Top.Mail.Ru
НАДЕЖНОСТЬ И ЭКОНОМИЯ – В ПРИОРИТЕТЕ |

НАДЕЖНОСТЬ И ЭКОНОМИЯ – В ПРИОРИТЕТЕ

Бесперебойная работа  предприятия, комфортные условия большого коллектива  на своих рабочих местах – все это в руках энергомеханической службы АО «АК «Железные дороги Якутии». «Наша задача – обеспечивать  каждый производственный объект теплом, водой, электроэнергией, автотранспортом и газом, осуществлять ремонт и обслуживание технологического, грузоподъемного, энергетического и газового оборудования, производить  его модернизацию и обновление и многое другое», – говорит начальник службы Алексей Канаев. Молодой специалист возглавил этот непростой участок работы чуть более полугода назад, в декабре 2019-го, сменив на посту В. С. Павленко.

История энергомеханической службы началась в январе 2007 года.  В нее входят четыре подразделения: дистанции энергоснабжения, гражданских сооружений, грузоподъемных механизмов и автотранспорта, а также отдел сервисного обслуживания сетей газопотребления.

Сегодня в энергомеханической службе предприятия 121 сотрудник. В ведении службы десятки километров линий электропередачи, более 35 трансформаторных подстанций, 27 дизельных электростанций и другого энергопринимающего оборудования. Их обслуживанием и бесперебойным снабжением предприятия электроэнергией занимаются 35 специалистов дистанции энергоснабжения под руководством главного энергетика Ивана Дмитриевича Лаптева. Среди них Тимур Николаевич Смолкин, Александр Александрович Кирш, Афанасий Иванович Тарояров, Анатолий Георгиевич Малышев, Денис Евгеньевич Илюхин, Игорь Сергеевич Ефимович.

Границы дистанции гражданских сооружений простираются от станции Нерюнгри-Грузовая до станции Нижний Бестях, протяженностью более 800 километров. На балансе состоит 77 объектов обслуживания: жилые и производственные здания, объекты грузового и пассажирского хозяйства. Общая протяженность обслуживаемых инженерных сетей составляет более 50 километров. И вряд ли стоит объяснять, что такое обширное хозяйство требует четкости в управлении и командной работы на результат. Со своими задачами коллектив дистанции успешно справляется, выполняя текущие и капитальные ремонты, обеспечивая производство тепловодоснабжением и другими видами коммунальных услуг, создавая комфортные условия для работников. В подчинении руководителя подразделения Александра Николаевича Корякина 34 человека, специалисты самых востребованных рабочих профессий – столяры, сантехники, комплексные рабочие, многие из которых трудятся в НГЧ не один год. Это Сергей Юрьевич Аккуратнов, Александр Геннадьевич Истратов, Александр Александрович Индыченко, Владимир Иванович Бадмаев, Александр Николаевич Пляскин, Николай Юрьевич Черник, Гаврил Афанасьевич Федоров, Владимир Игоревич Рыбкин, Сергей Игоревич Котенко, Александр Михайлович Алексеев.

Самый большой отдел энергомеханической службы – дистанция грузоподъемных механизмов и автотранспорта. Сегодня под руководством главного механика Игоря Викторовича Тарасевича трудится 70 человек. В обслуживании – 58 транспортных средств и 19 грузоподъемных механизмов, и каждый год автопарк АК «ЖДЯ» обновляется. От слаженной работы этого коллектива зависит работоспособное состояние автотранспорта и производственного оборудования предприятия, и здесь, конечно, немалую роль играют опыт и профессионализм работников дистанции, многие из которых своим добросовестным многолетним трудом внесли огромный вклад в успешное развитие предприятия. Девять лет трудится в ОГМ Василий Александрович Гаврилов, годом меньше – его брат Евгений Александрович. 16 лет составляет трудовой стаж в «Железных дорогах Якутии»  водителя Геннадия Ивановича Гончарова, и вот уже десять лет бок о бок с отцом в дистанции грузоподъемных механизмов и автотранспорта работает его сын Станислав. Профессионалы своего дела – Владимир Петрович Горбань, Егор Анатольевич Егоров, Виталий Иванович Жданов, Сергей Иванович Зыков, Павел Анатольевич Марковцев, Михаил Алексеевич Просунков, Валерий Михайлович Шишков, Валерий Валентинович Семенов, Николай Петрович Софронов, Елена Владимировна Альянова, Татьяна Владимировна Шестакова, Евгения Афанасьевна Макерова и многие другие.                                                                                                                                         

