Top.Mail.Ru
Лучшая на свете профессия… |

Лучшая на свете профессия…

«Железная дорога и я друг друга нашли», – уверяет машинист тепловоза Алданского локомотивного депо Юрий Пыльцын. Хотя, признается, свою профессию выбирал не сознательно. Скорее, случайность привела молодого парня на стальную магистраль. 

Юрий родился и вырос вдалеке от железной дороги, в Шилкинском районе Читинской области, в шахтерском поселке Арбагар. Как и большинство здешних мужчин, отец трудился на шахте, мама – учительницей в школе. Юрию было пять лет, когда шахта закрылась, и люди в поисках лучшей доли разъезжались кто куда. Переехала и семья Пыльцыных. Обосновались в новом поселке в Бурятии, где открылось производство по добыче бериллия. Отец устроился водителем БелАЗа в ГОК, мама пошла работать в детский сад… Юрий вырос, окончил десятилетку, планировал, как отец, стать водителем. Но, рассказывает, отправившись с родителями погостить к родственникам в Забайкалье, проезжал мимо технического училища в Шилке. Решил зайти, поинтересоваться, что к чему. А там любознательного парня пригласили учиться. Вняв словам отца, что водитель в семье уже есть, подал документы в училище и, говорит, ни разу не пожалел о своем решении. Через два года получил на руки свидетельство помощника машиниста электровоза и тепловоза. Во время учебы у него была практика в локомотивном депо Шилки, во время которой довелось и послесарить, и действующим помощником машиниста поработать во всех видах движения – грузовом, пассажирском, маневровом на участке обслуживания от Шилки до Зилово, куда в то время ходили только тепловозы, и до Карымской – на электровозах.

Только привык водить поезда, как новоиспеченного железнодорожника призвали в армию. Служил в погранвойсках в Приморье, на заставе у знаменитого озера Хасан. Два года армейской службы пролетели, наделив необходимым жизненным опытом и закалив характер молодого человека. Есть что вспомнить, рассказывает Юрий Алексеевич, отмечая, что служба в армии повлияла на профессиональные качества, выработав привычку к исполнительности, точности, порядку, – одним словом, – дисциплинированность.

Демобилизовавшись, приехал в Улан-Удэ, устроился помощником машиниста, после окончил курсы в Иркутске, прошел «обкатку» и стал водить поезда самостоятельно. Юрий понимал, что настоящим машинистом можно стать только тогда, когда своими руками научишься устранять любые неисправности локомотива. Мастерство приходило с опытом, он стал настоящим профессионалом, его ценили в депо за внимательность, пунктуальность, ответственность. Так что неудивительно, что, проработавшего семь лет в должности машиниста, перспективного и сознательного парня назначили машинистом-инструктором локомотивных бригад. А через два года, оставив родное депо, Юрий Пыльцын переехал в Наушки, повстречав на своем пути самую дорогую и единственную – будущую супругу Юлию…

30 лет длится «железнодорожная эпопея» Юрия Пыльцына, 12 из них он водит тепловозы по железной дороге Якутии. В 2007-м, побывав зимой в Алдане, в гостях у младшего брата, кстати, тоже машиниста тепловоза, Юрий был очарован нашим северным краем, снегом, гостеприимством и добродушием местных жителей. «Приехав из отпуска, уволился, забрал трудовую и вернулся сюда. И не жалею», – рассказывает Юрий Алексеевич.  Через год приехала Юлия  – «как жена декабриста» – смеется. С тех пор, можно сказать, семья Пыльцыных  прочно прописалась в Якутии.

Кстати, супруга Юрия Алексеевича Юлия – тоже бывшая железнодорожница, восемь лет работала фельдшером в локомотивном депо Наушек. Здесь, приезжая из Улан-Удэ, во время послерейсового и предрейсового медосмотров ее и увидел машинист Юрий Пыльцын. Признается, симпатичная жизнерадостная девушка сразу покорила сердце. Познакомились, создали семью. Сейчас у Юлии свое дело, которое приносит ей радость и удовольствие, еще работая в Наушках, она пробовала себя в сфере косметических услуг, а приехав в Алдан, со временем смогла открыть свой салон. 

