Top.Mail.Ru
«Куда делись наши миллионы?» |

«Куда делись наши миллионы?»

Это вопрос был задан генеральному директору Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Саха (Якутия) Владимиру Ионину на встрече, состоявшейся на прошлой неделе. Среди приглашенных были депутаты республиканского и местного уровня, главы муниципальных образований, представители управляющих компаний, общественники.

По информации ФКР, процент оплаченных взносов на капитальный ремонт по муниципальным образованиям за период с 1 июля 2014 года по 31 августа 2020 г. превышает 90% от начисленной суммы. Так, в МО «Поселок Ленинский» собираемость взносов составила 99%, в муниципальных образованиях «Город Томмот» и «Поселок Нижний Куранах» — 98%, в МО «Город Алдан» — 90%. Общая сумма собранных средств по Алданскому району составила 95073471,31 руб., поэтому вопрос о расходовании взносов, перечисленных алданцами в Фонд, был вполне логичен.

В соответствии с ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ все собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны осуществлять оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД, включенных в региональную программу капитального ремонта. Срок для оплаты взносов установлен ч. 3 ст. 5 Закона РС (Я) от 24 июня 2013 1201-3 № 1329-IV, согласно которому собственник помещения в многоквартирном доме уплачивает взносы на капремонт ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим.

Владимир Ионин кратко рассказал о деятельности ФКР, отдельно остановился на вопросах сбора взносов.

— В среднем собираемость платежей по республике составляет 80-82%. Неплательщиками в основном являются физические лица — владельцы жилых и нежилых помещений. Нет задолженности у министерств и ведомств, муниципальных образований, — подчеркнул руководитель.

Он обратил внимание, что в предыдущие годы Алданский район отставал в части реализации программы капремонта в многоквартирных домах, в этом году ситуация исправилась. «Аукцион на проведение работ выиграла строительная компания «ТСК+», ею будет проведен капитальный ремонт многоквартирных домов в Алдане, Лебедином, Томмоте, Нижнем Куранахе». 

С момента начала реализации программы в 2013 году по состоянию на конец 2019 года общее финансирование Фонда капремонта республики должно было составить около 5 млрд руб за 6 лет, из них фактически профинансировано было всего около 2 млрд, Якутия по исполнению программы ФКР находится на 84 месте среди регионов России.  

Присутствующие с интересом выслушали информацию, касающуюся капитального ремонта деревянного жилфонда.

— Экономически обоснованный тариф — это отсутствие необходимости софинансирования из государственного бюджета. Реальный тариф на проведения ремонта в деревянных домах составляет около 42 рублей, при том, что население оплачивает взнос для жилых помещений в сумме всего 5 руб 61 коп., — сообщил генеральный директор ФКР Владимир Ионин. — Ремонт основных конструктивов одной двухподъездной деревянной двухэтажки — фундамента, фасада, кровли, тепловых и электрических коммуникаций — обойдется примерно в 13 млн руб. За шесть лет действия программы такой дом собирает от 80 до 120 тыс руб. взносов. Таким образом, о скорой окупаемости работ говорить не приходится.

«Когда программа капремонта стартовала, в нее было включено более 6 тыс многоквартирных домов по всей республике, из них около 60% составлял деревянный жилой фонд. На это обратили внимание и стали постепенно выводить их из программы посредством признания этих домов аварийными. Сейчас в программе капитального ремонта находится около 40% деревянных домов».

Как рассказал Владимир Ионин, формирование Фонда осуществляется из двух источников: из взносов собственников жилья и финансирования из государственного бюджета РС (Я).  «Из-за дефицита в бюджете республики происходит недофинасирование исполнения программы. В прошлом году смогли отремонтировать 129 многоквартирных домов по республике, в этом году планируем переступить порог в 200 домов», — заверил руководитель

Он отметил, что со стороны органов местного самоуправления Алданского района в качестве стороны софинансирования проведения работ по капитальному ремонту жилфонда не выступил никто и призвал глав пересмотреть свое отношение. «Мы можем заключить соглашение, где каждый возьмет на себя определенные обязательства — Фонд профинансирует работы подрядчика, а муниципальное образование в виде софинансирования компенсирует Фонду недостающие средства. Такой подход практикует Зырянка, Беркакит, Батагай. Алданцы, добро пожаловать, работать вместе!».

Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (ч. 2 ст. 158 ЖК РФ). Фонд капитального ремонта образуется в том числе за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 170 ЖК РФ). Средства, перечисленные вами на счет регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе на капитальный ремонт общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также перечисляют взносы на счет данного оператора (ч. 4 ст. 179 ЖК РФ). Очередность ремонта определяется на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное его проведение, в частности, в тех домах, проживание в которых опасно для жизни или здоровья граждан. При этом очередность проведения ремонта, а также неисполнение региональной программы, которая ее установила, могут быть оспорены (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П).

В своем выступлении глава МО «Поселок Нижний Куранах» Александр Усенко обратил внимание генерального директора ФКР Владимира Ионина на обстоятельства, когда определенные виды работ, производимые в ходе капремонта многоквартирных домов, не включаются в смету:

— Не учитываются сопутствующие работы, которые необходимы для проведения качественного и эффективного исполнения капитального ремонта: ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения, электропроводки освещения подвальных помещений. Не обращается внимание на установку в домах домофонов, приборов учета воды и тепла, не учтены работы по восстановлению продухов фундамента, что является обязательным фактором для качественной эксплуатации многоквартирных домов. Не предусмотрены работы по восстановлению перекрытий стен, потолков после монтажных работ.

Александр Станиславович предложил наладить совместную работу по контролю за ходом и результатом проведения капительного ремонта многоквартирных домов комиссией в составе представителей ФКР и муниципалитета, депутатов поселения, общественников.

— Признаю, замечания правильные, — прокомментировал Владимир Ионин. – В то же время обращаю внимание, что вся проектно-сметная документация проходит государственную экспертизу в региональном центре по ценообразованию, который не пропускает работы, связанные с восстановлением стен или потолков, и считает такие расходы нецелевым использованием денежных средств. Весь косметический ремонт обеспечивает управляющая компания.

Ярким и эмоциональным было выступление директора управляющей компании «Жилсервис» Виктора Тимофеева, который указал на ситуацию, когда управляющей компании приходится нести убытки вследствие недоделок, оставленных после капремонта многоквартирных домов:

—  На большей части домов ремонт кровель выполнен без установки снегоудерживающих ограждений. Управляющая компания понесла убытки в размере 1,5 млн руб за раздавленные снегом автомобили граждан. УК акты выполненных работ не подписаны, несмотря на это кровли приняты и эксплуатируются. Поэтому считаю, что ФКР несет полную ответственность за производство работ. Необходима регистрация наших обращений и устранение всех недоделок со стороны Фонда капремонта. В проект были внесены изменения в отношении приборов учета и направлены в ФКР. Согласно требований законодательства вы обязаны при рассмотрении проектов по замене систем тепловодоснабжения устанавливать приборы учета. Сейчас прокуратура выносит требование в адрес управляющей компании об установке приборов учета в тех домах, где был произведен капитальный ремонт. Предлагаю главам написать письма в адрес ФКР с требованием об установке приборов учета на холодную, горячую воду, отопление в домах после капитального ремонта, установить на кровлях ограждения, где их нет в связи с нарушением производства работ и проектирования. Мы выражаем волю людей, которые оплачивают капитальный ремонт. Вопросов к ФКР очень много и их необходимо решать, главы должны быть в этом заинтересованы.

— Я тоже действую в рамках действующего законодательства, — парировал генеральный директор Фонда капремонта Владимир Ионин. — Из того, что мне на глаза попадало, есть только одно предприятие, у которого по гарантии снегоограждения были нарушены.  Я уже почти год с ними борюсь и не могу заставить сюда прийти и переделать — у предприятия нет денег. В соответствии с установленной процедурой Фонд обращался в соответствующие органы и сейчас мы готовим документы в суд. У каждого конструктива свой срок эксплуатации, в ГИС «ЖКХ» данные вносят управляющие компании и муниципальные образования.

