Top.Mail.Ru
«История – это то, что я люблю» |

«История – это то, что я люблю»

Талантливый человек талантлив во многом. Это расхожее, но от того не менее ценное выражение как нельзя кстати подходит учителю истории и обществознания алданской гимназии Ларисе Сергеевне Остаровой. Одаренный педагог, творческая натура, своих учеников она обогащает идеями, практическим участием, заряжает оптимизмом и верой в свои силы. Это человек, наделенный замечательными качествами: эрудированностью, корректностью, исключительным трудолюбием, требовательностью по отношению к себе. Наверное, можно говорить, что любимый учитель многих гимназистов в большей степени педагог не по должности, а по качеству души и призванию. Хотя сама Лариса Сергеевна признается, что никогда не думала работать учителем в школе, в юности у честолюбивой и целеустремленной девушки были другие мечты.

Лариса родилась в Эстонии. Ее отец служил на Балтийском флоте. А после окончания службы, забрав жену, дочь и тещу, вернулся на родину – в Баку. Ларисе тогда было чуть больше года, и этот красивейший интернациональный город, пропитанный атмосферой древней истории и богатой культуры, стал для нее любимым и родным. «Всегда считалось, что есть особая нация – бакинцы, и это на самом деле так. Мы говорили на нескольких языках. Русский, азербайджанский, вкрапления армянских слов – такой была речь бакинцев…» – рассказывает Лариса Сергеевна, которую сегодня, конечно, не могут не тревожить происходящие там события.

Окончив школу, Лариса мечтала поступить на исторический факультет в Азербайджанский государственный университет имени С. М. Кирова. Учиться здесь было очень престижно, многие выпускники университета в будущем становились партийными деятелями и руководителями. К слову, бывший в то время в республике партийный лидер Гейдар Алиев тоже окончил этот университет, и этот факультет. А Лариса хотела быть преподавателем вуза, историком, заниматься научной деятельностью… Но с двумя пятерками и двумя четверками за экзамены, немного не добрав баллов, на истфак поступить не смогла, став студенткой Азербайджанского института нефти и химии. Смеется: глядя на сегодняшние реалии, наверное, надо было остаться в институте, да только вот  технические специальности совсем не привлекали молодую студентку.

Она была просто счастлива, все-таки поступив туда, куда хотела, потому что «история – это то, что я очень люблю», говорит моя собеседница, отмечая, что эта любовь передалась ей от мамы, тоже историка, успешно окончившей этот же университет, куда так стремилась Лариса. «Она была замечательным, очень интеллигентным, культурным человеком, с великолепным знанием русского языка. Читала лекции в университете, была директором Азербайджанского государственного музея сельского хозяйства», – делится Лариса Сергеевна, наследовавшая от своей мамы дух питерской интеллигенции. 

До войны вместе с родителями и братом та жила в Ленинграде. Ее отец – коренной питерец, блестяще образованный человек, был на 30 лет старше своей жены, бабушки Ларисы. И эта благополучная ленинградская семья, как и миллионы других, с лихвой отведала горестей Великой Отечественной. «Буквально за два дня до начала войны они отправились в отпуск. Но доехать до места не успели, и дороги обратно уже не было», – открывает трагические страницы истории своей семьи Лариса Сергеевна. Война застала их на Псковщине, которая одной из первых приняла на себя удар врага. Дед Ларисы – врач, прекрасно знавший немецкий язык, помогал партизанам, за что был повешен. Бабушка с детьми успела бежать. Добирались до Таллинна, где у нее была родня. По дороге поезд разбомбили. Так мама Ларисы с братом оказалась в детском доме, а бабушка – в доме инвалидов…  Много лет спустя, после войны, они бывали в Ленинграде, но вернуться насовсем в родной город, переживший ужасы блокады, не смогли.

Лариса вышла замуж, растила дочурку, работала в Государственном педагогическом институте в Баку и мечтала преподавать в университете. Признается, глядя каждый день с балкона своей квартиры на здание университета напротив, она всегда была уверена, что так и произойдет. Но когда  заветная цель была почти уже достигнута, судьба вдруг все устроила по-своему. Получив долгожданное предложение, Лариса Сергеевна поспешила поделиться радостью с мужем: «Ура, меня берут на кафедру истории Азербайджана, в понедельник я выхожу в университет!» В ответ – молчание и телеграмма: «Приняты в прокуратуру Алданского района». «Я даже не сразу сообразила, где это, – рассказывает моя собеседница. – Муж говорит: «Якутия…».

Сейчас она повествует об этом с легкой улыбкой, а тогда, признается, в душе все перевернулось. Лариса знала: как сильно она мечтала об университете, так же горячо ее супруг хотел работать в прокуратуре. И решение было принято… Стоит ли говорить, что классическое выражение «жена декабриста» – это и о моей героине тоже.  На дворе был 1988 год, начало марта, когда молодой преподаватель истории, оставив  маленькую дочурку на попечение бабушек до лета, приехала вслед за мужем в далекий северный край.  В Алдане, признается, ее поражало все. Вспоминает свой первый разговор с мамой по телефону: «Она у меня спрашивает: «Ларочка, что там, какие троллейбусы, какие автобусы?»  Я говорю: «Мама, какие автобусы, здесь тротуаров нет!» И навзрыд…» Но это, замечает, было недолго. Мама сказала: «Ты не обращай внимания на тротуары, главное, чтобы люди были хорошие». А на хороших людей, уверена Лариса Сергеевна, ей в жизни очень везло.

