Top.Mail.Ru
«Неужели это я?» |

«Неужели это я?»

«Неужели это я?»

Март запомнился алданцам не только «Проводами зимы», которая, как будто соскучившись, пытается опять закружить нас в своем снежном вальсе. Многие культурные события не обошли район стороной, подняв жителям самооценку и позволив в очередной раз погордиться своими талантливыми земляками. А еще первый весенний месяц порадовал поклонников театрального искусства, ведь в марте весь мир отмечает День театра, а россияне — еще и профессиональный праздник работников культуры. Наша героиня имеет прямое отношение и к первому, и ко второму. А еще именно она в конце марта стала популярным лицом ватсаповских рассылок, призывающих проголосовать за главного режиссера Театра юного зрителя Елену Павловну Воронкову в республиканском общественном конкурсе народного признания «Имя культуры». Интерактивное голосование активно поддержало алданскую участницу в номинации «Верность профессии», а компетентное жюри, утвержденное Министерством культуры и духовного развития республики, присудило ей заслуженную победу! 

«Павловна, мы за тебя!»

Хотя, как говорит главный режиссер Алданского ТЮЗа, ее участие в конкурсе было для нее самой полной неожиданностью. Когда в группах WhatsApp появились рассылки: «Проголосуйте за Елену Павловну», очень удивилась. Выйдя на сервис Zooma, почитав о себе и посмотрев фотографии, которые кто-то выложил, естественно, задалась вопросом: кто? Позже выяснилось: любимые коллеги руку приложили, особенно Виктория Витальевна Гофман, художественный руководитель ТЮЗа, за что, говорит Елена Павловна, им особая благодарность. И многие жители района поддержали участницу, активно голосуя за известную в культуре личность. Из Хабаровска, Новосибирска, Москвы, Воронежа, даже из Ливана отправляли алданцы свои «лайки», дружно отдав ей  714 голосов. Некоторые писали в «личку»: «Елена Павловна, мы проголосовали за Вас!». Такое внимание, делится Елена Павловна, было очень трепетно. Особенно вдохновляли позитивные комментарии на сайте бывших учеников, вспоминавших счастливое время, проведенное в дружной тюзовской семье: «Павловна, мы за тебя!». Ну и конечно, что называется «за гордяк»  было находиться в одной номинации с такими «монстрами» культуры, как Егор Спиридонович Шишигин, директор Якутского музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, или Василий Павлович Винокуров, балетмейстер народного танцевального ансамбля «Кыталык». К слову, с ним и еще с одним «Палычем» — Станиславом Павловичем Григорьевым, возглавлявшим Дом дружбы народов им. Кулаковского, рассказывает Елена Павловна, был в свое время такой шутливый момент. Как-то, делая вместе ряд мероприятий в начале века и провожая в очередной раз якутскую делегацию на фестиваль, талантливая троица «Палычей» «тянула» поезд, встав в одну упряжку, мол, «Палычи тянут». Не без юмора жили люди…

— Чествование финалистов конкурса проходило в Государственном академическом русском драматическом театре им. А. С. Пушкина в Якутске. И для меня  было очень важно попасть на это мероприятие, — делится впечатлениями Елена Павловна. — Самое главное, я себе придумала вариант, что с большим удовольствием выйду на сцену, красиво там постою, посмотрю со сцены на зрителей, сидящих в зале, а там, действительно, собрался весь бомонд республики — я повстречалась со своими учителями из колледжа, кто меня обучал в 70-е годы, увидела всех своих коллег, порадовалась за их успехи. 

Номинация «За верность профессии» была самой многочисленной. И приятно, что победа в ней досталась алданской финалистке. Кстати, такого же диплома за победу, только в другой номинации — «Овация», удостоился еще один наш молодой специалист Любовь Евгеньевна Хмарова, художественный руководитель клуба п. Ленинского.

Елена Павловна рассказывает, очень впечатлило ее на торжественном вечере выступление Андрея Саввича Борисова, который отметил, что  когда не стало единой направляющей в культуре — руки партии, каждый регион начал строить собственную линию, и в республике в области культуры занялись больше национальным направлением. С одной стороны это хорошо, поскольку благодаря этому в Якутии удалось сохранить практически все в области культуры, то, что многие регионы потеряли, — и учреждения культуры, и музыкальные школы, и музеи, и даже продвинуться на шаг вперед, технически оснастить. Якутяне могут этим гордиться. Но сейчас пришло время объединяться всем культурным направлениям в республике. Так что у молодого поколения, уверена Воронкова, много работы впереди.