Со слов Владимира Ионина, в прошлом году главой республики подписана программа, согласно которой правительство берет на себя обязательство выделять Фонду на проведение капитального ремонта по 500 млн руб. на протяжении пяти лет. В этом году коррективы внесла сначала пандемия весной — из 500 млн руб срезали до 360 млн. руб., а осенью сумму еще уменьшили — до 165 млн руб. Из-за того, что постоянно недоплачивают плательщики взносов, возникла задолженность 700 млн руб. «Фондом налажена претензионно-исковая работа, однако, этого недостаточно и общая задолженность растет. Ежемесячно в адрес глав муниципальных образований направляются данные о задолженности собственников жилья, в дальнейшем будем предоставлять сведения с адресами и номерами лицевых счетов, чтобы было можно более предметно обращаться к главам муниципалитетов за помощью оказать влияние на неплательщиков», — сообщил Владимир Ионин.

Он отметил, что в связи с пандемией и закрытием касс Энергосбыта заметно упали суммы внесенных взносов — до 56%, возникла необходимость шире применять онлайн-платежи и популяризировать такой способ оплаты. За этот период как агент по сбору платежей заметно выросла Почта России, а также сервис Сбербанк-онлайн. 

Председателя Общественного совета Алданского района Ивана Удовенко интересовала возможность замены одного вида работ на другой при проведении капремонта. К примеру, если люди сами поменяли систему отопления в квартире и есть острая необходимость в ремонте крыши. На это Владимир Ионин посоветовал почитать Жилищный кодекс РФ:

— Фонд капремонта не вправе перенести деньги с одного вида работ на другой. Мы ремонтируем фундаменты не за счет кровли. Если в квартире или доме  сделала новая система отопления, собственники вправе принять решение о переносе сроков ее ремонта  на более позднее время. Такие прецеденты есть. Фонд ремонтирует то, что внесено в краткосрочную программу капремонта. В нее включаются работы из региональной программы, которая формируется на основании данных ГИС «ЖКХ», куда в свою очередь заносят сведения муниципальные образования и управляющие компании. «Перетаскивать» ремонт конструктивов из дальних годов на ближайшее время можно только в одном случае —  при увеличении размера минимального взноса на капремонт, так предусмотрел законодатель. Чтобы внести изменения, необходимо большинством голосов жильцов дома принять решение об увеличении взноса.

Председатель Совета депутатов МО «Поселок Ленинский» Любовь Хмарова задала вопрос о том, как население может вернуть свои платежи, если дом не дождался капремонта и был признан аварийным?

— Никак, — ответил Владимир Ионин. — Средства аккумулируются на лицевом счете этого МКД, если дом признан аварийным, жители должны принять решение о направлении этих средств на цели сноса. Меня этот механизм интересует тоже.

— Пока граждане не увидят реальных действий со стороны Фонда капитального ремонта на территории Алданского района вам не удастся повысить собираемость взносов, поэтому возникает вопрос: где 95 млн руб, собранных населением на территории Алданского района? — спросил начальник Управления земельно-имущественных отношений администрации Алданского района Владимир Татарников.

— В текущем году Фонд капитального ремонта переживает пиковую нагрузку, — ответил Владимир Ионин. — Согласно региональной программы, в планах на 2019 год ремонт должен быть произведен в 485 домах в республике, фактически сделали в 129 МКД. Это привело к тому, что в 2020 году должны были отремонтировать 472 дома, плюс те, что накопились за предыдущие годы, на сумму 8 млрд руб. На самом деле этих денег никто не видел. Собственники жилья не собирают такую сумму взносов, сколько надо ремонта домов. В 2022 году надо будет отремонтировать 511 домов, в 2023 — 442. Все платежи идут на общий счет, при этом у каждого дома имеется свой лицевой счет, поэтому собственники платят сами себе. Все 95 млн рублей находятся на лицевых счетах МКД. Жильцы могут принять решение о перехода на спецсчет, объявить об этом и  забрать свои деньги ровно через год, как предусмотрено законодательством, далее  распоряжаться собранными взносами по своему усмотрению в рамках капитального ремонта. В этом случае проведение ремонта не будет привязано к годам, по сравнению с ФКР. 

Председатель Алданского районного Совета депутатов Леонид Князев сообщил, что направит письмо от имени депутатов райсовета в Фонд капитального ремонта, чтобы получить список реально отремонтированных домов в поселениях Алданского района.

Присутствующие пожелали руководителю Фонда капремонта республики почаще приезжать в Алдан, чтобы в ходе встреч и обсуждений находить решения важных для алданцев вопросов.

Подготовила Елена ИВКИНА.

Поделиться:

Добавить комментарий