«Они оставили в памяти след…»                              История АП «АЯМтранс» в лицах. Руководители

Разработка богатств Алдана представляла большие трудности из-за отдаленности приисков от железной дороги, полного бездорожья и необжитости района. Для развития золотодобывающей промышленности нужна была постоянно действующая дорога, которая связала бы золотой Алдан с Транссибирской железнодорожной магистралью и обеспечила его бесперебойное снабжение промышленными и продовольственными грузами, предметами горного оборудования. Трудно переоценить значимость этой дороги, названной когда-то эвенками «великой тропой», для развития и становления не только Алданского района, но и Республики Саха (Якутия) в целом.

26 августа 1929 года на основании распоряжения народного комиссариата путей сообщения СССР в ЯАССР было создано Управление «Якутдортранс». В 1932 году агентство переименовано в «Ларинскую транспортную контору» и  передано в подчинение «Востокзолото» «Главцветметзолото». В 1933 году контора переименована в управление «АЯМзолототранс».     С января 1961 года Управление «АЯМзолототранс» переименовано в транспортное предприятие «АЯМтранс». За период многолетней деятельности транспортное предприятие «АЯМтранс» выросло в одно из крупнейших хозяйств Якутии и Алданского района.

В этой статье мы расскажем о людях, кто стоял у руля  крупнейшего автомобильного предприятия Южной Якутии. В разное время руководителями работали И. В. Сущенко, Н. М. Яхновский, М. М. Чесноков, С. И. Шумилин, Панкин, Е. К. Бельский, В. В. Киданов, М. И. Зинштейн, С. Н. Левкин, А. П. Куминов, Б. И. Александров, В. А. Варлаков, И. И. Петров.

О первых руководителях осталось очень мало информации. В Алданском историко-краеведческом музее сохранились фотографии 1930-х годов  Алдана, отснятые И. В. Сущенко. Он автор книги «Утро золотого Алдана». В книге рассказывается о событиях, происходивших в Алдане, о людях, чей героический труд помог создать в глухой тайге новую отрасль промышленности, о первых транспортных перевозках разных грузов.  

Иван Васильевич Сущенко в  1925 году начал работу  в тресте «Алданзолото». Занимался организацией транспорта, рабочего, технического снабжения, строительства подсобных предприятий золотодобывающей промышленности в Алдане. Управление «АЯМзолототранс» развернуло большие работы по строительству гаражей, мастерских, дорожно-ремонтные работы, подготовку сотен шоферов и трактористов. В 1932 г. была построена Чуранская база на реке Лене, а от нее до прииска Незаметного первый в стране автозимник протяженностью 320 км.

Из воспоминаний А. П. Куминова о С. И. Шумилине: «…вот директор «АЯМзолототранса» Шумилин оставил след в моей памяти. Он приезжал в Чульман, где жила его мать, и катал нас на машине. Было видно, что это человек простой и веселый. Взрослые рассказывали, что, когда он  находился в пути,  случались мелкие поломки, он занимался их устранением сам, а водителя в это время заставлял отдыхать. Иногда он проводил «эксперимен¬ты»: приезжал на пункт ремонта, остав¬лял машину, а потом сам проверял каче¬ство всех выполненных работ, определяя отношение людей к своему делу».

Евгений Константинович Бельский в 1951 году приехал в Якутию. Работал  руководителем Управления «АЯМзолототранс». В феврале 1957 года под руководством Е. К. Бельского был осуществлен перегон колонны из 40 автомашин из Большого Невера в Мухтую до Мирного. Это расстояние протяженностью более 2 000 километров по ледяному зимнику Лены и непроходимой целинной тайге. В честь осуществленного перегона мужественным автомобилистам и механизаторам у въезда в город Мирный со стороны Ленска поставлен монументальный памятник.

