Top.Mail.Ru
«Нет маленьких ролей – есть маленькие актеры» |

«Нет маленьких ролей – есть маленькие актеры»

«Автерскому делу учиться надо начинать если не с ясельного, то непременно со школьного возраста», – утверждал Олег Табаков. Мэтр отечественной сцены и кинематографа знал, о чем говорил. Театр помогает воспитать ребенка, способного к сочувствию и сопереживанию, умеющего адекватно выражать свои эмоции, актерское мастерство развивает воображение и внимание, тренирует память. Играя на сцене в различных постановках, он знакомится с известными литературными произведениями – а хорошая культурная база еще никому не мешала. Так что даже если ребенок в будущем и не станет актером, но полноценной взрослой личностью будет. И это немаловажный аргумент, о чем, кстати, всегда говорят родителям своих учеников педагоги театрального отделения Алданской детской школы искусств Светлана Добрынина и Артем Адонин.

В АДШИ им. А. Т. Никитина театральное отделение существует чуть больше 20 лет. Но его коллективу уже есть чем гордиться: за плечами – солидное число постановок, победы на различных конкурсах и фестивалях и талантливые выпускники, покоряющие театральные вузы.

Как все начиналось

В 1997 году Светлана Добрынина работала в школе искусств хореографом, преподавала танцы и уже тогда, рассказывает, с ребятами театрального отделения, у истоков которого стояла, ставила первые пластические спектакли: кто-то наверняка вспомнит великолепную историю о человеческом детеныше, потерявшемся в индийских джунглях, – Маугли или воплощенные в танце приключения Дюймовочки… Первые наборы юных театралов, вспоминает Светлана Викторовна, были небольшими, обучались ребята 4 года, в отличие от нынешних воспитанников отделения, постигающих азы актерского мастерства по предпрофессиональной программе, рассчитанной на 8 лет, и выпускающихся из стен школы уже почти готовыми артистами.

В 2002 году Светлана познакомилась с энтузиастом и фанатом театра Артемом Адониным, вместе с которым поступила на режиссерское отделения Улан-Удэнской академии культуры и искусства.  В 2006-м возглавила театральное отделение АДШИ, а Артем стал работать здесь педагогом по актерскому мастерству и режиссером. С тех пор счастливый тандем Добрыниной и Адонина занимается воспитанием творческих и развитием креативных способностей юных алданцев. 

Учимся говорить правильно

На театральное отделение школы искусств приходят дети совершенно разные по характеру, привычкам. Однако отношение здесь ко всем одинаковое, невзирая на дарования и возраст, основанное на утверждении: «Все вы – способные». «Мы никогда никого не нахваливаем», – говорят педагоги, считая, что это расхолаживает и сбивает систему ценностей. Юные артисты знакомятся с историей театра, овладевают искусством актерского мастерства, пластики, сценической речи. Ведь каждый артист должен уметь хорошо говорить – четко, громко, «с чувством, толком, расстановкой», чтоб слышно было на галерке. И никакая дислексия не помеха – речевой аппарат заметно подравнивается. А научить слушаться собственное тело можно, только будучи собранным, терпеливым  и дисциплинированным. В отличие от большинства своих сверстников ребята-театралы много читают и удивляются, что порой не замечают, как заучивают целые стопки текста. Все это идет в синтезе с репетициями. «У нас есть своя методика обучения, которая разрабатывалась на практике, внедрялась методом проб и ошибок. Она позволяет принимать абсолютно любого ребенка, у которого есть желание приобщиться к театральному миру. Если  ребенок опирается на такое понятие, как дисциплина и выполняет все наши требования, в итоге он станет полноценным артистом», – рассказывает Артем Петрович, хотя, признается, не это самое главное. Гораздо важнее то, что в школе искусств ребята приобретают умения и навыки, позволяющие им быть успешными в любой сфере жизни. И педагоги стараются выстроить систему занятий так, чтобы сформировать целостную структуру личности ребенка, способную к самообразованию, саморазвитию и самореализации. Вообще, Артем убежден: если ребенок занимается искусством, будь то живопись, игра на фортепиано или театр, он развивается духовно, такого человека невозможно будет сбить с правильного пути.

Сегодня в студии «Карабас» театрального отделения Алданской детской школы искусств занимаются порядка 30 ребят в четырех классах, и нагрузка у них весьма серьезная: три дня в неделю по два часа. Однако это никого не пугает – уж слишком велико желание показать себя на сцене.