По приезде молодой педагог трудилась в школе в п. Ленинском, в летние месяцы воспитывала юных пионеров в лагере отдыха «Металлург», а с 1 сентября 88-го, на протяжении девяти лет, преподавала историю ученикам первой школы. «Я всегда говорила: тот, кто работал в первой школе, сможет работать везде. Элемент «дедовщины», конечно, присутствовал на первых порах. Потом мы с этими же  людьми вспоминали это со смехом, а я еще и с огромной благодарностью», – откровенничает Лариса Сергеевна, отмечая, что получила здесь хорошую педагогическую закалку и практический опыт работы в школе, которым она, приехав в Алдан, похвастать не могла. 

Зато на всю жизнь запомнила свой первый урок, когда ее, студентку университета, отправили подкреплять вузовскую теорию практикой в одну из бакинских школ. Будучи весьма уверенной в себе, тем более что накануне приболела дочка, Лариса посчитала достаточным пролистать нужные параграфы учебника по пути из дома в университет. А когда вышла к классу с серьезным лицом и планом урока: 20 минут на домашнее задание, а дальше – «я же все знаю», почти сорок пар любопытных глаз уставились на молодую практикантку. «Спрашиваю первого, до сих пор помню, как его зовут – Акмедли Сабутай, – вспоминает Лариса Сергеевна, – а он мне в ответ: «У меня зуб болит, не могу говорить», и дальше  человек 15 отказались отвечать. А я даже не посмотрела, какой параграф был задан… И чтобы как-то защитить себя, сказала: «Вы думаете, я обязана вам рассказывать то, что вы должны были выучить дома? Ничего подобного!» Написала тему урока на доске, гордо встала и с ужасом поняла, что ничего не помню. Постояла, села за стол. И этот мальчик за первой партой  тихонько мне говорит:  «Я буду читать, а вы повторяйте». И вот он читал, а я за ним – слово в слово. Так минут десять, а потом я выскочила из кабинета и рыдала. Как мне было стыдно! А в классе сидели их классная руководитель и учитель истории, она была в том возрасте, как я сейчас. Прозвенел звонок, я слышу за дверью, она что-то говорит. Ребята вышли, окружили меня, извинились. Я позже узнала, она сказала: «Что вы натворили, вы просто сбили с толку молоденькую практикантку, и она не смогла вести урок». А вечером она мне позвонила – у нее случился сердечный приступ, и попросила, чтобы я приехала. Показала планы уроков, рассказала, как это делается, а потом позвонила в деканат и сказала: «Я в этой девочке увидела будущую учительницу».

С того злополучного урока Лариса Сергеевна вынесла свой главный принцип, которым руководствуется и поныне: никогда не позволять себе приходить в класс, не зная, о чем говорить, неподготовленной. Этому учит и ребят: «Вы должны говорить столько, чтобы  в два раза больше можно было оставить для ответов на вопросы». 

В 1996 году двери для талантливого педагога распахнула алданская гимназия. Так что в этом году у Л. С. Остаровой двойной юбилей – 25 лет работы в гимназии и 30 лет самому образовательному учреждению. Она, как и ее коллеги Светлана Алексеевна Морозова, Мария Ивановна Витевская, которая пришла сюда прямо с институтской скамьи, Николай Васильевич Корнев, Вера Константиновна Огнева, – последние из могикан, кто трудится в гимназии уже много лет. Хотя, признается Лариса Сергеевна, за эти годы были попытки уйти в другую сферу деятельности, даже поступала на юридический и пробовала работать юристом. Но всегда ощущала: ей не хватает ее учеников.  «Не знаю, – сетует она, – правильно ли сделала, что осталась». Но дети в гимназии в этом не сомневаются, хотя и считают любимую учительницу достаточно строгой, шутя называют своего педагога то «львицей в прайде», то «железной рукой в бархатной перчатке», но справедливой, и это самое главное. 

– Наверное, мне все эти годы везло на учеников, конфликтов ни с ребятами, ни с родителями не было. Не всегда легко достигать взаимопонимания, но получалось, – говорит Лариса Сергеевна. – Я благодарна родителям за поддержку, детям – за сотрудничество и за то, что когда им интересно, они очень работоспособны.  

Отсюда, наверное, сформировались и другие принципы работы педагога: «Быть искренней и честной перед детьми», «Уметь увлечь своим предметом», «Дать ребенку веру в свои возможности». Иметь в команде такого учителя – мечта любого директора. Педагогическое мастерство, высокие баллы ее учеников на ЕГЭ, проектная деятельность ребят и их успех на олимпиадах говорят сами за себя.