Свою супругу, как и двоих сыновей, Юрий считает главной наградой в жизни. Старший сын Алексей продолжил династию, после окончания железнодорожного колледжа в Улан-Удэ работает составителем поездов на станции, младший – учится в школе.

В конце июля в республике отмечали долгожданное открытие пассажирского железнодорожного движения до Нижнего Бестяха. Это – грандиозное событие не только для республики, но и для всей России, считает Юрий Алексеевич, хотя, сокрушается, многие россияне мало что знают о строительстве АЯМа. «Коллеги в Улан-Удэ, когда рассказываю им, что живу и работаю в Якутии, удивляются: разве железная дорога заканчивается не в Тынде? Говорю, она давно уже пришла в Алдан. А сейчас – и в Нижний Бестях. Будем надеяться, пойдет и дальше»,  – рассказывает Юрий, отмечая, что очень рад стать частью истории  Амуро-Якутской магистрали, ведь именно ему вместе с помощником машиниста Андреем Москвитиным было доверено привести первый пассажирский состав на станцию Нижний Бестях.

«Мне всю жизнь везет на моих помощников», – признается Юрий Алексеевич, для которого чувство локтя, умение взаимодействовать со своим помощником очень важны. «Локомотивная бригада – это одно целое, и от помощника многое зависит, он должен понимать с полуслова, что сказал машинист, ведь ситуации в дороге бывают разные», – делится мой собеседник. Далеко не каждый захочет возиться с молодежью, а Юрий не тяготится этим делом. Работая с учениками, старается привить им первую заповедь железнодорожника: обеспечение безопасности людей и грузов. А это значит, у человека должны быть ответственность, собранность и строжайшее соблюдение всех инструкций. А еще, добавляет, честность – признаться, если что-то не знаешь, не можешь. «В нашей профессии, – говорит Юрий,  – нельзя работать спустя рукава. Где-то что-то не доделал, не завертел нужную гайку – и авария обеспечена». Приятно видеть, делится Юрий, своих помощников, которые уже самостоятельно водят составы. Уже здесь работают четверо его учеников и пятеро водят составы по Восточно-Сибирской магистрали.

Желающих получить профессию машиниста немало. Но, уверен Юрий Алексеевич, не всем из них дано работать на «железке».  Для этого нужно быть собранным и уметь принимать решения быстро и без паники в любой нестандартной ситуации, которая может возникнуть во время движения. У самого Юрия за годы работы на железной дороге тоже случались моменты, когда приходилось концентрировать волю и силу в кулак, но о них он говорит скупо и сдержанно. Обмолвился, что однажды, еще работая в Улан-Удэ,  пришлось выводить поезд из-под бомбежки.  Было это на станции Гусиное Озеро, когда на располагавшихся здесь артиллерийских складах взорвались боеприпасы. А еще частенько на рельсы перед движущимся составом выходят дикие животные. «Пытаемся предотвратить столкновение, – комментирует Юрий. – Вот буквально вчера ехали до Нижнего Бестяха и на перегоне Кюргелях – Ханиердах из темноты выскочила семья оленей – трое взрослых и трое маленьких животных. Снизили скорость, чтобы пропустить, олени успели перебежать перед самым локомотивом…»  Так что, по поводу того, тяжела ли работа машиниста, можно не сомневаться: очень! Тяжелая и физически, и нервное напряжение из-за огромной ответственности очень велико. Тем не менее, на вопрос,  о чем стучат колеса поезда ему в пути, Юрий Алексеевич отвечает:

– О том, что я выбрал лучшую на свете профессию…

Ольга ГОРБАЧЕВА.

Поделиться:

Добавить комментарий