Обеспечение прав граждан на охрану здоровья

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Все основные права и обязанности человека и гражданина в сфере охраны здоровья, полномочия и ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, права и обязанности медицинских организаций урегулированы Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

Так, в соответствии с названным федеральным законом, каждый человек имеет право на приоритет его интересов при оказании медицинской помощи, на социальную защиту в случае утраты здоровья, на доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, соблюдения врачебной тайны.

Вместе с тем проводимые органами прокуратуры республики проверки свидетельствуют что, к сожалению, не во всех случаях граждане могут получить медицинские услуги в нужном качестве и объеме, что обоснованно требовало вмешательства прокуроров.
В 1-м полугодии 2016 г. в сфере соблюдения прав граждан на охрану здоровья прокурорами выявлено более 500 нарушений закона, в целях их устранения принято свыше 300 мер прокурорского реагирования.

Выявлены многочисленные нарушения при обеспечении граждан лекарственными средствами. К примеру, в Абыйском районе, г. Якутске больницами допускались факты отказа в выдаче бесплатных рецептов на лекарства при их назначении. В Нюрбинском районе лекарства больным по рецепту выдавались аптекой с нарушением сроков, что не обеспечивало получение ими своевременного лечения.
При этом нужно отметить, что правом на бесплатное лекарственное обеспечение обладают в частности дети первых трех лет жизни, дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет, инвалиды 1-й группы, неработающие инвалиды 2-й группы, инвалиды в возрасте до 18 лет, участники Гражданской и Великой Отечественной войн, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, проживающие в сельской местности районов Крайнего Севера и приравненных к ним территориях и т. д.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России № 785 от 14.12.2005 г. «О порядке отпуска лекарственных средств» рецепты на лекарственные средства с пометкой «statim» (немедленно) должны обслуживаться в срок, не превышающий один рабочий день с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию), рецепты с пометкой «cito» (срочно) — в течение двух рабочих дней, рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, — в течение пяти рабочих дней, рецепты на лекарства, не вошедшие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в течение десяти рабочих дней, рецепты на лекарства, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживаются в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней.

Прокурорами выявлены случаи ненадлежащего оказания медицинской помощи и отказа в ее предоставлении.

К примеру, по материалам проверки прокуратуры Алданского района возбуждено головное дело по факту смерти женщины 1936 г. р. вследствие ненадлежащего оказания ей медицинской помощи. Установлено, что она, почувствовав себя плохо, вызвала бригаду скорой помощи. Однако медицинские работники, приехав по вызову, не оказали ей неотложную медицинскую помощь и не осуществили медицинскую эвакуацию. На следующий день из-за ухудшения состояния здоровья женщина вновь вызвала скорую помощь, однако диспетчер не принял звонки во внимание и не передал сообщения о поступивших вызовах бригаде скорой помощи. Женщина скончалась.
Необходимо иметь ввиду, что в силу ст. 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинская помощь в экстренной форме должна оказываться медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Органами прокуратуры республики защищены права граждан на получение возмещения причиненного вреда в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи.
В частности, решением суда удовлетворен иск прокуратуры г. Якутска на сумму 1 млн руб. в интересах женщины, у которой вследствие несвоевременного неквалифицированного обследования и лечения умер новорожденный ребенок. Аналогичные иски предъявлены прокурорами и удовлетворены судами и по другим случаям.

Прокуратурой республики установлены факты ограничения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи. Так, в ходе проверки Тарифного соглашения, оплаты медицинской помощи, оказываемой в объеме Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выявлено, что согласно его положениям, бесплатную медицинскую помощь в лечебно-профилактическом учреждении дети могут получать только по месту прикрепления к медицинскому учреждению (по месту жительства). Вне места регистрации (прикрепления) ребенок может получить бесплатно медицинские услуги только до 7 лет.
В соответствии с Тарифным соглашением, после достижения указанного возраста дети могли обслуживаться в других медицинских организациях, к примеру по месту временного нахождения у родственников, только на платной основе.
Учитывая, что названные положения нарушают права граждан, прокуратура республики внесла представление в адрес Министерства здравоохранения республики.

Проверки в сфере обеспечения прав граждан на охрану здоровья прокурорами продолжаются.
Гражданам разъясняем, что в случае нарушения их прав они имеют право обратиться в органы прокуратуры по месту жительства или в Управление Росздравнадзора по Республике Саха (Якутия), а также в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Республике Саха (Якутия) и в соответствующие страховые организации.

М. Тарасов,
заместитель прокурора Алданского района.

Поделиться:

Добавить комментарий