Top.Mail.Ru
Об учебе, радоне и школьных завтраках |

Об учебе, радоне и школьных завтраках

День учителя – традиционный  повод для разговора с руководителем образовательной системы района. В этом году он особенно актуален: новый учебный год начался не совсем обычно, тем не менее, вопреки страхам родителей, занятия, хоть и в новом формате, проходят очно, для малышей после долгого перерыва, в том числе связанного с продолжительными ремонтами, открылись практически все дошкольные учреждения. Как проходит учебный процесс, как организовано питание для учащихся начальных классов, каковы результаты минувшей экзаменационной кампании и есть ли болевые точки у алданских ДОУ – об этом мы спросили начальника Департамента образования Алданского района Елену Ивановну Хрущ.

– В этом учебном году в школах района обучаются 5 192 ребенка – на 60 детей меньше, чем в прошлом, – отметила в начале нашей беседы Елена Ивановна. – Изначально вопросов по организации учебного процесса было достаточно много. Республиканское Министерство образования практически каждый день проводило видеоконференции и им же были предложены рекомендации по организации учебного процесса. Предлагалось пять моделей, но мы, в соответствии с имеющимися в школах санитарными условиями, а также исходя из количества детей, определили, что у нас будет использовано две модели. То есть наши дальние малокомплектные учреждения на сегодня работают в обычном режиме, но с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований. А крупные школы – в Томмоте это школа № 8, образовательные организации в Нижнем Куранахе и в Алдане работают в две смены. Поначалу школа № 1 переходила на расписание, предполагающее работу в три смены, сейчас там организованы двухсменные занятия.

Сложностей было достаточно много в части того, что нужно было продумать разделение потоков учащихся, закрепление дежурных, наличие дезинфицирующих средств. Наш учредитель – администрация Алданского района – выделил 10 млн рублей для приобретения рециркуляторов, и мы заказали навесные и переносные приборы, а также бесконтактные термометры и дозаторы для обработки рук.

Основные предметы у детей ведутся в очном режиме. На дистанционное обучение вынесены технология, третий урок физкультуры. Если ребенок занимается в спортшколе, мы должны это учесть, чтобы у него не было перенагрузки. Однако наша главная задача – выполнить учебный план, поэтому все стараются, чтобы и расписание уроков этой задаче соответствовало.

Что касается комплектования в детских садах, количество воспитанников в этом году – 2 397, это на 105 меньше, чем в предыдущий период. В этом году большие средства были выделены на проведение мероприятий, связанных со снижением уровня радона. И они дали свои результаты: последние замеры, которые были сделаны до ремонта и после окончания этих мероприятий, говорят о том, что концентрация радона намного уменьшилась и находится в норме. Если верхнее значение составляет 222 мБк/м3, у нас замеры показали порядка 34, а где-то фиксируется и минимальное значение. Эти замеры проводит аккредитированный орган – Центр гигиены и эпидемиологии (руководитель Е. С. Стрелец).

Сегодня практически все детские сады в районе функционируют в привычном режиме, 1 октября начал работу «Крепыш», до 12 октября закрыт «Родничок» в Томмоте. Там полностью была заменена система отопления, поэтому сейчас проводится косметический ремонт, чтобы привести его в порядок перед приемом детей.

На этой неделе дошкольные учреждения начинают принимать самых маленьких ребят, которым предстоит пройти адаптацию.

Вся наша работа всегда была взаимосвязана, а сейчас, в условиях организации противоэпидемических мероприятий, мы в особенно тесном контакте работаем с Роспотребнадзором и здравоохранением. Медицинские работники к нам изначально прикреплены, в каждой школе был дежурный врач, который находился на связи с нашими учреждениями. Ежедневно составляется мониторинг по количеству детей, которые не допущены к занятиям. Это как случаи, когда повышенная температура выявляется с использованием наших бесконтактных термометров, так и проявившееся недомогание в течение дня, ведь по детям хорошо видно, когда они себя плохо чувствуют. Мы таких ребят отстраняем, инструкторы по гигиеническому воспитанию принимают меры для того, чтобы заболевшего ребенка оградить от здоровых детей.

