«Немножко в этом деле разбираюсь и кое-что, наверное, умею…»

27 марта в России отмечается День театра. Театр – искусство командное, успех представления зависит от каждого члена труппы, считает режиссер алданского Театра юного зрителя Евгений Гузман. Комедии и драмы, детские спектакли, философские пьесы – на счету режиссера десятки постановок. На спектаклях – всегда аншлаги: постановки Гузмана отличаются оригинальностью, искренностью и живым юмором. Год театра совпал с юбилеем алданского ТЮЗа – в октябре театр отметит 40-летие. Планы у Евгения и его коллег по цеху грандиозны. Друзей и завсегдатаев театра ожидает масса сюрпризов! Некоторыми планами Евгений поделился с нами, раскрыв лишь малую часть тайн.

– Евгений, каково быть режиссером? Что это – призвание, дар или наказание?

– На этот вопрос не может быть однозначного ответа, здесь нужно думать… Я люблю эту профессию, мне в ней комфортно, думаю, что немножко в этом деле разбираюсь и кое-что, наверное, умею. Дар ли это? Наказание ли? Все зависит от обстоятельств, в которые попадает человек. Ведь в истории театра бывали разные случаи. Вспомним небезызвестного Анатолия Эфроса, который был назначен в театр Любимова. Труппа его не принимала, и там очень жесткие вещи творились. А ведь человек был талантливый! И люди, которые противодействовали ему, тоже были талантливы – Филатов, Смехов… А недопонимание возникло, и люди шли на принцип. Ничем хорошим это не закончилось.

– То есть важны обстоятельства, в которых человеку приходится творить?

– Безусловно! Ведь театр – искусство коллективное, и здесь огромное значение имеет команда, в которую попадает человек. Бытует мнение, что режиссером может быть только опытный человек. Например, мне сейчас 37 лет, имеется опыт работы на режиссерском поприще, и, если я сейчас приду в новый коллектив, наверное, смогу зажечь людей и повести их за собой. А если в театр приходит начинающий режиссер, вчерашний студент вуза? В этом гипотетическом театре – сколоченный коллектив, в коем наверняка немало опытных именитых артистов… Разве они станут с первого дня беспрекословно слушаться новенького режиссера?! Думаю, такому специалисту придется очень непросто, по крайней мере, на первых порах…

– Евгений, сколько постановок на Вашем счету сегодня?

– На самом деле, немного. Порядка 15 спектаклей, наверное…

– У каких драматургов чаще всего черпаете сюжеты для спектаклей?

– У меня разносторонние спектакли. Мне нравятся хорошие комедии, привлекают вещи, над которыми можно подумать, погрузившись в атмосферу спектакля… Нельзя забывать, что у нас театр – детский, поэтому особенно востребованы у нас пьесы добрые, веселые, искренние и поучительные.

У каждого режиссера, я уверен, есть этакая «копилочка». То есть, прочитав новую пьесу, мы не беремся тотчас за ее постановку, она не всегда сразу ложится на труппу. Однако же материал замечательный!.. Я, например, откладываю его в «копилочку» и жду, когда наступит тот час, когда можно будет его воплотить на сцене.

Профессия режиссера подразумевает вот что: нужно детально все разобрать, все нюансы продумать… Если где-то что-то не получается – за эту шероховатость нужно зацепиться и проработать ее, чтобы она в конечном итоге решилась легко.

– Евгений, в Вашей карьере режиссера имел место своеобразный «зигзаг»: Вы пробовали себя на руководящей должности. Однако начальником Управления культуры  пробыли недолго. Почему? Каковы были ожидания и насколько сильно от них отличалась реальность?

– Здесь ситуация очень банальна: это просто не моя работа. Деятельность в Управлении требует организации и контроля, там во все нужно вникать и каждый вопрос держать на заметке, словом, работа нетворческая. Кому-то она нравится, а мне не пришлась она по душе.

– 2019-й объявлен Годом театра. Какие наиболее масштабные проблемы сегодня имеют место в театрально-закулисной жизни?

