Top.Mail.Ru
«Необходимо вернуть средства от штрафов за экологические правонарушения в местные бюджеты» |

«Необходимо вернуть средства от штрафов за экологические правонарушения в местные бюджеты»

Темой для очередной беседы «АР» с руководителем Алданского комитета государственного экологического надзора Владиславом Колчановым стали вопросы взаимодействия общественности и экологов с недропользователями, а также проблемы охраны лесов и реализации мусорной реформы.

– В течение промсезона в соцсетях появлялось несколько резонансных сообщений от местных жителей о загрязнении рек. Какие меры в связи с этим принимались комитетом и каковы были выводы экологов после проведенных исследований?

–  Перед тем, как ответить на этот вопрос, необходимо информировать читателей об особенностях деятельности комитета в 2020 году в связи с ситуацией по распространению коронавирусной инфекции. Введенные ограничения внесли свои коррективы в работу надзорных органов, в том числе и регионального экологического надзора, который осуществляет Алданский комитет Минэкологии РС (Я) и в первую очередь это исключение плановых проверок и ограничение проведения внеплановых  проверок. В связи с этими обстоятельствами основными мероприятиями по надзору стали рейдовые обследования по обращениям граждан и по видеофактам, опубликованным в социальных сетях. 

В 2020 году Алданским комитетом отработано 6 видеообращений  из социальных сетей по фактам загрязнения водных объектов в бассейне  рек Ыллымах, Элькон,  Якокит,  руч. Батыревский. По всем обращениям  комитетом незамедлительно были организованы выезды с осмотром территорий промышленного освоения  и отбором проб воды на химический анализ. В ходе этих мероприятий  в отношении  предприятий золотодобычи (ООО «ПРОГРЕСС», ООО «Норд Голд», ООО «Нимгеркан», ООО «Зенит») комитетом были пресечены незаконные действия, возбуждено 4 административных расследования,  наложено 8 штрафов на 633 тыс. рублей. После вступления в законную силу постановлений или судебных решений будут проведены расчеты ущерба, нанесенного водным объектам.

 Стоит добавить, что дополнительной проблемой оперативного выявления и пресечения нарушений на водных объектах является  нахождение горных участков в труднодоступных отдаленных местах, что дает золотодобывающим предприятиям  время на устранение сбросов неочищенных промышленных стоков в водотоки. А для административного производства необходима доказательная база с подтверждением аналитического контроля.

И выводы отсюда вытекают следующие. Во-первых, мы все заинтересованы в благоприятной природной среде, и для оперативного реагирования на факты правонарушений лучше, когда граждане будут своевременно информировать комитет непосредственно, как это делают жители с. Ыллымах. Оперативность даст возможность применить к нарушителю не только меры административной ответственности, но и рассчитать и предъявить ущербы за загрязнение природной среды. Во-вторых, необходимо активизировать работу института общественных инспекторов в районе, улусного общества охотников и рыболовов по выявлению незаконной добычи полезных ископаемых в труднодоступных местностях. Сегодня в районе выдано более 100 лицензий на проведение геологоразведочных работ на золото, и отследить эту деятельность силами только инспекторского состава затруднительно. В-третьих,  нужно вернуть денежные средства от штрафов за экологические правонарушения в местные бюджеты для финансирования муниципальных программ по экологии (на сегодня в местный бюджет поступают только средства от  ущербов  и негативного воздействия на окружающую среду).

Информирование населения о состоянии окружающей среды, в том числе в зоне влияния деятельности участков золотодобычи на территории Алданского района,  проводится через СМИ, публикацию информации в ежегодных государственных докладах Минэкологии РС (Я) «О состоянии и охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)», а также – на сайте Минэкологии РС (Я).   

– Завершается промсезон. Какие предприятия традиционно требуют особого внимания со стороны экологического надзора? Какие мероприятия в этом году были проведены с ними в целях соблюдения экологической безопасности работ?

– Основными крупными недропользователями, осуществляющими разработку месторождений золота в Алданском районе, являются АО «Полюс Алдан», ПАО «Селигдар»,  ООО «ПРОГРЕСС», ЗАО «Саха Голд Майнинг». Малые золотодобывающие предприятия представлены ООО «ГДК Алдан»,  ООО «Континент», ООО «Саха Трейд», ООО «Санти», ООО «Норд Голд», ООО «Нимгеркан»,  ООО «Якутская строительная компания XXI век», ООО «Зенит», ООО «Дружба».

smart
smart

В связи с изменениями природоохранного законодательства последних лет природопользователи при оценке своих источников загрязнения окружающей среды (источники выбросов, сбросов, размещения отходов) ставят их на государственный учет и получают категорию  источника  опасности от 1-й до 4-й. К 1-й категории относятся объекты наибольшего риска опасности (НВОС), ко 2-й – умеренного, к 3-й – незначительного, 4-й – минимального. Крупные золотодобывающие компании относятся к объектам первой и второй категории и находятся в сфере  федерального надзора (Росприроднадзор), а объекты третьей и частично второй категории подлежат региональному надзору.

