Не оказаться по уши в…

Что ждет нас на пути к «мусорной» реформе

С 1 января 2019 года на всей территории России организацией обращения с отходами будут заниматься региональные операторы, а в платежных квитанциях потребителей коммунальных услуг появится строчка об оплате  услуги по обращению с ТКО. Впервые эта услуга будет выведена из жилищных и переведена в коммунальные платежи. По итогам выбора региональных операторов каждый субъект Федерации определит тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Такие требования предъявляют вступившие в силу изменения в федеральном законодательстве. Реформа призвана урегулировать сферу сбора и вывоза мусора и сделать ценообразование в этой области прозрачным.

В нашей республике путем конкурсного отбора определены 5 региональных операторов, которые займутся организацией процесса обращения с отходами в центральной, центрально-восточной, западной, южной и северной зонах.

Для южной зоны, в которую вошли Алданский и Нерюнгринский районы, оператором стало МУП «Переработчик» из Нерюнгри.

До дня икс, когда коммунальная метла станет мести наш мусор по-новому, остается менее полугода. Однако вопросов и проблем у тех, кто взял на себя это бремя, еще очень много. В связи с этим и было принято решение провести в Алдане выездное совещание по вопросам обращения с ТКО. На нем присутствовали представители республиканских МинЖКХ и энергетики, Росприроднадзора, Министерства экологии, Госкомцен – РЭК, региональных операторов по обращению с отходами в республике, администраций Алданского и Нерюнгринского районов.

Одним из главных вопросов совещания стала проблема тарифообразования. Региональным операторам необходимо отрегулировать вопрос о том, кто будет заниматься вывозом мусора «на местах» и заключить с ними договоры на основе тех тарифов, которые установит им Госкомцен – РЭК. К тому же предприятие – региональный оператор помимо организации работы по сбору, транспортировке, размещению и переработке мусора, станет ответственным за сбор платежей с населения.

Кроме того, участники форума заслушали доклады и обсудили темы, касающиеся весьма насущных и первоочередных дел в сфере обращения с отходами. Одной из актуальнейших задач, в том числе и для Алданского района, является отведение мест под мусорные полигоны. Многие из тех, что есть сейчас, переполнены. Для оборудования новых таких объектов должны быть соблюдены все требования, в числе которых, например, и расстояние в 15 км от взлетно-посадочной полосы местного аэропорта, отведены земли, учтена экономическая составляющая, разработан проект, а это, как известно, дело дорогостоящее.  К слову, заместитель министра ЖКХ и энергетики Виталий Руфов указал на источники, из которых, по его мнению, следует направлять средства на эти мероприятия:   55 % выплат предприятий за негативное воздействие на окружающую среду поступает в муниципалитеты. Однако на местах  эти средства, как правило, направляются на другие нужды, отметил он.

В числе новых требований, предъявляемых к операторам по обращению с отходами и то, что их автопарки должны быть оснащены специальными транспортными средствами – мусоровозами, которые в свою очередь в обязательном порядке оборудуются системами спутниковой навигации.

Новый подход возлагает в полной мере ответственность по обращению с отходами на плечи регионального оператора. Фактически он отвечает за весь мусор во вверенной ему зоне, в том числе и за несанкционированные свалки, с которыми сейчас, по мере возможностей, бьются администрации поселений. 

Особенность нашей республики – большие расстояния между населенными пунктами и малая численность жителей в них. Так, ООО «Экологические системы Якутии», прошедшее конкурсный отбор для центрально-восточной зоны, было создано на базе организаций, осуществляющих деятельность по обращению с отходами в 9 районах республики, где проживает 47 тысяч человек в 177 населенных пунктах.

Свое видение предстоящего развития ситуации высказал гендиректор ООО «Якутскэкосети», ставшего регоператором в центральной зоне, Денис Тон. Здесь также есть свои подводные камни, связанные с привлечением к оплате за комуслугу жителей из частного сектора, а также юрлиц, которые нередко увиливают от этой процедуры. Денис Валентинович также обратил внимание на проблему в квалификации по нынешним стандартам так называемых мерзлых бытовых отходов, образующихся в неблагоустроенном жилом секторе.

По словам представителей нерюнгринского оператора, полигоны на территории их района внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов, под них отведены земли, начинается работа по раздельному сбору мусора, удалось организовать в этом направлении сортировку металла от остальных отходов.

МУП «Переработчик» также должен привлечь оператора для организации обращения с отходами в Алданском районе. Много лет в Алдане и Томмоте эти функции выполняет подразделение ООО О «СРП» «Чистильщик». Есть всесторонняя заинтересованность, чтобы предприятие продолжило эту работу и в новых условиях. Однако в вопросах взаимоотношений с подразделением ООО О «СРП» у оператора южной зоны есть сложности. В ходе семинара-совещания отрегулировать их, к сожалению, не удалось. Сегодня в администрации района запланирована еще одна встреча нерюнгринского МУП с алданцами, которая должна пройти в форме предметного диалога с привлечением с обеих сторон необходимых обосновывающих документов.

–  Новый федеральный закон определяет новую схему сбора, транспортировки, вывоза мусора. Меняется вопрос тарифообразования, вводится институт регионального оператора. Конечно, переходить к новому всегда сложно. Но нужно понимать, что возвращения к старому уже не будет, – прокомментировал заместитель главы администрации МО «Алданский район» Расиль Халиуллин. – Поэтому предприятиям нужно уходить от взаимных претензий, и найти точки соприкосновения, оттолкнувшись от которых можно начать работать. Также нужно понимать, что за вывоз мусора платит население, и существенно, в несколько раз увеличить тариф никто не позволит. Министерством ЖКХ в конце июня приняты новые нормативы накопления отходов, которые стали отражать более реальную картину по тем объемам мусора, которое население относит в баки. Эти нормативы также должны способствовать корректировке позиции оператора-перевозчика.

Ирина Виноградова.

Поделиться:

Добавить комментарий