Top.Mail.Ru
Обращение с «неопасными» отходами: как действовать в рамках закона |

Обращение с «неопасными» отходами: как действовать в рамках закона

При проведении проверок в процессе текущей деятельности Алданского КГЭН инспекторам часто приходится сталкиваться с вопросами, касающимися самовывоза отходов пятого класса опасности (то есть так называемых практически неопасных отходов). «Ведь лицензия для их вывоза не нужна!» – слышат сотрудники комитета в ответ на свои замечания. Предприниматели нередко аргументируют свои действия следующим образом: «Я лучше на своей машине на свалку отвезу, зато территория чистая, захламления не происходит, не нужно делать заявки, ждать, когда мусоровоз приедет». Некоторые хозяйствующие субъекты в своих суждениях идут дальше: «Я сжигаю и все!».

Как осуществлять обращение с этими самыми «неопасными» отходами «АР» разбирался вместе с государственным инспектором АГЭН Светланой Дмитриевой.

– Обратимся к самому понятию «обращение с отходами».  Нормы в области обращения с отходами регулируются Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления», – говорит Светлана Валерьевна. –  Это фундаментальный документ, так скажем, отправная точка. В соответствии с понятийным аппаратом ФЗ № 89 обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. При этом отходы могут быть как чрезвычайно опасные (I  класс), так и практически неопасные (V класс) для окружающей природной среды.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности без соответствующей лицензии. Однако для обращения с отходами V класса опасности лицензирование законодательством не предусмотрено.

– Но тогда как же осуществлять транспортирование таких «неопасных» отходов и какие отходы можно вывозить самостоятельно? А какие неопасные отходы вообще запрещены к размещению на свалках с 1 января 2019 года?

– Для начала поясним, что Федеральным законом № 89 установлены требования к транспортированию. Так, статья 16 этого ФЗ обязывает соблюдать следующие требования при транспортировке:

– наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

– соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

– наличие необходимой документации для перевозки и передачи отходов.

Соблюдение вышеуказанных требований обязательно в любом случае и не зависит от опасности и вида перевозимых отходов.

Однако есть два ключевых момента, а именно: какие отходы вы повезете, являются ли они твердыми коммунальными отходами или не являются.

Если перевозимые отходы – это ТКО, тогда действует императивное правило, установленное Федеральным законом № 89 о том, что обращение с этим видом отходов осуществляется только региональным оператором!

Статьей 24.7 № 89-ФЗ от 25.06.1998 «Об отходах производства и потребления» закреплена обязанность собственников ТКО по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (ч. 4 ст. 24.7 закона № 89-ФЗ, в редакции закона № 503-ФЗ). При этом предприятие – образователь ТКО вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором, если у предприятия есть свой объект размещения отходов и он находится на земельном участке, на котором образуются отходы, или на смежном земельном участке (п. 6 ст. 24.7 ФЗ № 89-ФЗ).

С 1 января 2019 года услуга по вывозу ТКО стала коммунальной услугой. Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в этот закон были внесены в 2018 году, вступили в силу с января 2019-го. На основе закона действует Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила. Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включается в плату за коммунальные услуги.

Таким образом, этот вид отходов субъект (физическое или юридическое лицо) вывозить на свалку не вправе, так как это работа регионального оператора по обращению с ТКО. На территории Алданского района таким оператором является МУП «Переработчик» (г. Нерюнгри) и с 1.07.2019 в качестве агента выступает ООО О «СРП» (г. Алдан).

– А если перевозимые отходы не являются ТКО. Как тут быть?

– Во-первых, необходимо изначально  провести инвентаризацию образующихся  отходов и убедиться, что отходы к ТКО не относятся. Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердыми коммунальными отходами (ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Перечень видов ТКО содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов ФККО, утвержденном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 242 от 22. 05. 2017). К ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО. И это, надо сказать, немалый список. Для примера приведу некоторые виды ТКО:

7 33 100 01 72 4 – мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

7 33 100 02 72 5 – мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный;

7 37 100 01 72 5 – отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений;

7 35 100 01 72 5 – отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами;

7 35 100 02 72 5 – отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами;

7 35 151 11 71 5 – отходы объектов оптово-розничной торговли цветами и растениями, содержащие преимущественно растительные остатки.

Если все-таки вы решили перевозить не ТКО, как действовать дальше?

Обязательное условие  –  это подтверждение «неопасности» этих отходов. Такая процедура называется биотестирование. Проводится она для того, чтобы узаконить отнесение отхода к пятому классу опасности для ОПС. Подобные исследования необходимо проводить в аккредитованной лаборатории. Процедура непростая и предусматривает использование тест-объектов, которые являются индикаторами вредных веществ (беспозвоночные, дафнии и т. д.). Дополнительно с биотестированием необходимо определение морфологического состава отходов. В совокупности такие протоколы являются подтверждением отнесения отхода к пятому классу опасности и возможности обращения с ними без лицензии, в том числе вывоз на свалку.

– Светлана Валерьевна, в связи со всем вышесказанным какие санкции предусмотрены для недобросовестных хозяйствующих субъектов?

– За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность, она установлена в КоАП РФ статьей 8.2. Статья имеет 12 самостоятельных составов административных правонарушений при обращении с отходами, в том числе «не опасными». Приведу некоторые из них.

Так, за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I–IV классов опасности предусмотрена санкция в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей. На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Транспортирование с несоблюдением требований статьи 16 Федерального закона № 89 относится к общим нарушениям, за которые ответственность предусмотрена частью 1 указанной статьи и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

И. Александрова.

Поделиться:

Добавить комментарий