Сложнейшее оборудование на различных объектах дороги позволяет бесперебойно и в нужных объемах подавать электроэнергию как для производственных, так и для бытовых целей. Сама жизнь заставляет энергетиков идти в ногу со временем, постоянно занимаясь наращиванием мощностей, строительством новых и реконструкцией действующих объектов. При этом, энергетики, как рачительные хозяева, учатся экономить. Контактные сети, линии электропередач, подстанции – это только часть, хотя и преобладающая, в наращивании мощностей энергохозяйства. Все новое, прогрессивное, что появляется в электрификации и электроснабжении, находит применение на  железных дорогах Якутии.  Как, например, солнечная электростанция мощностью 18 кВт*ч, которая была запущена в 2016 году на ст. Кердем. Это был первый опыт внедрения объектов альтернативной электроэнергии на железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Нижний Бестях. Два года назад для полноценной работы системы электрической централизации стрелок и сигналов, а также устройств связи мощности электростанции были увеличены вдвое. И сегодня солнечная электростанция является надежным источником электроснабжения, которая с апреля по октябрь обеспечивает электрической энергией станцию Кердем, в остальное время работа осуществляется параллельно с дизельной электростанцией. К слову, это позволяет не только существенно разгрузить ДЭС, но и снизить потребление дизтоплива, экономя  при этом около 1 млн рублей в год.  

«Энергомеханическая служба – планово-пожарная, работа есть всегда: и днем, и ночью», – рассказывает Алексей Канаев, который до того, как возглавить службу, руководил  отделом сервисного обслуживания сетей газопотребления. Это подразделение было сформировано не так давно – в конце 2016 года, с внедрением в АК «Железные дороги Якутии» нового направления в работе – микротурбинных электростанций на сжиженном природном газе.    

Выпускник алданской первой школы, в 2006 году Алексей успешно окончил Хабаровский ДВГУПС и был направлен в акционерную компанию «Железные дороги Якутии». Трудовой стаж начинал в энергомеханической службе, в дистанции энергоснабжения с должности электромонтера пятого разряда. Затем работал в производственно-техническом отделе инфраструктуры железнодорожного транспорта, был инженером, заместителем начальника службы технической политики, несколько лет проработал в службе капитального строительства. А в 2016 году был назначен начальником нового отдела. «Ответственность была огромная, но меня она не пугала – признается Алексей.  – Ведь все новое всегда интересно»

Шесть станций – Болотный, Амга, Карбыкан, Кюргелях, Ханиердах, Олень железнодорожной линии Томмот – Нижний Бестях оборудованы сегодня энергоцентрами на базе микротурбинных электростанций Capstone мощностью 65 кВт каждый с комплексами хранения и регазификации сжиженного природного газа. Хотя изначально, делится мой собеседник, государственный проект строительства железнодорожной линии Томмот – Нижний Бестях предусматривал здесь микротурбинные электростанции на дизельном топливе. Однако имевшийся у «ЖДЯ» четырехлетний опыт эксплуатации таких микротурбин показал – надежность электроснабжения оставляет желать лучшего, в отличие от газотурбинных установок, которые впервые были опробованы на Чульбассе. Здесь в рамках строительства железнодорожной линии Чульбасс – Инаглинский угольный комплекс был введен в эксплуатацию энергоцентр суммарной мощностью 390 кВт.

 В криогенных контейнерах при температуре минус 162 градуса сжиженный газ доставляют на станцию по железной дороге, затем перекачивают в стационарные криогенные емкости, и уже после регазификатора он поступает на газотурбинную установку. В условиях отсутствия электросетевого хозяйства газотурбинные установки обеспечивают северные станции необходимой электроэнергией и теплом, которое вырабатывается попутно и практически бесплатно, за счет чего и достигается экономия. Надо отметить, что на сегодняшний день подобная практика работы на сжиженном газе в Якутии применяется только АО «АК «Железные дороги Якутии».

