Top.Mail.Ru
Миллион комсомольско-молодежного экипажа |

Миллион комсомольско-молодежного экипажа

В 1971 году моя семья переехала в город Алдан. Устроился на работу в АТХ № 1 АП «АЯМтранс» водителем. Хорошо помню, как познакомился с водительским составом, перед которым я низко преклоняюсь. Это были труженики в кирзовых сапогах, которые не скажут: «Я не смогу, я не сделаю». Автопарк состоял из автомобилей «Татра» и нескольких КрАЗ-256, все работали с прицепами грузоподъемностью 8 тонн. Начальником АТХ № 1 был тогда Геннадий Борисович Пивоваров. 

Посадили меня на стажировку к Геннадию Денисовичу Каншину и Леониду Шкуро. Чтобы водить машину с прицепом, нужны были особые навыки и опыт. Я учился у наставников,  остался работать с Г. Д. Каншиным. Набрался опыта и решил работать самостоятельно. Обратился к Пивоварову с просьбой выделить мне машину. Машину мне дали, и я взял на спарку  Тагира Галямова. Так как автомобиль был изношен, нас отправили на капитальный ремонт в ЦАРМ в Большой Невер. Директором ЦАРМа был Андрей Яковлевич Шатаев, комсомольско-молодежную бригаду слесарей возглавлял Сергей Лапин. Загнали КрАЗ на разборку, и я увидел, как работают эти ребята, был поражен их  работоспособностью.   

В 8 часов утра машину загнали в цех разборки, а в 12 часов уже разобрали. Вот так шустро работали комсомольцы, это я говорю без всякого преувеличения. Не могу не вспомнить комсомольца, сварщика Василия Дубровского, как он красиво работал. Разговаривает со мной, смотрит на меня, а рука варит, и шов ложится ровно, отличного качества. Остался в моей памяти Петр Иванов, моторист высшей категории. Мотор, который он собрал, отходил не хуже заводского. Это были люди бесхитростные, простые труженики. А. Я. Шатаев был образцом для своих работников. 

В 1972 году водители Чульманской автобазы Петр Полоненко и Юрий Поликарпов выработали миллион тонно-километров на автомобиль. Это были первые «миллионеры» в «АЯМтрансе». Руководство АТХ задумалось, надо было что-то менять, работать над повышением производительности труда. Нас направили на двух КрАЗах в г. Спорный Магаданской области на завод по изготовлению автоприцепов. Получили 12-тонные прицепы в разобранном виде, приехали, собрали и начали работать. На глазах поднялась производительность труда, хотя начиналось не очень гладко. Многие водители говорили, что прицеп тяжелый, не выедешь из карьера, но мы не слушали и делали свое дело, и все получилось. В АТХ начали менять прицепы 2 АП-8 на 2 АП-12, тем самым повысили выработку на автомобиль. 

Водители в спаренном экипаже на перевозке руды работали по 24 часа, такая переработка запрещалась трудовым законодательством. Начальник АТХ Александр Уирович Кан предложил мне попробовать работать втроем на одной машине по 12 часов,  я дал согласие. Собрали комсомольско-молодежный экипаж в составе Николая Иванова, Анатолия Емолкина и меня. Начали работать втроем. В коллективе шли бурные разговоры, водители с опаской смотрели на наш экипаж, но мы продолжали свое дело, работали честно, добросовестно, с полной отдачей. Водитель работал на линии не больше 12 часов, производительность на автомобиль выросла значительно. Работа в тройке на перевозке руды прижилась. Скажу прямо, водители-ветераны в тройку шли неохотно, поэтому начали формировать комсомольско-молодежные экипажи. Братья Жуковы – Виктор, Сергей и Геннадий, Олег Грабощук, Николай Буленок, Алексей Гусаров, Борис Мещеряков, Василий Владимирович Тюрин, Павел Гнездин, Александр Прокопьев постепенно перешли на работу по три человека на автомобиль. Лед тронулся. Сформировались и успешно работали экипажи С. Г. Гайнутдинова в составе А. Емолкина, Н. Иванова; В. В. Тюрина в составе П. П. Гнездина, И. Каленюка; Н. К. Воронова в составе В. П. Фалина,  П. И. Камышова.

Начиная с 1973 года стало традицией брать социалистическое обязательство на общем собрании предприятия в торжественной обстановке. Директором АП «АЯМтранс» в эти годы был Марк Израилевич Зинштейн, председателем профсоюза – Иван Емельянович Костенко, секретарем парткома – Михаил Семенович Татарников. Каждый взвешивал свои возможности, выходил на трибуну и объявлял, какие он берет на себя социалистические обязательства. Начиная с 1973 года наш экипаж ежегодно повышал выработку на автомобиль. Многие уходили из экипажа, не выдерживали темпа работы. Остались Николай Данилевич и Василий Васильевич Елхов, хоть он и вышел из комсомольского возраста.  В. Елхов был очень трудолюбивый, выносливый, честный: не скроет ни одну, даже мелкую, поломку, вместе со мной все исправит и с чистой совестью отправит напарника в рейс.

