Top.Mail.Ru
Мусор – в контейнер, контейнер – в реестр! |

Мусор – в контейнер, контейнер – в реестр!

С момента вступления в силу новых правил обращения с твердыми коммунальными отходами прошел почти год. Однако «мусорная реформа» остается одной из самых животрепещущих тем на повестке дня. Переход на новые рельсы происходит не гладко, но приведение механизмов по обращению с ТКО в соответствие с обновленным законодательством неизбежно. С августа 2019 года Алданским комитетом государственного экологического надзора совместно с ТО Роспотребнадзора по РС (Я) в Алданском районе ведутся комиссионные проверки исполнения федерального законодательства в области охраны окружающей среды и санитарного благополучия населения на объектах хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

Одним из основных нарушений, выявляемых во время таких осмотров, по-прежнему остается отсутствие договоров на вывоз твердых коммунальных отходов.

Напомним, что региональным оператором по обращению с ТКО по Южной зоне республики в результате конкурсной процедуры было выбрано МУП «Переработчик». Именно с этим предприятием заключены публичные договоры с жителями населенных пунктов и хозяйствующими субъектами. Однако с 1 июля 2019 года агентом регоператора в Алданском районе является ООО О «СРП». Алданское предприятие выступает от имени регоператора и наделено правом заключать договоры с юридическими и физическими лицами напрямую, а также проводить сбор платежей за эту коммунальную услугу. Поэтому, если ранее зачастую формальной причиной отсутствия договора с «Переработчиком» был факт значительного расстояния, теперь оформить документ хозяйствующим субъектам намного проще. Кроме того, стоит отметить, что МУП «Переработчик» имеет в Алданском районе своего представителя, сейчас им является Андрей Герасимов, в недавнем прошлом – руководитель административной комиссии МО «Алданский район».

Отсутствие договора на вывоз ТКО, пояснили в Алданском комитете ГЭН Минэкологии РС (Я), влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 1 статьи. 8,2 КоАП РФ.

Статья 8.2. КоАП РФ  Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

 1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Повторно совершенное аналогичное правонарушение выделено в самостоятельный состав, и размер штрафов обозначен внушительными суммами: на граждан санкция увеличена максимально  до трех тысяч рублей; на должностных лиц – до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Однако предприниматели, даже имея на руках договор на вывоз отходов, отмечают экологи, нередко выбрасывают мусор в муниципальные контейнеры, тем самым также нарушая закон. Многие предприниматели  не имеют контейнеров для накопления отходов.

При этом стоит отметить, что площадка под мусорный контейнер также должна быть обязательно оборудована в соответствии с требованиями СанПиН: иметь бетонное основание, ограждение с трех сторон.

Кроме того, с 1 января 2019 года вновь оборудуемые площадки накопления ТКО должны быть согласованы с органами местного самоуправления, ведущими их реестр. Только в этом случае площадка считается санкционированным местом размещения отходов. Согласование носит заявительный характер, предприниматель или иной хозяйствующий субъект сам должен позаботиться о подаче заявки на включение в реестр в администрацию поселения.

В свою очередь органы местного самоуправления обнародуют реестры мест (площадок) на сайтах поселений, где каждый заинтересованный житель может с ними ознакомиться. В настоящее время полный пакет таких документов имеется у администрации МО «Поселок Нижний Куранах», ведется работа в МО «Город Алдан», отметили в Алданском комитете ГЭН.

За разъяснениями о требованиях к местам накопления ТКО «АР» обратился в Алданский комитет ГЭН.

«В соответствии с требованиями статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством РФ, – рассказала государственный инспектор Светлана Валерьевна Дмитриева.

Кроме того, именно экологические требования закреплены в Федеральном законе №  89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления (Далее закон «Об отходах»). Санитарные же установлены Федеральным законом № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и соответствующими СанПиНами.

Требования к организации накопления ТКО устанавливает статья 13.4 закона «Об отходах». Регламентируется, что накопление отходов можно осуществлять только в специальных местах – площадках накопления отходов, которые должны быть оборудованы и соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

С 1 января 2019 года предусмотрено согласование таких площадок.

Так, согласно пункту 4 статьи 13.4 закона «Об отходах» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления.

Здесь еще нужно упомянуть два важных документа: это Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 и Постановление Правительства РФ № 1039 от 31.08.2019 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра».  Это подзаконные нормативно-правовые акты, которые регулируют детали при обращении с ТКО. В частности, устанавливается, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой обращения с отходами  на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Регламентирован порядок подачи заявки и согласование площадки накопления ТКО.

Кроме того, особое внимание хочу обратить на такое нарушение, как складирование «своего» мусора в «чужие» (муниципальные) контейнеры, которое также влечет административную ответственность.

В соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 (ред. от 15.12.2018), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления. В приложении к типовому договору указываются места (площадки) накопления ТКО, в том числе и информация об их размещении в графическом виде.

Пунктом 15 Правил обращения с ТКО потребителям запрещается осуществлять складирование мусора в местах, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, места (площадки) накопления ТКО должны быть определены и информация о них должна быть зафиксирована в договоре с регоператором.

Нужно отметить, что законодательство в сфере обращения с ТКО достаточно молодое, и в настоящее время идет его постоянная доработка. В сложившихся условиях, полагаю, хозяйствующему субъекту целесообразно действовать следующим образом.

Узнать в администрации органов местного самоуправления, утверждены ли формы соответствующих заявок и где размещен реестр мест (площадок) накопления ТКО. А также позицию органа МСУ по рассматриваемому вопросу.

Если реестр имеется, необходимо посмотреть, есть ли в нем ваша площадка и какие именно сведения о ней указаны. Проверить также наличие площадки в территориальной схеме обращения с отходами.

Если ваша площадка отсутствует в этих документах и у вас уже заключен договор с региональным оператором, то обратите его внимание на указанные выше положения Правил обращения с ТКО и попросите его направить информацию о ваших местах накопления ТКО в соответствующий орган исполнительной власти.

Если региональный оператор откажется направлять эти сведения, можно попробовать самим направить соответствующие сведения в местную администрацию, учитывая при этом положения пункта 5 статьи 13.4 закона № 89-ФЗ, в котором описано, что должен включать в себя реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также учитывая положения пунктов 16−19 Правил, конкретизирующих эти требования. Если у вас уже утверждены местной администрацией соответствующие формы заявок, то направить заявку по утвержденной форме о включении ваших мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствующий в реестр.

Так или иначе, но данные о ваших местах (площадках) накопления ТКО в реестре однозначно должны быть.

Стоит отметить, что в соответствии с подпунктом в пункте 25 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2019, формально вашу заявку о включении существующих мест могут отклонить ввиду отсутствия согласования уполномоченным органом создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, однако, полагаю, это можно будет оспорить ввиду того, что в Правилах нет переходных положений и слов об уже давно существующих и известных создателю реестра местах».

Подготовила к печати

И. Александрова.

Поделиться:

Добавить комментарий