– У нас есть дети, – делится Светлана Викторовна, – которых, мне кажется, вообще недооценили в школе. Здесь они  настолько раскрываются, у них глаза горят, что мы порой удивляемся: почему у ребенка в школе проблемы?..

Наш маленький праздник –

спектакль

Начиная с 2006 года театральный коллектив АДШИ поставил около 40 спектаклей больших и малых форм: мюзиклы, сказки, старая добрая классика… Репертуар рассчитан на разный детский возраст, и поэтому в спектаклях театра часто задействованы дети из всех четырех групп. И самое главное, что спектакли коллектива интересны не только мамам и папам артистов, особенно авторские постановки.

– Артем Петрович может сочинить все, – рассказывает Светлана. – Если у нас загвоздка с репертуаром, если случается, что не можем на конкретную группу детей подобрать материал, мы вместе создаем идею, о чем бы хотели сказать зрителю, и я сажусь печатать, а Артем надиктовывает. Неделя – и сценарий готов, в стихах или прозе. Это очень удобно. Ведь когда Артем пишет сценарий,  мы каждый персонаж сопоставляем с ребенком, для которого предназначен этот текст.

Так было, например, с прошедшим весной этого года мюзиклом «Рот Фронт».  Кто-то с восторгом вспоминает «Веселые уроки», «Здравствуй, Питер Пэн», «Сестры», «Сказ о Никите Кожемяке», получивший в прошлом году главный приз фестиваля «Золотая сказка». Кстати, блистали в нем дошколята из «Светлячка» – это был второй набор юных театралов, которых педагоги присмотрели в детском саду. Откровением для многих стала фантазия на «Маленького принца» на прошлогоднем «Фарватере» – совершенно необыкновенный по наполненности, по ощущению невероятной чистоты спектакль. Зал плакал. Невероятное впечатление произвела и на юную, и на взрослую публику сказка о новогоднем путешествии «Золотой стрелы»» по мотивам книги Джанни Радари на елке главы района: великолепные декорации и костюмы, сшитые талантливым художником по костюмам Александрой Захаровой, блестящая игра юных актеров, яркие режиссерские находки и рождественское чудо…

С удовольствием вспоминают и спектакль «Выход». Он появился из тренинга в 2016-м. Это первый случай,  отмечают мои собеседники, когда спектакль родился раньше, чем сценарий. 

Один из самых любимых – спектакль «Игрушки» Марка Антонова. О нем Светлана и Артем рассказывают с особенным вдохновением. Участвовавшие в нем ребята давно уже выросли, многому научились и разъехались по городам, но помнят свои роли, кто-то интересуется успехами нового поколения юных актеров – театр так просто отпустить от себя никого не может. «Такой чудесный выпуск, скучаем за ними», – откровенничают педагоги, с удовольствием рассказывая о бывших своих учениках. Настя Метелкина живет в Новосибирске, пишет стихи. Даша Белова выбрала техническую стезю. «Но душа у нее актерская», – улыбаются. Творчески одаренный Андрей Ильдиков связал свою жизнь с робототехникой… Есть среди выпускников театрального отделения  и те, кто выбрал сцену своей профессией, чему педагоги несказанно радуются. Одна из них, Виктория Лебедева, оканчивает Иркутское театральное училище. Талантливую студентку приглашают служить в театр в Черемхово.

И Светлана, и Артем на мой вопрос, какой театр им больше по душе – классический или современный, оба голосуют за классику. Она, убеждены, направлена на созидание… Перечисляя многочисленные спектакли, поставленные по классической литературе, замечают, что сегодняшним детям классику надо показывать без изменений, сохраняя аутентичную языковую форму. Так, кстати, было со спектаклем «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, который на ура прошел в мае.

Бабу Ягу всегда жалко…

– Мы занимаемся чеховской драматургией, где нет персонажности, – объясняют мне мои собеседники, почему в их спектаклях у ребят нет главных и второстепенных ролей. – Каждый становится главным в той или иной картине. А еще с самого первого года внушают своим подопечным, что нет отрицательных героев, есть персонажи, которым мы сопереживаем. Умение и желание понимать другого человека тоже ведь немаловажно для создания полноценной личности…

Уже сейчас студийцы становятся коллективом единомышленников. Им интересно в театре. Они увлечены. Пожелаем им как можно больше ролей и добрых  спектаклей!

Ольга Горбачева.

Поделиться:

Добавить комментарий