 «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

В сентябре прошлого года Елена Павловна Воронкова отметила серьезную дату — исполнилось 40 лет, как она работает в культуре. Обычно такие вершины невольно настраивают на философскую волну, располагая к размышлениям, подведению неких итогов. Правда, не представляю, чтобы эта энергичная, целеустремленная женщина-оптимистка остановилась, оглянулась назад и задумалась: «А в тот ли трамвай села?».  Нет, уверяет, вопрос, что  надо оглянуться назад и что-то переделать, никогда не звучал. Понятно же, что это невозможно. А значит, незачем тратить на это время, силы и нервы. «Я и не трачу, — говорит, — мне есть чем заняться сейчас». А сейчас режиссерский энтузиазм кипит вокруг нового спектакля. «Это будет достаточно своеобразная постановка», — слова главного режиссера ТЮЗа уже интригуют. Вместе с командой «Образа» Елена Павловна ставит спектакль под названием «Марина» о творчестве Марины Цветаевой. Кстати, в этом году у поэтессы  юбилей, так что спектакль будет очень в тему, хотя и задумывался не специально к юбилейной дате. «Мне понравилась идея сама по себе, я почитала ее стихи. В молодости мне не удавалось погрузиться в  ее творчество, так как она была запрещена на момент моего учения сценической речи», — рассказывает Елена Павловна, отмечая, что задумка вызвала много споров с ребятами, настороженность и даже внутреннюю холодность. Не удивительно: мало кто у нас может искренне признаться в любви к творчеству Цветаевой. «Каждому предоставили возможность выбрать два стихотворения из творчества поэтессы, которые лягут ему на душу. И каждый принес эти два стихотворения и почитал вслух, и мы услышали друг друга, — рассказывает собеседница. — Поэзия же тоже как лакмусовая бумажка — показывает отношение человека к жизни, то, что у него на душе». Да уж, артисты — люди сенсорные…

Сидя в небольшом кабинете главного режиссера, который и кабинетом, в общем-то, не назовешь — несерьезный очень: плюшевые мишки и зайцы, стопки книжек, «забытых» маленькими артистами после последней репетиции «Дядюшки Корнея», и прочий театральный реквизит, нашедший местечко в режиссерских «апартаментах», приютившиеся вещицы на полках, подаренные картины, сувениры, грамоты, — плавно беседуем… 

На счету у режиссера Елены Павловны Воронковой огромное количество спектаклей, многие из которых являются участниками и победителями различных театральных фестивалей. Ее режиссерский арсенал включает в себя и детские сказки, и комедии, и драмы, и философские притчи, и эпохальные постановки, как «Варшавский набат» например. Кстати, один из самых дорогих сердцу режиссера… Как и «Мюнхгаузен» и его последняя фраза: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» — «по жизни любимая».

К сожалению, сегодня спектакли не пользуются такой популярностью как сериалы, но самое главное, как сказал кто-то из российских актеров, они «популярны у того, кого нужно», у того, кто всегда в зале на премьерах и спектаклях. И когда видишь такого зрителя в зале — заряжаешься эмоциями. Хотя, признается Елена Павловна, сама она больше всего любит репетиции, «таинство, когда  из ничего рождается все».

— Когда спектакль уже смотрят зрители, думаешь: «Ничего себе, ты придумал!». Или: «Что ты там придумал?!». И это даже не удивление или восхищение, а какое-то непонятное чувство, иногда даже абстрагируешься, что это не от тебя исходит: «Неужели это я? Как могло тебе такое в голову прийти?».

Говоря о солидном стаже в культуре, Елена Павловна вспоминает время, когда с группой творческой интеллигенции вместе «немножко делали молодежную культуру в районе». Тогда это были первые дискотеки, спортивные соревнования, первый конкурс красоты… А еще вспоминает годы учебы, потому что почти у всех они — счастливейшие. Особенно когда приходилось работать и учиться, совмещая одновременно и практику, и теорию. Поглощать на сессии знания, тут же вкладывать их в работу и снова на сессию — за новой порцией… «Все же она непростая, наша профессия, не массовая, — откровенничает Елена Павловна. — Но сегодня меня радует то, что если в 70-80-е годы режиссеров было всего несколько человек, сейчас нас много, молодежь пошла по нашим стопам, и это очень греет».

 «Не умею быть несчастной!»

