Ольга Лопасова: «Я должна научить!»

Применить в решении задачи формулу сокращенного умножения и уметь увидеть ее в предложенном уравнении, извлечь корень из отрицательного числа и возвести его в заданную степень, построить треугольник и найти его периметр и площадь… Математика – наука многогранная и разнообразная, и даже аналогичные задачи не бывают «сестрами-близнецами»! Понимание математики у преподавателя Алданского политехнического техникума Ольги Иннокентьевны Лопасовой неизбежно: вникнуть в материал она заставит каждого. К слову, когда процесс вникания (подчас сложный и многотрудный) все же произойдет и студент ощутит удовлетворение от решенной задачи – далее процесс идет как по маслу!

– Я должна научить! – убежденно говорит Ольга Иннокентьевна. – Я должна увидеть результат своей работы и получить от студента отдачу. Под отдачей я имею ввиду понимание моего предмета. Пусть это будет понимание не в полном объеме, но основной материал ребята знать должны!

Списывать у Ольги Иннокентьевны бесполезно: в дробях и равенствах она с первого взгляда определит, чье решение было «скопировано». Впрочем, в таких ситуациях преподаватель не ругается и искренне хвалит ребят – «за внимательность и скрупулезность при списывании!». Поставленный в неловкое положение студент понимает, что попытки проскочить заведомо провальные, учить и решать придется самому.  

Примечательно, что в школьные годы юная Ольга не пылала к математике особенной любовью. Впрочем, «великий и могучий» она любила еще меньше. Ольга Иннокентьевна и сейчас порой посмеивается, вспоминая диктанты и контрольные: стоило ей начать проверять собственные работы с применением правил – она терялась в сомнениях и оперативно «исправляла» текст, внося в верно написанные слова нелепые ошибки. А вот с точными науками никогда не было проблем: домашние задания ученица успевала выполнить на перемене.

Окончив первую школу, Ольга уехала в город Томск. В старейшем ВУЗе Сибири она начала изучать физико-математические науки. Спустя некоторое время в силу жизненных обстоятельств студентке пришлось перевестись в Енисейский институт. Получив диплом, Ольга вернулась в Алдан.

Школа, пройденная преподавателем

Ольгой Лопасовой

– Большую школу профессионального мастерства я прошла на начальном этапе своей преподавательской деятельности, – рассказывает Ольга Иннокентьевна. – Учителями в этой школе для меня стали как коллеги, так и студенты: мы учили их, а они – нас… Мои первые ребята были очень способными и грамотными; в Алданский политехникум они шли по призванию.

Ольга Иннокентьевна Лопасова работает в Алданском политехникуме 43 года. Преподавать царицу наук  в «кузницу промышленных кадров» она пришла сразу после института; в коллектив горно-электромеханического отделения влилась легко и быстро. Преподаватели, работавшие в то время в АПТ, не просто глубоко знали свои дисциплины – они стремились познать их еще глубже и в полном объеме передать собственные знания будущим специалистам.

– Я попала в отличный коллектив, сильный и дружный, – вспоминает Ольга Иннокентьевна. – Коллеги стали моими наставниками: они дали мне ту бесценную основу, без коей невозможно учить. С преподавателями, которые сейчас на заслуженном отдыхе, связи не прерываются: мы перезваниваемся и общаемся по ватсапу.

Практически все специалисты, окончившие АПТ и работающие сегодня на предприятиях района, изучали алгебру и геометрию у Ольги Иннокентьевны. Бывшие ученики называют наставницу легендарной; а нынешние студенты в подтверждение собственных знаний порой заявляют в своем кругу: «Я получил пятерку у самой Лопасовой – самого принципиального и строгого преподавателя!»

За почти 4,5 десятилетия преподавательница выпустила 12 групп горных электромехаников. И теперь ежегодно у нее происходит 12 радостных и теплых встреч – встреч с бывшими выпускниками.

– С ребятами мы дружим, – рассказывает Ольга Иннокентьевна. – Добрые доверительные отношения у нас сохраняются на долгие годы. Конечно, в процессе обучения бывало разное: и нежелание студентов учить предмет, и их лень, которую мне очень трудно было переломить, и многократные пересдачи… Но взаимопонимание, в конце концов, достигалось всегда: ни с одним своим учеником мы не расстались враждебно или негативно. Да, доставали друг друга, но никто никого не достал!

Стальная воля и трепетная нежность –

две стороны характера

В кабинете математики Алданского политехникума раскинулась настоящая оранжерея! Чего только нет на подоконниках и стеллажах: бархатные и гладкие листья, мощные стебли и тонки веточки, длинные зеленые «языки» и мелкие – с ноготок – соцветия, раскидистые кустарнички и мини-деревца…  Цветоводство – страсть Ольги Иннокентьевны. О неприхотливых и капризных, буйно цветущих круглый год и словно спящих долгие месяцы растениях она знает все!