«Они такие разные, и их было так много. Но я помню всех», – говорит Лариса Сергеевна, рассказывая о своих выпускниках. Жаль только, газетная полоса не может вместить все, чем спешит поделиться учитель, для которого огромное счастье – его ученики. «Мои двоюродные дети» – называет она своих ребят. И каждый раз безмерно переживает, выпуская свой очередной, неимоверно талантливый, необыкновенный, любимый 11-й класс… 

Рассказывает,  что выпустив в 1998 году свой первый гимназический класс, она все время глазами искала среди пришедших новых учеников своих ребят. Однажды, когда дети писали контрольную работу, отвернулась к доске, а повернувшись, увидела на столе записку: «Лариса Сергеевна, вы сможете когда-нибудь  посмотреть на нас так, как вы смотрели на своих детей, и хоть раз улыбнуться?».  

– Это было очень серьезное замечание. Дети чувствовали мою отстраненность, а я не могла сразу перестроиться. И это была моя учительская ошибка, – считает она.  

В этом году ей вновь предстоит расставанье с любимыми учениками – отправится во взрослую жизнь еще один ее одиннадцатый класс. «Дети просто замечательные, как и родители, которые, когда нужно, всегда подставляют плечо!» 

…С интересом рассматриваю праздничный номер «Гимназиста» к юбилею гимназии. В газете – фотографии выпускников разных лет. Неоднократный победитель олимпиад  по истории Коля Чмирь, золотая медалистка Ира Игонина, выпускник 2014 года, ныне руководитель отдела продаж одной из компаний в Санкт-Петербурге Максим Калмыков,  сдавшая в прошлом году ЕГЭ по истории на 98 баллов и поступившая в МГУ умничка Настя Шевченко… «Гимназия закладывает хорошую основу, а как потом реализуют свои возможности дети, это уже зависит от них, – отмечает моя собеседница. – Но когда ребята приходят и на вопрос: знания, которые дала им гимназия, стали для них настоящей базой, чтобы  они успешно учились? – отвечают  «да», когда мы получаем  слова благодарности от ректоров вузов за хорошую подготовку наших детей, это очень приятно».  

При этом гимназия,  считает Лариса Сергеевна, – это старт не только для детей, но и для учителей. 

– Здесь всегда создавались великолепные условия для творчества и развития потенциала, и всегда была колоссальная поддержка, был особый гимназический дух, который объединял нас, учителей, и учеников. У руля гимназии стояли талантливые руководители – Фаина Андреевна Антипова, Наталья Петровна Нестерова, Ольга Валентиновна Сухинина и сейчас – Мария Ивановна Витевская. Это подвижники, которые во главу угла ставили и ставят не только учебно-воспитательный процесс, но и стараются создать максимально возможные условия и для учителей, и для учеников. Я считаю, что фундаментом нашего гимназического образования является, прежде всего, вот этот творческий коллектив, удивительно работоспособный, в котором замечательные учителя. Когда ты чувствуешь плечо, работать намного легче. Те знаковые события, которые были в гимназии, привнесены теми людьми, что здесь работали и работают. Много добрых слов можно сказать в адрес Надежды Александровны Мельниковой, Марины Анатольевны Старцевой, Елены Викторовны Кривушиной, Ольги Богдановны Чмирь, Натальи Ивановны Кутузовой, Антонины Владимировны Пыленок. А какие замечательные уроки были у Татьяны Ягофаровны и Александра Яковлевича Блохотиных. Валерий Иванович Калмыков – это гуру. И мне довелось работать с такими замечательными учителями! Просто россыпь звезд в начальном звене: Галина Ивановна Беккер, Вера Константиновна Огнева, Галина Геннадьевна Ефремова…  

Особая гордость Ларисы Сергеевны – ее семья. Радуют дети – дочь и сын пошли по стопам отца. Зарина, кстати, уже подарившая родителям двух замечательных внучек – Злату и Владу, в 24 года стала кандидатом юридических наук, окончила институт прокуратуры Уральского государственного юридического университета, работает в Ханты-Мансийске старшим помощником межрайонного прокурора. На страже закона стоит и сын Заур, который после окончания Новосибирского государственного технического университета работает юристом. Во всем свою жену поддерживает супруг, понимая ее учительские трудности. С таким тылом находятся силы на многое: и сохранять домашний очаг, и окружать заботой дорогих людей, и быть хлебосольной хозяйкой… 

– Я учу детей предмету, который люблю сама. Приходить в класс на урок – это большая радость для меня. И за это спасибо моим ученикам, гимназии и коллегам. Считаю, что смогла в Алдане профессионально реализоваться. И если первоначально и было некоторое пренебрежительное отношение к школе, то сегодня я понимаю: все, что мы получим, что получат наши дети и внуки, вырастет из школы, из системы образования. Какими мы воспитаем детей, такими они и будут рядом с нами.

Ольга Горбачева.

Фото из семейного архива

 Л. Остаровой.

Поделиться:

Добавить комментарий