– Это выгодно в условиях Севера. Речь ведь идет о природном газе, цена которого гораздо ниже, чем дизельного топлива, и здесь можно минимизировать или исключить вовсе воровство, – отмечает Алексей Николаевич.

Сегодня отдел сервисного обслуживания сетей газопотребления возглавляет Валентин Александрович Жуков. Вместе с ним в подразделении трудятся инженер 1-й категории Владимир Ковацкий и электромеханик Кирилл Давыденко. На обслуживании газотурбинных установок заняты 16 специалистов, работающих вахтовым методом. К слову, все – местные кадры.

–  Найти машиниста газотурбинной установки на территории Алдана, конечно, нереально. Поэтому набирали людей, обучали  их через алданский учебный центр, выдавали удостоверение. 

И если установки, расположенные по линии Томмот – Нижний Бестях, работают в автономном режиме, не требуя присутствия обслуживающего персонала, их управление и мониторинг проводятся дистанционно, то энергоцентр с комплексом хранения мощностью 800 кВт на станции Нерюнгри-грузовая находится под постоянным наблюдением четырех специалистов, работающих вахтовым методом. Как и энергоцентр на Чульбассе, который обслуживают четыре машиниста газотурбинных установок, прошедшие обучение и получившие соответствующие «корочки»: один из них – житель Б. Нимныра, один из Н. Куранаха и двое – алданцы. Помимо них еще два энергоцентра обеспечивают электрической и тепловой энергией объекты станции Нижний Бестях. Кстати, говоря о современных технологиях, применяемых в компании, стоит упомянуть тот факт, что и автотранспорт на железнодорожном узле Нижний Бестях работает на компримированном природном газе, сжатом до высокого давления (к слову, на транспортных узлах Алдан, Томмот и Нерюнгри заправляются пропанобутановой смесью).

Рассматриваю фотографии микротурбинной электростанции в Нижнем Бестяхе: на взгляд обывателя, ничего примечательного – турбина в виде контейнера, 5 ячеек, каждая по 200 кВт. «Это модели С-200, из которых собираются установки электрической мощностью 800, 1000 кВт», – поясняет начальник службы. Энергоцентр Чульбасса, в отличие от нижнебестяхского, – это отдельно стоящая каждая установка, шесть турбин «обвязаны» газовой линейкой, тепловой схемой, электрикой. Комплексы хранения и регазификации сжиженного газа оборудованы видеонаблюдением, обслуживающий персонал дважды в сутки производит обход, осматривает оборудование, при необходимости регулирует давление.

Все энергоустановки – американского производства.  Турбина Capstone работает без смазочных материалов, отсутствие трущихся деталей обеспечивает высокую надежность, ресурс составляет порядка 60 тысяч часов – это практически 8 лет работы. Ни отечественные, ни  европейские производители, отмечает А. Канаев, пока не могут догнать своего заокеанского конкурента. А вот  криогенные емкости для хранения сжиженного газа используются российские – от компании «Уралкриомаш», монтажными и пусконаладочными работами комплексов хранения сжиженного газа и регазификации занимались их разработчики – специалисты екатеринбургского предприятия ЗАО НПК «НТЛ». 

Коллектив энергомеханической службы достаточно мобильный, ко всему – ответственный и работоспособный, свои задачи выполняет в срок и в полном объеме. В числе достижений службы ее руководитель отмечает реализацию мероприятий по повышению надежности энергетической системы компании, в том числе перевод электрогенерирующего оборудования с дизельного топлива на экологически чистое – сжиженный природный газ, строительство электрогенерирующих устройств, благодаря чему объекты АК «ЖДЯ» обеспечены электрической энергией и теплом, применение современных энергоэффективных тепловых установок и другое.

– В планах – строительство энергоцентра на территории железнодорожной станции  Алдан, – делится А. Н. Канаев. – Намечена установка пяти турбин суммарной мощностью 1000 кВт для обеспечения электроэнергией объектов. Проект уже прошел экспертизу…

Ольга Горбачева.

Фото предоставлены  А. Канаевым.

Поделиться:

Добавить комментарий