Top.Mail.Ru
Основные положения института административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения |

Основные положения института административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения

В рамках реализации Конвенции Организации      Объединенных Наций против коррупции, принятой 31 октября 2003 года, в Российской Федерации в 2009 году был введен институт административной ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений. Возможность привлечения юридических лиц к ответственности за коррупционные правонарушения предусмотрена статьей 14 Федерального закона № 273-Ф3 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», согласно которой в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19.28 КоАП РФ, которая была введена с 2009 года, предусматривает ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в его интересах действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Наказание по данному правонарушению предусматривает наложение штрафа зависимости от размера незаконного вознаграждения, но не менее 1 млн рублей, что является очень ощутимым для хозяйствующего субъекта.

Первоначальная редакция упомянутой статьи в 2011 году была изменена и в настоящее время за передачу, предложение или обещание от имени юридического лица или в его интересах незаконного вознаграждения, эквивалентного сумме денежных средств до 1 млн рублей, предусмотрен штраф в размере до 3-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 1 млн рублей (если 100 тыс. рублей – 1 млн рублей, если 350 тыс. рублей – то штраф от 1 млн рублей до 1 млн 50 тыс. рублей.); за те же действия, совершенные в крупном размере (свыше 1 млн руб.), штраф в размере до 30-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 20 млн руб. (для примера, 1 млн – штраф от 20 до 30 млн. рублей); действия, совершенные в особо крупном размере (свыше 20 млн руб.), – штраф в размере до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 100 млн руб. (20,1 млн рублей – от 100 до 2 млрд 10 млн рублей).

Кроме того, санкция рассматриваемой статьи предусматривает обязательную конфискацию денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. Как показала практика, не каждая организация может продолжать деятельность после привлечения к ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.

В качестве субъекта административной ответственности, установленной ст. 19.28 КоАП РФ, выступают только юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации, зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Признается виновным в административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ, является исключительной компетенцией прокурора. Иные должностные лица такими полномочиями не наделены.

Е. Семенова,

старший прокурор отдела управления

по надзору за исполнением законодательства

о противодействии коррупции

Генеральной прокуратуры

 Российской Федерации.

Поделиться:

Добавить комментарий