Необходимо отметить, что на всех крупных предприятиях организована экологическая служба, которая обеспечивает непрерывный контроль за производственными процессами предприятия. Но даже при этом комитет выявляет нарушения природоохранного законодательства у крупных недропользователей. У малых золотодобывающих предприятий нарушения выявляются гораздо чаще. Так, в этом году были зафиксированы нарушения в ООО «Норд Голд», ООО «Нимгеркан», ООО «Зенит». В связи с этим, комитет на постоянной основе ведет с ними  профилактическую работу, проводятся совещания с руководителями малых предприятий, внимательно рассматриваются планы по подготовке и проведению безопасного пропуска паводковых вод, исполнение которых комиссионно контролируется в предпаводковый период и в период прохождения паводка. Разъясняются ограничительные меры (вплоть до приостановки или отзыва лицензии, как у ООО «Норд Голд» в 2019 году) за  неисполнение мероприятий по охране природной среды. И руководители стали понимать, что выгоднее затратить средства на природоохранные  мероприятия, чем потом оплачивать такие большие штрафы и ущербы.

– Общественность республики довольно активно противостоит планируемой лесоразработке в долине реки Амги. Какова позиция экологов по этому вопросу?

– По информации Алданского лесничества, на основании аукциона от 10.01.2020 были заключены договоры аренды с организациями ООО «Ангара» и ООО «Вудленд». Разработаны проекты освоения лесов, прошедшие положительную государственную экспертизу. Заготовка древесины регулируется Лесным кодексом РФ и правилами заготовки древесины. В рубку определены категории эксплуатируемых лесов (спелые и перестойные). В плане рубок защитные леса вдоль реки Амги, в водоохранах лесах, вдоль речек и ручьев исключены. Заготовка древесины будет  выполняться строго по технологическим картам с соблюдением всех правил. По условиям договора, арендатор должен будет обязательно проводить мероприятия по содействию естественному возобновлению лесов путем сохранения подроста (растущего и подрастающего поколения леса возрастом от 0–20 лет) на площади 694,5 гектара и минерализации почвы (почва обрабатывается плугами или другим почвообрабатывающим оборудованием для облегчения прорастания семян деревьев) на площади 118,7 гектара. Из этого следует, что работы по лесовостановлению будут проводиться ежегодно на всей площади рубок. Стоит отметить, что бассейн реки Амги является одним из тех регионов Якутии, где еще сохраняется относительно естественный характер функционирования всех природных компонентов и ландшафтов, и может рассматриваться в качестве своеобразного эталона практически незатронутой техногенным воздействием экосистемы. Отсюда и та активная позиция населения и общественности по запрету рубки в долине реки Амги и привлечению научного потенциала для более глубокого изучения последствий лесоразработок. Понимая опасения населения и социальную напряженность, Министерство экологии будет осуществлять контроль за лесозаготовками ООО «Ангара» на постоянной основе совместно с общественностью.

– Пожароопасный сезон в этом году затянулся до конца сентября. Подведены ли уже его итоги, насколько он был сложным по сравнению с прошлыми годами?

– В 2020 году на территории Алданского района было зарегистрировано 90 лесных пожаров, в том числе в зоне контроля (удаленная труднодоступная местность) – 82  на площади 39 310 га, все они закрыты решением КЧС РС (Я). В авиационной зоне 5 лесных пожаров на площади 129 га, в  наземной зоне 3 лесных пожара на площади 49 га. В 2019 году было зарегистрировано 66 лесных пожаров, площадь которых составила 49 761 га, сумма ущерба – 95 836,8 тыс. руб., в том числе один лесной пожар в авиационной зоне, остальные 65 – в зоне контроля.

Нынешняя осень выдалось теплой, без продолжительных осадков, с высокой температурой воздуха. Сложность в тушении лесных пожаров заключалась в том, что из-за порывов ветра, которые достигали скорости до 20 м/с, высокого сухого мха огонь уходил под почвенный покров и выходил новым очагом на расстоянии, достигавшем порой 25 метров.

