и ожиданиях алданских педагогов в минувшую пятницу мы говорили с начальником Департамента образования Алданского района Еленой Ивановной Хрущ.

⇒ После своего назначения на должность министра образования О. Ю. Васильева, выступая перед публикой, отметила, что «происходит очень много хорошего, но мы почему-то мало об этом говорим». Елена Ивановна, в связи с этим каких позитивных изменений в образовании ждет педагогическая общественность Алдана в первую очередь?
— Больше всего мы ждем изменений в методике и подходах к проведению Единого государственного экзамена. Сейчас получение аттестата о среднем образовании жестко привязано к результатам ЕГЭ: не сдал ЕГЭ — не получил аттестат, а это значит, путь в высшие и среднеспециальные учебные заведения заказан. Я считаю, что обязательную сдачу Единого госэкзамена необходимо оставить только для тех учащихся, которые планируют поступать в вузы, остальным можно выдавать только аттестат на основании выпускных экзаменов. С прошлого года такая методика стала применяться для выпускников школ, поступающих в средние специальные учебные заведения.

⇒ Меня зовут Любовь Игоревна Сидорова, звоню из Хатыстыра, интересует вопрос возмещения оплаты проезда детей, которые летом находились в оленеводческих стойбищах с родителями, а к началу учебного года на лодках вывезены в Хатыстыр, и можем ли мы рассчитывать на то, что детей будут возить вертолетом?
— Каждое лето к своим родителям в родовые общины выезжают около 100 детей, которые обучаются в сельских школах, к началу учебного года они возвращаются. Три последних года на компенсацию проезда школьников в оленеводческие стада из местного бюджета выделяется полтора миллиона рублей.
В этом году 1 млн 165 тыс. руб. потрачено на оплату вертолета, арендуемого в Нерюнгри, который отвез детей в родовую общину «Иджек», остальные деньги будут расходованы на возмещение затрат на бензин для моторных лодок, используемых для транспортировки детей из других общин.
Что касается использования вертолета для ваших детей: я понимаю, что ехать на моторной лодке четыре-пять дней по реке для детей очень сложно, но использование вертолета — довольно дорогостоящее мероприятие и при наполнении менее пяти школьников финансово не оправдано. Вопрос находится на контроле главы Алданского района.

⇒ Елена Ивановна, а есть у нас в районе малокомплектные школы?
— Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 320 от 31 августа 2016 года утвержден перечень малокомплектных образовательных организаций, в Алданском районе это школы в Чагде, Кутане, Ыллымахе, Большом Нимныре, Якоките, Угояне, плюс две кочевые школы и три детских сада. К школам такой категории предъявляются свои требования в части финансирования и организации учебного процесса. Их наполняемость составляет менее 110 учащихся, они являются труднодоступными или отдаленными, с ними отсутствует круглогодичное автотранспортное сообщение, имеются водные преграды, расстояние до ближайшего населенного пункта превышает 25 километров, нет асфальтового покрытия, и они являются единственными в населенном пункте. При соответствии всем этим критериям школа может быть признана малокомплектной.

⇒ В конце прошлого года президент России Владимир Путин подписал указ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», 1 сентября 2016 года был дан старт реализации этого проекта. Известно, что в нем примут участие 250 учебных заведений, из которых в Якутии объявлены пилотными 10, есть ли среди них алданские школы?
— Нет, школы Алданского района в десятку не вошли. Одним из требований при выборе образовательного учреждения для включения в проект было наличие собственной, внутренней школьной общественной организации, официально зарегистрированной. В нашем районе функционируют 21 ресурсный центр и 23 общественные организации Единого детского движения «Стремление» («Дьулуур»), которое объединяет около 75 тысяч школьников по всей республике. В наше время, когда утрачена объединяющая идея, появление такого движения очень своевременно, алданские школы непременно вольются в его состав.

⇒ Елена Ивановна, министр образования говорила о новой концепции преподавания такого предмета, как технология. По ее мнению, в рамках школьной программы учащиеся должны получать профессиональные навыки, которые могут в дальнейшем применить, например, в сельском хозяйстве, на производстве. В связи с этим как Вы оцениваете материальную составляющую образовательных учреждений Алданского района?
— Уроки технологии как федеральный компонент учебного плана преподаются в обязательном порядке. Каждая образовательная организация самостоятельно закупает необходимое технологическое оборудование. В рамках комплексного проекта модернизации образования были получены швейные машины, оверлоки, приборы для выжигания, станки. Надеюсь, что в ходе реализации новой концепции можно будет рассчитывать на помощь по федеральной программе. Кроме того, теперь на законодательном уровне закреплена возможность использования труда школьников, в сельских районах на уборке урожая — до 26 сентября и т. д. Как ни странно звучит, но у нас есть факты, когда родители выступают против «трудовых десантов», теперь производственная практика получила официальный статус, а школы — возможность использовать выигранные мини-гранты на благоустройство своей территории.