…Противная! Так Елена Павловна говорит о себе. И считает себя не очень удобной, и прежде всего для самой себя, подмечая, что «чем дальше живешь, тем больше понимаешь, что меньше всего знаешь». Ну вот, такая сакраментальная фраза. А еще: «Время — самое ценное, что у нас есть».  Трудно с этим не согласиться. Ведь людям творческим, постоянно ищущим, опережающим темп жизни всегда не хватает знаний и времени. И тем не менее именно знания, время и силы они находят на новые творческие и социальные проекты, общественные дела.

— Я так полагаю, на все Божья воля. Господь, говорят, не посылает больше, чем ты можешь выполнить. Трудно справиться со стереотипом в человеке: если  у тебя что-то плохо, ты сам должен быть несчастным. А я не умею быть несчастной и не хочу! И это тоже из профессии, из общения с людьми. Наша профессия — это все равно же праздник!

—  Вы себе, наверное, никогда не позволяете лениться?   

— Конечно, позволяю! Правда, смотря в чем, если есть право выбора… Я очень люблю спать, я бы с удовольствием поспала подольше, но, к сожалению, это не удается.

— И чем занимаетесь, когда ленитесь?

— Убираюсь в доме, потому что это делается совершенно редко моими руками. Как правило, приходят дети, внуки, которые берут надо мной шефство… 

Трудно, наверное, представить неугомонного главного режиссера театра юного зрителя в роли классической бабушки, на каждом шагу опекающей внуков. Да она и не скрывает: «Я — бабушка занятая!». Хотя, признается, всегда гнетет душу, что на своих близких, родных времени не хватает. «Родители обижаются, и с внуками хотелось бы сейчас понежиться. Но, видимо, таково мое предназначение».

 «Оденусь-ка я сегодня как-нибудь забавно!»

О том, что Елена Павловна ткет половики, как она сама говорит, все уже знают. Даже их на ярмарке уже выставляла…  Такое вот любопытное дело освоила. А что, и модно, и креативно! Тем более, когда не можешь дома сидеть у телевизора и привык что-то делать руками.

— Мой большой недостаток, что я не могу делать две одинаковые вещи. Например,  связать два носка или кофту, потому что там два рукава.

Ей бы что полегче, говорит, — шарфики, манто… Хотя, признается, вещи из ее рук выходят больше декоративно-прикладные, носить их неудобно, но в театре и детям нравятся. А ткачеством, уверяет, занялась по воле случая. Сломала руку, и чтобы хоть что-то изображать одной рукой, попросила супруга Михаила Николаевича сделать станок: «Думала, собьет рамку, гвоздик, и я буду ниточку проталкивать». Супруг озадачился всерьез и сделал настоящий ткацкий станок. «Теперь тку», — смеется Елена Павловна. Новое увлечение занимает немало времени.  Но самое главное, дома половики не задерживаются. Есть кому дарить. На последней выставке-ярмарке алданских мастеров рукоделие новоиспеченной ткачихи пользовалось спросом. Люди подходили, интересовались необычным хенд-мейдом, покупали. «Еще я немножко шью, немножко вяжу, немножко валяю…». Скромничает, конечно. Елену Павловну часто можно увидеть в неординарных нарядах. Некоторые ее коллеги порой даже подмечают шутливо: «Елена Павловна очень забавно одевается…».

— Теперь иногда я так себе и говорю: «Ай, оденусь-ка я сегодня как-нибудь забавно!».  Кстати, и дома у режиссера-рукодельницы очень необычно, много уникальных вещей, сделанных своими руками. «Сейчас  мода на это возвращается, — говорит Елена Павловна, — а я живу с этим». При этом сама она считает себя жутким консерватором, любящим, чтобы все вещи оставались на своих местах: «Поставила — вот  пусть здесь и стоит». Смеется: «Никакой фен-шуй не поможет». Чтобы чувствовать себя комфортно, признается, достаточно, что в доме вкусно пахнет едой, все ходят чистые, в доме свежий воздух и всем уютно.

На мой вопрос, есть ли у нее кредо, девиз, который помогает по жизни и толкает вперед, делает паузу… 

— Не знаю. Я вот больше всего терпеть не могу вранье. А в общем-то — живи, да и все,  со всеми и с собой в ладу. 

Говорит, и сама так старается — жить в гармонии, много работать над собой, учиться терпению, смирению: «Утром глаза открываешь — как заново рождаешься». 

Ну и под занавес, как в спектакле, желая: чтобы солнышко светило над всеми, чтобы люди вокруг улыбались, чтобы дети были счастливы…

Ольга ГОРБАЧЕВА.

Фото из архива

Е. П. Воронковой.

Поделиться:

Добавить комментарий