В кабинете математики студенты особенно аккуратны в выражениях: за невзначай обороненное ругательное слово преподаватель взыщет строго! При этом не последует ни гневного окрика, ни угрозы удаления с урока. «Земля!» – негромко, но четко произнесет Ольга Иннокентьевна, и сквернослову волей-неволей придется осваивать тонкости цветоводства.

– Речь должна быть правильной и чистой! – убеждена Ольга Иннокентьевна. – Безусловно, изюминка в построении диалога со студентами имеет право быть: некоторые обороты и иносказания привносят своеобразные нотки, делающие разговор запоминающимся и доходчивым. При этом обрывочные фразы, проглоченные слова и замененные местоимениями термины недопустимы. Например, когда числитель и знаменатель указываются как «вверху», «внизу» или «под черточкой», я не засчитываю это за ответ. И уж тем более не приемлю нецензурную лексику. За матерное слово ребята без разговоров вместе со мной занимаются цветами!

Спорить с преподавателем бесполезно – противостоять ее воле не смог никто! Спортивная закалка – не пустяк: Ольга Иннокентьевна с детства увлекалась лыжами и серьезно занималась волейболом. Сначала играла в сборной района, затем, в институте, защищала спортивную честь края, а до недавнего времени выступала за Алданский политехникум.

– Мы приехали в Алдан с Сахалина, когда я была школьницей, – делится Ольга Иннокентьевна. – Алдан как-то сразу поразил меня спортивной атмосферой: здесь были очень развиты лыжи, работали спортзалы, действовали стадионы… И сами алданцы отличались единством и сплоченностью – этаким командным духом!

Активный спорт преподаватель и по совместительству волейболистка оставила 10 лет назад; сейчас свободное время посвящает двум маленьким внучкам. Впрочем, здоровый образ жизни остается в приоритете. Раз в неделю Ольга Иннокентьевна ходит в баню: она – заядлая парильщица! А лето проводит на даче.

– Дачей я занимаюсь сравнительно недавно – в последние 5 лет, – рассказывает Ольга Иннокентьевна. – Парник у нас был давно, но разве сравнится содержание теплички с работой на огороде и грядках? Безусловно, работа на земле сложна, но вместе с тем это ни с чем не сравнимые удовольствие и отдых! Я с энтузиазмом вожусь с рассадой, каждый год пробую сажать что-то новое, что еще не выращивала, а теоретический опыт перенимаю у садоводов-огородников со стажем!..

Работы мало не бывает!

«24 на 7» – таков график работы преподавателя. Отведя занятие, наставник не может отрешиться от только что выполненных задач и переключиться на иные заботы. В 2015 году в свет вышел учебник автора О. И. Лопасовой «Математика для средне-специальных учебных заведений». В этот труд вошел многолетний методический и практический опыт преподавания Ольги Иннокентьевны.

Параллельно учебному процессу Ольга Иннокентьевна занимается со студентами научной работой. Ее ребята ежегодно принимают участие в конференциях. Так, представленное в Казани студенческое исследование электросетей города Алдана под руководством О. И. Лопасовой было удостоено второго места; а в прошлом году во Всероссийской научно-исследовательской конференции лидирующие позиции занял проект мусороперерабатывающего завода.

– Студентам очень нравится научная работа – процесс сбора информации, проектирования и проведения расчетов увлекает ребят гораздо больше, чем первоначальная идея, – признается научный руководитель.

Сейчас немало времени Ольга Иннокентьевна посвящает производству видеофильмов. Методико-дидактические ролики предназначены для студентов, осваивающих материал самостоятельно. Идея сьемок лекций и практических занятий у преподавателя сформировалась недавно, когда весь учебный процесс был переведен в дистанционный формат.

– На отсутствие работы или на ее недостаток я, конечно, никогда не сетовала, – рассказывает Ольга Иннокентьевна. – Однако на дистанте я поняла, когда работы по-настоящему много! Удаленная деятельность подразумевает в основном индивидуальное обучение: каждый учащийся присылает задание, я проверяю, расписываю детально его ошибки с объяснениями и пояснениями, затем он отправляет мне исправленный вариант… Времени уходит масса! В дистанционном учебном процессе просмотр студентами видеофильмов будет гораздо продуктивнее. А дистанционный формат в той или иной мере станет применяться в дальнейшем.

С переходом на удаленное обучение применение информационных технологий у Ольги Иннокентьевны сложностей не вызвало. Однако владеть компьютером на уровне пользователя преподаватель считает недостаточным, поскольку твердо убеждена: любое дело нужно знать и выполнять на высшем уровне. В настоящее время Ольга Иннокентьевна совершенствует собственные навыки в работе с инновациями и планирует повышать квалификацию в программировании.

Пресс-служба

Алданского политехнического

техникума.

Поделиться:

Добавить комментарий