На 1973 год мы взяли социалистическое обязательство выработать 1 100 000 тонно-километров и с честью выполнили его. Все члены экипажа были награждены знаками «Победитель соцсоревнования МЦМ СССР». Еще я был награжден знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки» В 1973 году секретарю нашей комсомольской организации Николаю Варнакову выделили автомобиль «Запорожец», так как он был очень активный, этакий «зажигалка». За достигнутые успехи по итогам 1973 года мне выделили благоустроенную дарственную квартиру.  

С 1974 года, чтобы заинтересовать водителей в достижении высоких показателей, стали выделять легковые автомобили за наивысшую выработку на автомобиль. По итогам 1975 года я получил автомобиль «Москвич».

Запомнился мне момент, когда наш экипаж брал соцобязательство на 1975 год на торжественном собрании предприятия. Я вышел и от имени своего экипажа объявил, что мы обязуемся выполнить 1 500 000 тонно-километров. Ни один экипаж не решился взять такие обязательства.

Конечно, в работе всякое бывало, возникали разные сложности. В моем экипаже работало много водителей: Николай Сабуров, Леонид Селенчук, Хакимджан Гайнутдинов, Тагир Галямов, Н. Савлук, Николай Данилевич, Николай Иванов, Анатолий Емолкин, Василий Елхов. Я всем очень благодарен, все работали добросовестно, но по разным обстоятельствам приходилось расставаться. Чтобы так ударно трудиться, нужны были крепкое здоровье, сила, дисциплина, ответственность и большое желание.

В 1975 году наш экипаж выработал 1 750 000 тонно-километров. Комсомольско-молодежный экипаж Гайнутдинова, Иванова, Данилевича начал работать с 1977 года. С каждым годом мы увеличивали выработку на автомобиль.  В 1976 году экипаж выполнил    1 758 000 т.км, в 1977 году – 1 859 000 т.км, в 1978 году – 2 022 000 т.км, в 1979 году экипаж выполнил 2 164 600 т.км, в 1980-м – 2 250 000 т.км.

Занесен в юбилейную Книгу почета в честь 50-летия золотой промышленности Якутии, был участником VII Якутского республиканского слета победителей соцсоревнования.

За трудовые достижения был награжден знаками «Отличник соцсоревнования МЦМ СССР», «Молодой гвардеец пятилетки», «Победитель соцсоревнования МЦМ СССР» за 1974, 1975, 1977, 1978 годы, «Ударник IX пятилетки», «Ударник X пятилетки», орденом Трудовой славы III степени. В 1977 году Центральный комитет ВЛКСМ вручил мне диплом и нагрудный знак «Лауреат Премии Ленинского комсомола», был сфотографирован  в музее Вооруженных сил Советского Союза в Москве у святыни советского народа Знамени Победы и в Кремлевском Дворце съездов.

В 1979 году мне довелось быть участником слета передовиков золотой промышленности СССР в г. Красноярске. Генеральный директор ПО «Якутзолото» Тарас Гаврильевич Десяткин с трибуны сказал, что нет в Советском Союзе такой выработки на автомобиль, как у экипажа Сафьяна Гайнутдинова. Никто не смог опровергнуть его слова, все были согласны.  

В 1981 году, по окончании трудового договора, я уволился и перевелся в Якутск.

С. Гайнутдинов.

95-летний юбилей золотодобывающей промышленности Якутии и золотого Алдана – это колоссальная дата. У каждого ветерана золотой промышленности за плечами багаж в несколько десятков лет. Вы прошли долгий славный путь развития и модернизации золотодобычи Якутии, которые требовали коренной перестройки производства и технической политики.

Широкое применение в горно-обогатительном  комбинате «Алданзолото» получила  автотранспортная схема добычи руды и золотых песков с использованием комплекса «буровой станок – экскаватор – большегрузные автомобили». В этой схеме работали и мы – автотранспортное предприятие «АЯМтранс». При хорошо развитом социалистическом соревновании среди водителей, налаженном наставничестве, при организованной работе бригадным подрядом и трудовых династий водители достигали невероятной выработки на автомобиль, которой не добивались водители Советского Союза.

Автопредприятие с 1929 года полностью обеспечивало горняков Алдана всем самым необходимым. Все экскаваторы, драги, буровые станки, мельницы «Каскад», паровые котлы и раскрой емкостей были завезены в Алдан с Б. Невера, Нагорного и Беркакита. По зимнику мы ежегодно завозили дизельное топливо и технические грузы на отдаленные участки госдобычи и старательских артелей.  Мы выполняли все технологические перевозки по руднику «Куранах» и на Лебединскую ЗИФ. Важные перевозки осуществлял лесовозный транспорт на пилорамы и населению Алданского района. Особо важной задачей АП «АЯМтранс» были перевозки рабочих-горняков на драги, фабрики, полигоны, карьеры и лесоучастки. Кроме того, мы выполняли перевозки в зимнее время для других комбинатов объединения «Якутзолото» на строящийся Депутатский ГОК, Кулар, «Индигирзолото».

Наши ветераны гордятся тем, что внесли свой вклад в развитие золотой промышленности Якутии и комбината «Алданзолото».

Дорогие ветераны и коллективы золотодобывающей промышленности! От души поздравляем вас с праздником! Желаем всем крепкого здоровья, успехов в жизни, удачных сезонов и новых достижений в вашем нелегком труде.

Поделиться:

Добавить комментарий