Основная часть лесных пожаров, которые возникали вблизи населенных пунктов, пришлась на период сбора ягод и грибов. Их причина, предположительно, человеческий фактор.

На сегодня специалистами программ ИСДМ производится оконтуривание площадей, в связи с чем, возможно, будут уточнения, соответственно, и в расчетах ущерба, нанесенного лесному фонду.    

– Мусорная проблема: насколько острой она остается в районе? Какие вопросы отрабатываются экологами с региональным оператором и операторами на местах, а так же с органами МСУ в части реализации мусорной реформы?

– Мусорная проблема в нашем районе остается острой, в этом мы не сильно отличаемся от других районов нашей республики. Дело движется, но не так быстро, как хотелось бы. Ведь смысл мусорной реформы очевиден: ее польза в том, чтобы решить проблему несанкционированного складирования отходов в нашей стране, упорядочив обращение с твердыми коммунальными отходами. Собственно, с этой целью законодателем был создан институт регионального оператора, чтобы  возложить ответственность за обращение с ТКО на конкретное юридическое лицо. Проблема обращения с ТКО многогранна. На сегодняшний день уже  сделано немало, и региональным оператором, и органами МСУ.

 Так, в текущем году наши полигоны в Алдане, Томмоте, Нижнем Куранахе санкционированы  до 2023 года, увеличилось количество специализированных площадок, на которых установлены контейнеры с ТКО, главами поселений созданы и ведутся реестры мест размещения площадок накопления ТКО на территории поселений, отдельные муниципальные образования решают вопросы о дополнительном приобретении контейнеров для накопления ТКО.

Законодателем в свою очередь урегулирован вопрос административной ответственности, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований  выделено в отдельную статью 6.35 КоАП РФ, меры реагирования по которой находятся в компетенции Управления Роспотребнадзора. Особенностью применения данного состава административного правонарушения (частей 1–6 ст. 6.35 КоАП РФ) является наличие специального субъекта ответственности – лица, осуществляющего сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию или обезвреживание отходов производства и потребления.

Но тем не менее  одной из нерешенных пока проблем остается нежелание как хозяйствующих субъектов, так и наших граждан принимать и исполнять требования мусорной реформы.

С 2019 года Алданский комитет государственного экологического надзора ведет большую разъяснительную  и профилактическую работу в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО: публикуются материалы в местных СМИ, совместно с администрациями размещается информация на официальных сайтах, на базе бизнес-инкубатора проводятся семинары.

Тем не менее бизнес-струк-туры Алданского района не спешат заключать договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Это показывают проверочные мероприятия. Так, по итогам проверок прокуратуры Алданского района в области обращения с ТКО, в которых принимали участие специалисты Алданского комитета, привлечено к ответственности 10 хозяйствующих субъектов. Общая сумма штрафов, наложенных  за неисполнение требований ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ  (ч. 4 статьи 24.7),  составила 270 тыс. рублей.

На сегодняшний день согласно федеральному законодательству весь спектр работ с ТКО (а именно: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов) осуществляется только региональным оператором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Такая схема по нашей республике утверждена. Статусом регионального оператора наделено нерюнгринское предприятие МУП «Переработчик» с 1.01.2019. Необходимость заключения договора, если у вас образуются ТКО, не должна ставиться под сомнение. Обращение с ТКО – это коммунальная услуга, которая, как и все остальные, предоставляется специализированными предприятиями, имеющими разрешение на соответствующий вид деятельности. Право на отказ от заключения такого договора предоставлено только собственникам объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются  твердые коммунальные отходы или смежного с ним. Круг таких субъектов на территории Алданского района определен. Это крупные предприятия (например, АО «Полюс Алдан», ПАО «Селигдар»), которые зарегистрировали свои объекты ОРО в ГРОРО.

Напомним также, что с целью стимулирования правового поведения субъектов, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за то, что такой договор не заключен. Часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусматривает наложение санкции в виде штрафов как на граждан, так и на юридических лиц. Максимальный размер санкции для ИП – до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – до 250 тысяч рублей.

Также хочу обратить внимание читателей газеты, что указанные части статьи 8.2 содержат такой вид санкции, как приостановка деятельности ввиду особой опасности правонарушения, ведь последствия неисполнения требований по передаче ТКО могут быть губительны для окружающей природной  среды.

                             Подготовила  Ирина ВИНОГРАДОВА.

Поделиться:

Добавить комментарий