Когда мы открывали детские сады, утром именно на первичный прием приходили медработники из детских поликлиник – в Томмоте, Алдане, Н. Куранахе, чтобы не было столпотворения в медучреждениях.

По началу учебного года, организации учебного процесса ни ко мне, ни в Департамент или Министерство образования республики обращений от родителей не было. Думаю, что мы и в будущем будем работать во взаимопонимании с нашими родителями.

Отмечу также, что при подготовке к началу учебного года Алданский медколледж провел курсы по обучению дезинфекторов. То есть в каждом учреждении у нас есть специалист, который обучен специфике проведения таких мероприятий: как правильно, без травм для детей и взрослых очистить поверхности, полы, стены, а в детских садах требуется также протирать и промывать все игрушки. Алгоритм работы наших специалистов-дезинфекторов утвержден Роспотребнадзором и всеми учреждениями выполняется.

– ТСШИ – единственное учреждение, где учатся не только местные ребята, но и приезжие. Как сегодня в ней организованы занятия?

– Вместе с Томмотской санаторных школ в республике всего три: есть они еще в Хангаласском и Сунтарском улусах. В школе обучаются 126 детей. В конце сентября мы привезли детей из Якутска – это всего 21 ученик. Остальные учащиеся – это ребята из нашего района, они приступили к учебе в сентябре. Учебный процесс в ТСШИ мы начали чуть позже – с 7 сентября, после запуска отопления, так как было холодно в спальных помещениях. На сегодня все дети живут и учатся в школе-интернате.

– Сейчас в СМИ, соцсетях многие учителя высказываются о том, что их нагрузка существенно возросла в связи с новыми требованиями к организации учебной деятельности. 

– С каждым руководителем мы отрабатывали, чтобы для учителей было как можно меньше трудностей по организации такой работы. Кроме первой школы, где третьеклассники традиционно учатся во вторую смену, в остальных образовательных организациях района все дети на протяжении многих лет учились только в первую смену.  Конечно, сейчас многим педагогам нужно перестраивать свой привычный график. Изначально, когда речь шла о том, чтобы класс поделить на группы, никто не предусматривал финансовые средства на оплату труда педагогов. Затем пришли другие нормативы, мы даже предложили сдвинуть кое-где мебель, чтобы обеспечить дистанцию между детьми в 1,5 метра. Конечно, сложности есть, потому что дети находятся только в своем кабинете. В больших школах питание организовано как непосредственно в столовой, так и в классах. Общий звонок в школе не звучит. Однако наши коллективы понимают, что мы действительно работаем в усложненных условиях. Но это, может быть, лучше, чем дистанционное образование, которое трудно дается всем: и учителю, и ребятам, потому что не у всех есть хороший интернет и не у всех достаточно технических средств, и справиться с заданиями на «удаленке» детям бывает сложно.

– К слову о питании. С начала нового учебного года учащиеся 1–4-х классов согласно поручению президента страны должны питаться бесплатно. Готовы ли к этому наши школьные столовые?

– Школьные столовые с начала учебного года работают. Несколько позже – с 15 сентября – начали кормить детей в первой школе, что опять же было связано с проведением мероприятий, направленных на защиту от радона, – ремонтом вентиляции столовой. В каждом учреждении условия для организации питания созданы, наше Министерство образования запрашивало объемную информацию по подготовке работы столовых. Некоторые учреждения сменили оборудование, что-то закупили. Учредителем дополнительно выделялись на это средства. У нас 2 043 ученика начальной школы. Сегодня сумма, выделяемая на одного учащегося начальной школы в день, составляет 75 руб. 79 коп. Если дети учатся с утра – они должны получать горячий завтрак, а если со второй смены – обед. Однако в организации питания школьников начального звена есть свой нюанс: если мы уходим на дистанционное обучение, выдача сухих пайков всем учащимся не предусмотрена.

– И в школах, и в детсадах противорадоновым мероприятиям было уделено большое внимание. Какие еще есть, что называется, болевые точки в образовательных учреждениях, которые также требуют пристального внимания?

