«Лес с деревьями до луны…»

Слова  песни звучали  в наушниках, пока мы с ребятами из «Юнармии» и археологами добирались до детского оздоровительного лагеря «Берег дружбы» – отправной точки нашего сплава. Кто бы мог подумать, что строчки из песни через несколько часов станут реальностью – лес с деревьями до луны…

Экологический военно-патриотический сплав, в который я отправилась как юнкор,  был посвящен Году экологии и 385-летию вхождения Якутии в состав России. Организаторами и вдохновителями этой маленькой экспедиции стали Сергей Петрович Каргин и Олег Валерьевич Бабич.

– В этой поездке мы должны найти следы казачьего зимовья на реке Тимптон, – объяснил  нам Сергей Петрович на инструктаже за день до отправления. Нам озвучили целый список необходимых вещей, рассказали о правилах безопасности, выдали форму и отправили домой. Взяв папин охотничий рюкзак, упаковав все вещи, я была готова к экспедиции, которую ждала с большим нетерпением.

И вот настало утро. До лагеря мы добрались на автобусе, ребята встретили нас тепло и радостно, они с интересом наблюдали за показательными выступлениями юнармейцев, с удовольствием стреляли в полевом тире и слушали истории от археологов о родном крае.

После плотного и вкусного обеда мы двинулись дальше, теперь нам предстояло проплыть 70 километров вниз по течению  реки Алдан и восемь – по реке Тимптон.

Глаза слезились от ветра и солнца, но еще больше от счастья и радости, что есть возможность созерцать красоты нашей Якутии. Высокие горы, скалистые и песчаные берега, густые леса, птицы, парящие в небе, и маленькие зверьки, выбегающие из зеленой чащи, а также  волнительное ожидание возможной встречи с хозяином тайги.

Спустя два часа пути мы оказались на месте. Завороженная удивительной  красотой природы, минут пять я не могла сдвинуться с места, у меня просто захватило дух. Сидя у костра, мы слушали истории о Тимптоне, о казаках и их экспедициях.

«В 1641 году были организованы два отряда. Перед первым отрядом, под командой Антона Захаровича Маломолки, была поставлена задача разыскать дорогу с Алдана на Амур. Из Бутальского зимовья летом 1641 г. он впервые поднялся к истокам Алдана в Становом хребте и перешел, как уверяли проводники-эвенки, к реке системы Амура. Казаки связали плоты и начали спуск, но… вновь попали на Алдан. Они спустились по Тимптону. Маломолка был первым землепроходцем, прошедшим весь Алдан и проникшим на Алданское нагорье», – услышали мы перед тем, как позвали нас на ужин.

Поужинав солдатской кашей и компотом, мы отправились к реке на учения по стрельбе из огнестрельного оружия. Гильзы летели в разные стороны, а звук от выстрела разносился на десятки километров вокруг. Выполняя следующее задание, мы должны были пройти по побережью и найти необычные камни, предметы, которые нас заинтересуют.  Принеся полные карманы разных камушков, мы узнали происхождение и название каждого из них.

На природе время невесомое, неощутимое, неуловимое. Мы отправились спать, оставив дежурных следить за костром. Ночевали в охотничьей избе, спалось сладко – видимо, сказался свежий воздух и усталость от насыщенного дня.

Ранний подъем. Десять минут на водные процедуры, утренняя зарядка на берегу красавицы реки, завтрак арбузом – и мы готовы к отправке на другой берег в поисках зимовья. Взобравшись на нужную площадку и исследовав место назначения, мы осмотрелись и увидели многочисленные шурфы, сделанные другими археологическими группами, а это значит, что поиски здесь уже проводились, немного расстроенные этим известием мы переплыли к нашей команде.

После обеда решили искупаться. Кристально чистая вода Тимптона оказалась холодной, но из-за припекающего солнца мы не обратили на это внимание, а обсохнув на теплом северном солнышке, были готовы к отправлению домой.

Обратная дорога заняла больше времени и забрала больше сил. Каждый участник похода испытывал внутри новые ощущения и эмоции. Возможно, у всех они разные, но глаза ребят горят желанием делать что-то полезное, быть нужным своему краю, своей родине. Думаю, что это и была главная цель нашей экспедиции, хоть не озвученная вслух, а значит,  с остальными поставленными задачами ребята обязательно справятся.