Комсомолка,                  спортсменка,  активистка и просто…                                   МОКЕЕВА

25 января – редкий в календаре день, у которого есть имя. Сегодня поздравления принимают Татьяны, среди них начальник отдела труда и заработной платы

АО «АК «Железные дороги Якутии» Татьяна Павловна Мокеева. Ветеран БАМа, почетный железнодорожник республики и, перефразируя культовое выражение, комсомолка, спортсменка, активистка и просто замечательный человек, беседовать с которым – одно удовольствие.

Итак, она зваласьТатьяна

Наверное, многие замечали, что тезки обычно имеют что-то общее в характере. Так вот, Татьяны отличаются мягкой женственностью и обаянием, но при этом имеют решительную и целеустремленную натуру. Не раз в этом убеждалась, попадая в окружение весьма общительных и энергичных «устроительниц» – Татьян. Вот и моя собеседница полностью оправдывает свое имя, полученное в честь святой мученицы благодаря святцам и дню рождения, которое она отмечает первого января.

Татьяна Павловна родилась в  самом сердце древнего Урала – Челябинске. Жила в одном из уютных городских дворов недалеко от железной дороги и, наблюдая за поездами, восхищалась слаженностью и четкостью работы стальной магистрали, конечно же, мечтая после школы поступить в железнодорожный техникум и стать специалистом по автоматике и телемеханике – в начале 1960-х эта система только начинала внедряться на железнодорожном транспорте. Но мечте челябинской школьницы в то время не суждено было сбыться, подвело зрение.

Став студенткой машиностроительного техникума, после его окончания в 1969 году  отличница Татьяна за компанию с подругой отправилась по распределению в Харьков. Рассказывает, могла бы поехать  в Минск, но туда было одно место, а в Харьков – три.  О выборе своем вскоре, конечно, пожалела: «Подружка через полгода замуж вышла, а я осталась…» Прожив в Харькове полтора года, волею судьбы Татьяна оказалась на самом краешке северной России – легендарном полуострове Рыбачьем, почти посреди Баренцева моря, работала токарем на судоремонтном заводе в поселке Росляково недалеко от Североморска Мурманской области, где ремонтировали подводные лодки. «Романтики сколько хотите!» — смеется. В 1975 году Татьяна вернулась в родной Челябинск. В ту пору уже на весь Советский Союз гремело: «БАМ!»

С двумя чемоданами на Всесоюзную стройку

 «По телевизору постоянно показывали передачи про самую большую стройку страны, туда стремилась молодежь. Мне тоже очень хотелось оказаться в центре событий», – рассказывает Татьяна Павловна. И через год активистка и комсомолка воплотила в жизнь мечту тысяч советских юношей и девушек, уехав «за туманом и за запахом тайги». Правда, тайга встречала молодых энтузиастов не слишком гостеприимно. Все на этой стройке стало проверкой на прочность. В поселке Хорогочи, куда 26-летняя Татьяна приехала с двумя детьми и двумя чемоданами, работы по специальности не было. Так что довелось работать и сторожем в детском саду, чтобы устроить туда детей, и мастером погрузо-разгрузочных работ, экономистом… Жили в походных условиях, но при этом не унывали. «Было здорово, дружно и весело!», – почти с ностальгией вспоминает Татьяна Павловна времена таежной романтики. Бытовые неудобства скрадывала особая дружественная атмосфера в бамовских коллективах, она со временем и привязала к суровому краю. И, когда многие первостроители БАМа после завершения стройки, стали возвращаться в родные края, Татьяна Павловна со своим супругом Владимиром Александровичем Грудцыным, который тоже приехал на Всесоюзную стройку по комсомольской путевке из Москвы, осталась. Строительно-монтажный поезд СМП-574, в котором оба работали, в 1986 году передислоцировался на строительство АЯМ. И вот уже 33 года они живут в Алдане, в Солнечном – поселке, который, как многие бамовцы, начинали с первого колышка. Как и три десятка лет назад живут в том же временном жилье, где под окнами шелестят рябинки с черемухой, а за домом к небу тянутся кедры. Здесь, вместе с супругом Владимиром Александровичем они воспитали четверых замечательных детей, у них уже пятеро внуков. В прошлом году Татьяна Павловна, любительница путешествовать на поезде, с мужем совершила вояж в Санкт-Петербург, проехав практически через всю Россию, наблюдая красоту меняющейся природы. Побывали во многих местах, навестили родных, встретились с друзьями-бамовцами. Согрели душу…