– Сейчас особое внимание нужно уделить системам тепловодоснабжения. К сожалению, отопительный сезон в двух дошкольных учреждениях у  нас начался с порывов труб. Такие ситуации могут причинить большой ущерб имуществу учреждения, особенно дошкольного, где мебели, инвентаря намного больше. На этом моменте я заостряю внимание руководителей. В настоящее время мы уже планируем ремонтные работы на следующий финансовый год, в конце октября должны быть готовы сметы от учреждений, чтобы предусмотреть бюджетные средства.

– В этом году из-за пандемии не были организованы летний отдых и занятость детей, многие мероприятия, несущие воспитательное значение, оказались за скобками. Существенный повод для тревоги, когда долгое время дети остаются по сути предоставленными сами себе…

– Все мероприятия, которые были запланированы, мы пока проводим в другом формате: конкурсы, выставки педагоги организуют в социальных сетях. Они направлены в том числе на нравственное, духовное воспитание, развитие восприятия природы. Не остаются без внимания праздники, связанные с историей страны, республики, – все это дети должны знать.

В этом году мы были готовы к организации работы площадок в период ограничительных мероприятий. Требования к ним со стороны Роспотребнадзора были очень строгими. К сожалению, организовать летний отдых было разрешено только в Арктической зоне. Но, проанализировав летний период, мы видим, что серьезных правонарушений, преступлений, совершенных детьми, не было. Возможно, эпидемиологическая настороженность родителей способствовала тому, что дети меньше гуляли на улице, чаще оставались дома.

–  Экзаменационная кампания на этот раз тоже претерпела существенные изменения.  Как алданские выпускники справились с экзаменами?

– В том, что 9-е классы не сдавали экзамены, можно увидеть несомненные плюсы. Не всегда 15-летние дети готовы к тому, чтобы усиленно готовиться, сдавать экзамены, сидя под видеокамерами, при этом показывать хорошие результаты. В предыдущие годы были дети, которые по 4 раза пересдавали ОГЭ, вплоть до осени. Основной предмет, с которым 9-классники зачастую не справляются, – это математика, а также обществознание. Подросткам трудно определиться и с предметами по выбору. Хотелось бы, чтобы и в дальнейшем дети, не планирующие поступать в вузы, могли поступать без экзаменов в политехникум, который предлагает большое разнообразие специальностей. А уже по окончании ссуза при желании продолжать образование. При этом уже без ЕГЭ, на базе основного образования, которое дает среднеспециальное учебное заведение.

Если 9-классников в прошлом году было 497, в 10-й класс в новом учебном году пришли 224. Эта тенденция ежегодно сохраняется. На протяжении многих лет мы ведем этот мониторинг, количество детей особо не меняется.

Единый государственный экзамен также был проведен именно для тех детей, которые хотели поступать в высшие учебные заведения. Если говорить о результатах, все предыдущие годы процент поступления составлял порядка 52, в этом году – только 34 %. Возможно, это связано с большими конкурсами в самих вузах, которые дополнительно организовали вступительные испытания.

ЕГЭ сдавали ровно половина выпускников, все прошло штатно. Те нормы, которые мы должны были соблюсти по санитарно-гигиеническим требованиям, мы выдержали.

Есть дети, которые очень хорошо сдали экзамены, набрали по 96, 97, 98 баллов. Есть у нас выпускники, поступившие в московские вузы, в том числе в МГУ, многие поехали учиться в Новосибирск, Хабаровск. Большое количество детей поступили в наш политехникум или в медицинский колледж.

От имени Департамента образования благодарю учителей, родителей, персонал учебных заведений за их труд в непростых условиях, терпение, понимание. Поздравляю педагогические коллективы Алданского района с Днем учителя! Спасибо вам за талант, мастерство, мудрость, отзывчивость. Желаю всем учителям крепкого здоровья, оптимизма, благополучия, неустанного творческого поиска, успехов и удач, веры в свою особую миссию учителя!

Подготовила Ирина Виноградова.

Поделиться:

Добавить комментарий