– У нас с артистической труппой непросто обстоят дела: не хватает мужчин. Имеется вакансия, но мы не можем найти актера. Можно было бы пригласить выпускника какого-то вуза, но мы же должны позаботиться о нем – обеспечить жильем или помочь купить квартиру, посодействовать ему в получении наших северных надбавок… А таких возможностей у нас, к сожалению, нет.

– Нехватка актеров – проблема местного характера, но наверняка имеются сложности республиканского и российского уровней?

– Сейчас у республиканских народных театров появился куратор – Алексей Константинович Захаров, выпускник  Якутского колледжа культуры. В течение последних 1,5–2 лет он пытается нас всех сплотить; мы общаемся в ватсапе, начали чаще встречаться…  Стараниями куратора состоялся Чурапчинский фестиваль, в котором мы приняли участие. Благодаря Алексею Константиновичу разрозненность и информационный голод сходят на нет, мы – я имею виду народные театры – в курсе всех республиканских тенденций.

В апреле планируется республиканский фестиваль «Битва режиссеров». Классная идея, на мой взгляд: предполагается брать одного драматурга, и несколько театров привезут свои работы – по одной пьесе этого драматурга. Жюри таким образом сможет оценить режиссерский взгляд. Словом, просто здорово, что мы начали общаться, убежден, что в будущем это даст свои плоды.

– Наш ТЮЗ сегодня занимает центральные позиции в культурной жизни района. Алданские таланты известны также во многих уголках Якутии. В декабре прошлого года в Чурапче прошел фестиваль народных театров. Вы представили спектакль «Детектор лжи» и завоевали награды в трех номинациях. Каково ощущать себя «оскароносцем»?

– Это была очень приятная награда, но, главное, это было очень приятное знакомство! Хочу сказать, что в Чурапчу ездили представители не только алданского ТЮЗа, но также артисты народного театра «Образ». Это была встреча после долгого расставания, в последний раз с народными театрами республики мы встречались в 2014 году – мы тогда вывозили детскую сказку «Золотой цыпленок». Фестиваль 2018-го проходил в течение двух дней. Чурапчинцы очень хорошо нас встретили! Особенно ценным было, пожалуй, общение… Гран-при выиграл Сунтарский театр. Надо отдать должное, все было очень честно: у них большой состав, декорации, костюмы – безукоризненны, люди, самозабвенно играющие свои роли… Все абсолютно заслуженно! А награды за режиссерскую работу, за мужскую роль первого плана и за женскую роль забрали мы.

– Евгений, 27 марта отмечается День театра. В прошлом году в стенах ТЮЗа ваш профессиональный праздник перешел в «Ночь театра», волшебную и неповторимую. Как рождалась идея?

– Идея этой формы не нова. В Челябинской области есть такой закрытый городок Озерск. Они ежегодно проводят такой праздник; только у них «Ночь театра» является фестивалем, он проходит уже более 10 лет. На фестиваль в Озерск приезжают профессиональные театры со всего региона. На разных площадках (а у них огромное здание, есть люк под сценой, большие фойе, гардероб…) труппы играют разные пьесы, подходящие под эту локацию.

Нам очень понравилась эта идея, и в прошлом году мы ее переняли и воплотили у себя своими силами. В этом году, может быть, удастся пригласить нерюнгринцев. А в следующем году наша «Ночь театра», вполне вероятно, вырастет в республиканский проект.

– Что еще в планах на будущее?

– Год театра нужно прожить ярко и насыщенно! К тому же в октябре наш ТЮЗ отмечает 40-летие. Главный режиссер Е. П. Воронкова замыслила очень интересный проект: она хочет собрать всех «стариков» – тюзовцев, первых выпускников, связавших свою жизнь с театром, и за 2-3 дня из какого-то эскиза сделать с ними спектакль в режиме нон-стоп. Ну… всех тайн рассказывать не буду, но это будет любопытно!

– Спасибо, Евгений! С профессиональным праздником Вас, успехов в творческих начинаниях и, конечно, неиссякающего вдохновения!

Татьяна Вахнина.

Фото  предоставлены

автором.

Поделиться:

Добавить комментарий