«Измени одну жизнь»

С 3 по 6 марта в Центре семейного устройства Алданского района прошли республиканские курсы «Измени одну жизнь».
Гостями форума стали председатель Ассоциации приемных семей республики Н. А. Корякина, заместитель председателя НКО «Гармония»  А. Е. Михайлова.
 
После торжественного открытия мероприятия, которое посетили народные депутаты Госсобрания республики О. В. Балабкина и А. Н. Дудников, представители районной администрации и департамента образования Алданского района сотрудники ЦСУ поделились опытом работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, гостьи провели мастер-классы, тренинги, лекции для педагогов. На следующий день состоялись беседы с воспитанниками.
 
Как отметила Александра Егоровна Михайлова, в задачи психолого-педагогического центра «Гармония» входит просветительская работа, помогающая педагогам и приемным родителям понять особенности детей-сирот. Важным моментом стала профилактика так называемого асоциального поведения у ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию. Ведь, оказавшись без ориентиров, по сути преданные родными людьми, такие ребята часто становятся на кривую дорожку. Воспитание ценностей здоровья и красоты, формирование чувства брезгливости как меры против вредных пристрастий, ранних половых связей у детей, оставшихся без попечения родителей, в НКО «Гармония» видят в ведении прямого, откровенного и наглядного (с демонстрацией слайдов презентации) разговора с ними. Такие беседы с ребятами были запланированы и в программе семинара в Алдане.
«Измени одну жизнь» — не только название курсов, но и гранта, обладателем которого стала общественная организация. Он позволил привезти в Алдан лучшие приемные семьи Якутии, чтобы они поделились опытом, а также помогли кому-то из воспитанников ЦСУ, взяв его в свою семью.
 
Круглый стол, завершавший работу семинара 4 марта, был посвящен проблемам опекунских семей в обществе. Его участники рассказывали о ситуациях, с которыми им приходится сталкиваться довольно часто, и искали пути решения непростых вопросов.
Как показывает практика, меньше всего проблем в отношении к опекунам и их подопечными возникает там, где ребята воспитываются родственниками. Тогда никаких «разделительных линий» социум между ними и «домашними» детьми не проводит. Но если опекунская семья привозит детей из детского дома особенно в небольшие населенные пункты — деревни, поселки, им стоит быть готовым к пересудам, несправедливым отказам, хамству. Также более толерантны люди к детям-сиротам в тех районах, где располагаются детские дома. И наоборот, в местностях, где учреждений для детей-сирот никогда не было, таких ребят и взрослые, и дети встречают, как правило, в штыки.
 
Причем не принимают ребят из приемных семей не только сверстники, но и педагоги.
— Я решила отдать в детский сад ребенка, которого взяла под опеку, — рассказывает Саина Григорьева, приемный родитель из Усть-Алданского района. — Малыш, живя в детском доме, не посещал садик, ему необходима была социализация. И к школе настала пора готовиться — ребенку было 6 лет. В детском саду нам сказали: «Вы же получаете за этого ребенка деньги, вот и воспитывайте его сами!».
 
Саина Егоровна с этим фактом, напрямую нарушающим Закон «Об образовании», мириться не стала, вопрос был решен, и мальчик отправился в детский сад. «Если у нас опекунская семья, это не значит, что дети должны сидеть со мной дома в тесном мирке. Чем тогда это будет отличаться от пребывания в детском доме?» — говорит С. Григорьева.
С похожей проблемой пришлось столкнуться Пелагее Корниловой. Одна из ее приемных дочек проявила способности в легкой атлетике. Пелагея Ивановна решила отдать девочку в Чурапчинскую спортшколу. Правда, там воспитанники пребывают в условиях интерната. И девочку записывать в ДЮСШ не хотели, а приемной матери попеняли, мол, что ж вы ее из одного казенного учреждения в другое перенаправляете?
 
Однако после долгого противостояния девочку все же приняли в число спортсменов, теперь, как говорит П. Корнилова, «отпускать не хотят» — дочка ее на очень хорошем счету в спортшколе. А при каждой возможности старается приехать к приемной маме. 
 
«Важно, чтобы учителя, соцпедагоги учились понимать таких детей, их трудности и особенности, ведь ребятишки эти не по своей вине оказалась в стенах детского дома», — не раз звучало во время круглого стола. Дело в том, что жизнь воспитанников детских домов, которые поступают в средние профессиональные или высшие учебные заведения и переезжают в другой населенный пункт, складывается, как правило, непросто. Для них такое изменение привычной обстановки сродни тому, когда они впервые ощутили себя сиротами. Подростки теряют чувство защищенности, на первое место в их мироощущении выходит страх. Меняется поведение молодого человека, порой до неузнаваемости. Поэтому преподаватели колледжей, ссузов отнюдь не с распростертыми объятиями встречают таких детей. В некоторых населенных пунктах нашей республики, где есть крепкие училища и техникумы, от выпускников детских домов стараются во что бы то ни стало откреститься. Однако есть и положительные примеры: хорошо помогают освоиться в новом окружении студентам из числа детей-сирот в Нерюнгринском районе.
 