Виталий Васильевич Киданов в 1943 году окончил курсы шоферов, начал свою работу  шофером в лесотранспортном управлении треста «Якутзолото». В мае 1964 года переведен в распоряжение Управления АП «АЯМтранс», где был назначен заместителем директора. В апреле 1965 года был назначен директором  АП «АЯМтранс». С приходом новых кадров в Управление «АЯМтранс», таких, как главный инженер М. И. Зинштейн,  экономист Т. Ф. Шкаровская, инженер по технике безопасности Б. Добжанский, строитель-проектировщик Ю. И. Махнюк и многих других, в автопредприятии началась новая эра развития строительства и автоперевозок.

Марк Израилевич Зинштейн в 1948 году по трудовому договору выехал на работу в Магадан, в Дальстрой МВД СССР. Работал на различных должностях и учился в вечерней школе рабочей молодежи. В 1960 году окончил Горьковский автодорожный техникум. В 1962 году решением Северо-Восточного СНХ направлен в АП «АЯМтранс» в г. Алдан, где проработал главным инженером и директором  14 лет, до 1976 года. Внес свой вклад в строительство жилья, объектов соцкультбыта и развития предприятия. На всех трудных и ответственных постах в транспортных предприятиях Якутской АССР он с честью оправдал оказанное ему доверие. Добивался коренного улучшения работы общественного транспорта республики, в том числе Алданского района. Где бы ни работал М. И. Зинштейн, он всегда во главу угла ставил заботу о человеке, решение социальных вопросов. И все это явилось главным звеном в достижении успехов руководимых им предприятий.

Сергей Никитович Левкин работал главным инженером автопредприятия. С 1976 по 1981 год возглавлял АП «АЯМтранс». За годы его руководства предприятие перешло на работу по новой системе. Коллектив эффективно решил задачи улучшения хозяйственной и финансовой деятельности, повышения производительности труда. Предприятие успешно справлялось с выполнением плана по грузоперевозкам, по грузообороту и завоевывало первенство в социалистическом соревновании среди транспортников района. 

Анатолий Петрович Куминов работал шофером, начальником гаража, начальником службы безопасности движения, начальником Тындинской автобазы, начальником отдела эксплуатации Чульманской автобазы, секретарем партийной организации АП «АЯМтранс», заместителем директора начальника материально-технического  отдела. С 1981 по 1988 год руководил автопредприятием, за это время внес большой вклад в развитие Тындинской, Чульманской автобаз, строительство жилья и объектов соцкультбыта. 

Борис Иванович Александров в АП «АЯМтранс» трудился с 1961 года. Был автослесарем, водителем, механиком, техноруком, начальником автохозяйства № 3, заместителем директора по эксплуатации автопредприятия. С 1987 по 1989 год – директор АП «АЯМтранс». Хорошо знал работу автотранспорта, умело организовывал производственную деятельность, постоянно совершенствовал деловую квалификацию.

Иван Иванович Петров в «АЯМтрансе» работал в разных должностях: автокрановщиком, автослесарем лесотранспортного цеха комбината «Алданзолото», начальником отдела эксплуатации автохозяйства, заместителем начальника по перевозкам пассажирского автохозяйства, начальником автоколонны спецтранспорта, главным инженером, а с 1997 года – директором. В этой должности он работал до расформирования предприятия в 2003 году. В трудное время перестройки, многочисленных реорганизаций и реструктуризаций в системе АП «АЯМтранс» И. И. Петрову удалось обеспечить жизнедеятельность предприятия, сохранить и обеспечить автоперевозки, дать возможность людям иметь работу, сохранить рабочие места. 

Достигнутые успехи АП «АЯМтранс» стали возможными в результате самоотверженного труда руководителей, ИТР, водителей, ремонтников. Коллектив автопредприятия неоднократно выходил победителем в районных, республиканских социалистических соревнованиях среди транспортных предприятий. Награждался переходящими Красными знаменами, вымпелами.

Работоспособный, энергичный коллектив АП «АЯМтранс» работал не только на благо комбината «Алданзолото», но и помог в развитии «Джугджурзолота», «Индигирзолота», «Куларзолота».

Подготовила

Д. Васильева,

старший научный

сотрудник Алданского историко-краеведческого

музея.

Фото  предоставлены автором.

Поделиться:

Добавить комментарий