⇒ В нынешнем году в России началась реализация федеральной целевой программы развития, рассчитанной на 2016-2020 годы, регламентирующей электронное обучение и дистанционные технологии в сфере образования, так называемая Российская электронная школа. Насколько известно, подобные способы обучения используются в школах Алданского района не первый год?
— Да, такой опыт у нас имеется, используется, в частности, для обучения детей-инвалидов. В настоящее время у 12 школьников с ограниченными возможностями здоровья дома установлено специальное оборудование, полученное из Якутска, дистанционное обучение для малокомплектных школ используется нами с 2012 года в рамках республиканской программы «Телешкола». Гимназия Нижнего Куранаха является базовой для школ в Чагде, Ыллымахе, кочевых школ, где не было учителей-предметников. К счастью, сейчас математик и историк в названные села прибыли и работают. Несколько лет назад в Алданский район приехали молодые учителя из других регионов России — Башкортостана, Татарстана, Марий Эл, «прижились» здесь, в чем существенную роль сыграло решение вопроса с жильем. Например, в Большом Нимныре педагогам сразу предоставляется благоустроенная квартира, в Нижнем Куранахе помогает обустроиться на новом месте руководство горнорудной компании.

⇒  Наталья, мама школьника начального звена школы № 5 п. Ленинский. Законны ли требования учителя обязывать родителей покупать рабочие тетради?
— Этот вопрос волнует родителей по всей России. Закон «Об образовании в РФ» четко указывает, что учащимся бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Школа самостоятельно определяет список учебных пособий, необходимых для изучения какого-либо предмета, но, к сожалению, пока финансирование на приобретение рабочих тетрадей не заложено в бюджет школ. Поэтому вопрос их приобретения учитель должен решать совместно с родителями. Имеются факты, когда родители покупают рабочие тетради, а учителем в процессе обучения они не используются, этого допускать нельзя. Педагогу следует выстраивать обучение школьников таким образом, чтобы дорогостоящие тетради были использованы и денежные затраты родителей были оправданы.

⇒  Мария, мама учащихся 3 и 9 классов школы № 9. В следующем году должна быть введена в эксплуатацию новая школа в микрорайоне Солнечном. Можно ли предусмотреть в ней обустройство живого уголка?
— Предложение интересное и оно будет доведено до директора школы. Понятно, что при этом помещение живого уголка должно соответствовать всем санитарным нормам. Сейчас такие уголки есть в некоторых детских садах, но, к сожалению, иногда у детей проявляется аллергическая реакция на животных, при принятии решения необходимо учесть это и ряд других обстоятельств. Дополнительно хочу сказать, что будущая школа рассчитана на 275 учащихся и это не просто цифра. Предварительно был проведен мониторинг количества обучающихся за пять лет с учетом воспитанников детского сада «Дельфин». Школа будет введена в эксплуатацию только после того, как классы, библиотека, столовая и другие учебные помещения будут укомплектованы необходимым оборудованием, мебелью, а прилегающая территория благоустроена.

⇒ Елена Ивановна, а как обстоят дела с очередью в детские сады?
— В Алданском районе работают 26 детских дошкольных учреждений. Очередь была в г. Алдане и с. Хатыстыр, в других населенных пунктах — нет. Когда возникла некая напряженность с местами в детсадах, мы открыли три группы на 75 мест в детском саду «Снежинка», тем самым проблема в г. Алдане была решена. Строится новое здание детского сада «Сардана» в с. Хатыстыр. Сегодня некоторые учреждения (ДДУ «Золотой петушок», «Чебурашка») принимают детей с 10-месячного возраста, пожелания родителей в части перевода детей из одного детского сада в другой, как правило, удовлетворяются.

Завершая беседу, Елена Ивановна поздравила педагогов, обучающихся, родителей с наступившим новым учебным годом и поблагодарила редакцию газеты «Алданский рабочий» за сотрудничество.

Елена Ивкина.
Фото К. Попелышко.

Поделиться:

Добавить комментарий