Созданная в Центре семейного устройства Алданского района служба комплексного сопровождения в круг своих задач поставила и участие в судьбах выпускников, защиту и помощь им. Здесь были скрупулезно собраны сведения о воспитанниках прошлых лет, теперь в поле зрения педагогов ЦСУ все повзрослевшие ребята, вышедшие из стен учреждения. Такой надежный тыл — существенная опора для детей, которых когда-то предали самые близкие люди.
 
Опекунские семьи в Якутии нередко принимают, как сейчас принято говорить, «особенных» детей, в том числе имеющих отставание в умственном развитии. Таким воспитанникам нужно уделять особое внимание, быть с ними сверхтерпеливыми, готовыми к разным ситуациям. Это колоссальный труд, ведь, к примеру, зачастую ребята к подростковому возрасту не знают элементарных вещей, а запоминание зависит от неустанного повторения одного и того же. И поведенческие особенности порой вводят в ступор. Но приемные родители учатся справляться с этим, гордятся даже малыми успехами своих чад, а те отвечают им лаской и заботой, на какую только способны. Однако окружающие такую семью люди нередко нетактичны, черствы, дети проявляют агрессию к не похожему на них сверстнику. Этим ребятам также трудно вступить во взрослую жизнь в 18 лет, им для того чтобы научиться самостоятельности, нужно больше времени — хотя бы до 21-23 лет необходимо проявлять о них опекунскую заботу. К сожалению, пока законодательство такой возможности не предусматривает. И за это болит душа тех, кто решил взять в семью такого маленького человека.
 
Еще один интересный феномен — взаимоотношения с биологическими родителями.
— Мы никогда не говорим детям, что их папы и мамы плохие, что они их бросили. Всегда подчеркиваем: «Мы благодарны вашим родителям за то, что у нас есть вы», — рассказывает Александр Павлов, приемный отец с 14-летним стажем. Из 11 ребят и девчонок, ставших воспитанниками Александра и Оксаны Павловых, 9 — так называемые социальные сироты, чьи родители живы, но совершенно не интересуются судьбой своего потомства.
 
Что характерно, большинство родственников не дают о себе знать вплоть до 16-летия брошенного ребенка. И если к этому времени у него есть какие-то денежные накопления или возможность получить от государства жилье, тогда родители находят необходимым появиться на пороге дома, где все это время заботились об их отпрыске, как о родном. Другие выходят на контакт с ребенком через соцсети, начинают рассказывать о своей огромной к нему любви. Для ребят это тяжелое испытание. И финал таких историй порой бывает неожиданным: например, один из воспитанников Пелагеи Корниловой, которого разыскала родная мать после долгих лет безвестности, даже переночевать в родной семье не захотел — позвонил опекуну и попросил забрать его оттуда.
 
И хотя таких ситуаций, от которых у многих попросту опустились бы руки, по-прежнему немало, опекунские семьи противостоят им с честью, гордятся своими воспитанниками, взахлеб говорят о их талантах и успехах, отогревают маленькие сердца. Вот и в этот раз возможность начать жизнь в новой семье получили семь воспитанников алданского ЦСУ — их решили взять под опеку гости семинара, приемные родители с большим опытом и горячим сердцем.
 
Ирина ВИНОГРАДОВА.
Фото автора.
 
Все, что им нужно, — любовь
 
Узнать о том, как сложилась судьба ребенка в приемной семье, его увлечениях, достижениях, занятиях в секциях и кружках по интересам можно было из представленных презентаций, которые продемонстрировали приемные родители в заключительный день трехдневного семинара «Измени одну жизнь». Опекуны подготовили выступления, в которых обрисовали не только положительные моменты, происходящие в жизни ребенка, взятого в семью, но и определенные трудности и проблемы.
 
В своем выступлении приемная мама В. С. Тихонова затронула крайне животрепещущую тему социализации детей-сирот в образовательных организациях. Валентина Семеновна столкнулась с тем, что в школах и колледжах таких ребят зачастую не принимают не только одногрупники, но и преподаватели. Особенно часто с этим сталкиваются дети с серьезными отклонениями в здоровье, что зачастую приводит к определенным трудностям в общении, налаживании новых контактов. Валентина Семеновна внесла предложение создать специальный проект для таких детей, который бы позволил направить пристальное внимание и организовать кураторство таких воспитанников в процессе обучения, выделение гарантированных рабочих мест после получения диплома об образовании, и, самое главное, — опеку или сопровождение таких ребят до достижения 23- летнего возраста.
 
Не менее интересными были выступления остальных приемных родителей: С. Е. Григорьевой, П. И. Корниловой, О. А. Павловой. В процессе общения сложился интересный диалог между выступающими и слушателями семинара. В живой непосредственной беседе докладчики поделились бесценным опытом общения с приемными детьми,  красной нитью в их выступлениях проходило то, что в этом процессе необходимы бесконечное терпение, особый подход, доброта, и, самое главное, любовь и милосердие приемных родителей.
Наш корр.
Поделиться:

Добавить комментарий