Мечта сбылась через 30 лет

Двадцать лет Татьяна Павловна проработала в СМП-574. Еще в Хорогочи из экономиста перевелась в нормировщики: не по душе пришлась ей плановая работа. Хотелось больше общаться с людьми, быть в гуще народа, на производстве. Как и везде, на новом месте нужно было пополнять запас знаний. Училась Татьяна всегда охотно и хорошо, а трудности людей с бамовской закалкой и по сей день не останавливают. Буквально за три месяца изучила 40 сборников нормативных  документов по сдельной оплате труда, чтобы со знанием дела проверять наряды, которые приносили ей мастера. А еще, работая на БАМе, успела получить высшее образование, окончив заочно финансово-экономический институт. Коллеги называют Татьяну Павловну «ходячей энциклопедией». И недаром. Несмотря на то, что времени часто не хватает, самообразованием, занимается постоянно, благо сегодня масса специальной литературы и профессиональных журналов.

Ровно через две недели, 8 февраля, исполнится 19 лет, как Татьяна Павловна Мокеева пришла в компанию «Железные дороги Якутии». «Детская мечта практически сбылась!» — от души смеется моя собеседница, пусть, отмечает, и в зрелом возрасте. И свою работу, по собственному признанию, очень любит, хотя не скрывает: многие на предприятии ругают ее за требовательность.

 «Я человек демократичный, могу быть строгой, а могу быть очень доброй, – говорит Татьяна Павловна о своих отношениях с коллегами, поясняя, что не приемлет в людях несобранности, неисполнительности, не терпит безответственности. – Но, несмотря ни на что, я горжусь тем, что работаю в большом и дружном коллективе железнодорожников. Работа у нас сложная и ответственная на каждом участке, в каждом подразделении, от этого зависит результат нашей работы, что отражается на росте доходов компании, соответственно, и на увеличении заработной платы работников».

В 2010 году Татьяне Павловне присвоены звания «Почетный работник железнодорожного транспорта РС (Я)», «Лучший работник 2013 года», за продфсоюзную деятельность она награждена юбилейной медалью, а также многочисленными грамотами за работу, наставничество молодежи, участие в спортивной и культурной жизни коллектива.

По снегу босиком

Силой характера, энергией и оптимизмом  моя собеседница, наверное, не может не восхищать. С октябрятской «звездочки» и до комсомола Татьяна всегда была в лидерах. И сейчас, если нужно кого-то поднять на добрые дела — без проблем! «Да, я активистка по жизни и оптимистка, это так!» — говорит Татьяна Павловна, отмечая, что если придется расстаться с предприятием, на пенсии засиживаться не станет, обязательно займется общественной работой. И в этом ее коллеги нисколько не сомневаются. Знают также, что Татьяна Павловна натура спортивная и увлеченная. Поддерживает хорошую физическую форму, и не только на спартакиаде железнодорожников. Уже несколько лет каждое утро, начиная с первого снега, ходит по двору босиком, а, оценив методику оздоровления доктора Бубновского, пропагандирует активную жизнь в движении. В ее распорядке дня обязательны зарядка и контрастный душ. В прошлом году не побоялась сдать нормы ГТО. «А что здесь такого? – удивляется. – Интересно же было узнать, на что способна». Любит читать, вязать, шить, а кулинария – вообще отдельная история. О ее фирменном ореховом торте, все, кто пробовал, отзываются с восхищением, как и о домашних пирогах с рыбкой и курнике, которыми она угощает своих коллег и делится рецептами.

«Я счастливая женщина», – говорит Татьяна Павловна, и у нее есть все для этого, – любимая работа, дружная семья и позитивное отношение к жизни.

Ольга Горбачева.

Фото автора и

из семейного архива Т. Мокеевой.

Поделиться:

Добавить комментарий