Top.Mail.Ru
Здесь каждый день жизнь становится сказкой в звуках и красках… |

Здесь каждый день жизнь становится сказкой в звуках и красках…

Вместе с общеобразовательными школами на дистанционное обучение перешли и детские школы искусств, которые в удаленном режиме продолжают заниматься со своими воспитанниками музыкой, вокалом, хореографией, изобразительным и театральным искусством.  Новая форма работы, судя по тому, с какой творческой фантазией педагоги Алданской детской школы искусств имени А. Т. Никитина подходят к делу, стала для многих хоть и непростым, но достаточно интересным опытом. А юных музыкантов дистанционные занятия настроили на самоанализ и самодисциплину: у ребят появилась возможность послушать и посмотреть на себя во время записи, а если что-то не получилось – исправить ошибки и недочеты и сделать видео еще раз. Сегодня учащиеся школы в режиме самоизоляции готовятся и сдают итоговые зачеты и экзамены. А мы беседуем с заместителем директора по учебно-воспитательной работе АДШИ Жанной Анатольевной Костиной о том, какие приемы помогают организовать образовательный процесс, как проходят выпускные экзамены в режиме онлайн и что нового ждет будущих воспитанников школы искусств – набор учащихся на 2020-2021 учебный год уже открылся.

–  Преподаватели общеобразовательных школ признаются, что необходимость работать дистанционно у многих поначалу вызывала растерянность. А как в условиях самоизоляции справлялись с учебным процессом педагоги и воспитанники АДШИ, какие формы взаимодействия использовали? Все-таки при постижении того или иного вида искусства важную роль играет вербальный контакт с педагогом, эмоциональная связь…

–  Из-за пандемии коронавируса  страна перешла на обучение, которое никогда не использовалось в общеобразовательных школах, не говоря уже про музыкальные школы. Но наши педагоги, многие из которых с цифровыми и компьютерными технологиями знакомы не слишком хорошо, не испугались нововведений, которые нам пришлось использовать. Общий боевой настрой помогают поддерживать педагогам и сами ребята, и родители, которые контролируют процесс обучения, снимают видео уроков. Занятия проходят в режиме онлайн. Педагоги работают с детьми главным образом через WhatsApp, позволяющий обмениваться аудио- и видеосообщениями. Связываются с ребенком по видеозвонку, он играет, учитель оценивает, высказывает замечания, дает советы. Или, если это сольфеджио, ребенок что-то поет педагогу, выполняет интонационные упражнения. Так же и на художественном отделении, здесь взаимодействие между учителем и учеником тоже происходит через гаджеты, но в основном в фотоформате. Есть чем заняться в удаленном режиме воспитанникам театрального отделения АДШИ, они учат стихи, репетируют роли, выполняют практические задания педагогов. Конечно, достаточно сложно работать и заниматься в существующих условиях, но дети и педагоги справились, за что я им очень благодарна. Новый режим работы открыл для нас новые возможности, и в будущем, думаю, нам не стоит отказываться от дистанционной формы, которую можно использовать как дополнительный источник взаимодействия учеников с педагогами, или, например, в случае болезни педагога или ребенка,  в актированные дни.

– Выпускные экзамены в АДШИ сегодня тоже сдают дистанционно.  В каком формате они проходят и насколько готовы к этому как руководство школы, так и сами педагоги и ученики?

– В этом году в Алданской детской школе искусств 80 выпускников, и, конечно, все должны сдавать итоговые экзамены. Мы долго думали, как провести итоговую аттестацию в нынешних обстоятельствах, особенно для обучавшихся по предпрофессиональной программе, которая требует присутствия комиссии. Искали те форматы сдачи выпускных экзаменов, которые были бы приемлемы  для нас. На сегодняшний день многие ребята итоговую аттестацию уже прошли. Скажем, выпускники хореографического отделения, за которых мы больше всего переживали, записывали видео упражнений, которые они выполняли, готовили рефераты по истории хореографического искусства. Но есть технические сложности с проведением экзамена в режиме онлайн для ребят-инструменталистов, которые должны играть с аккомпаниатором. Сейчас ищем варианты, чтобы не переносить экзамены на осень.

А вот вручение аттестатов перенесли на сентябрь, чтобы это важное для ребят событие прошло в торжественной обстановке.

Также 1 сентября планируем подвести итоги внутришкольных конкурсов  и поздравить участников всероссийских проектов, республиканских и районных акций, в которых воспитанники АДШИ участвовали во время дистанционного обучения. Это и конкурс плакатов «Стоп коронавирусу!», акции «Свеча памяти», «Окна Победы», «Рисуем Победу», внутришкольные конкурсы кроссвордов и рефератов, по которым состоялась видеозащита. Также наши театралы запустили проект «В сердце поколений навсегда», к которому затем подключились все отделения Алданской школы искусств. Огромная благодарность – родителям наших воспитанников, которые в первые же дни «дистанционки» сделали ролик в поддержку преподавателей и принимали активное участие во внеклассной работе.  

– С 15 апреля открылся набор учащихся на новый учебный год. Какие образовательные программы и направления будут доступны юным алданцам?

– В этом году мы планируем набирать  обучающихся только по предпрофессиональной программе. Обучение в школе искусств проходит по двум программам – общеразвивающей образовательной программе и предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств. На обучение по общеразвивающей программе мы стараемся в основном принимать детей, которые очень хотят заниматься, но им из-за возраста не хватит времени, чтобы окончить школу искусств по предпрофессиональной программе, либо ребенок уже окончил нашу школу, но хотел бы еще освоить другой музыкальный инструмент.

Предпрофессиональная программа готовит ребенка  к поступлению в средние специальные музыкальные училища или институты культуры. Сразу скажу, что это не должно пугать родителей, которые не нацелены на то, что их ребенок в будущем свяжет свою профессиональную жизнь с музыкой или театром. В любом случае ребенок получит прекрасное комплексное развитие, и это пригодится в любой области, в любой профессии, даже технической.

Предпрофессиональная программа – долгосрочная, если обучение по общеразвивающей программе длится 3–4 года, то предпрофессиональная рассчитана на 5 и 8 лет. Конечно, программа предусматривает разные уровни, и мы в любом случае применяем индивидуальный подход к каждому ребенку, если вдруг ему будет сложно осваивать предпрофессиональную программу, переведем его на общеразвивающую.

Учиться на музыкальном отделении школы искусств достаточно сложно. Тем не менее, отдавая ребенка «на музыку», родители, на мой взгляд, поступают дальновидно. Во-первых, потому, что в Алдане есть музыкальный колледж, куда ребенок может поступить после окончания 9-го класса школы и затем работать в Государственном концертном оркестре Якутии. А во-вторых, музыкальное  образование стимулирует развитие интеллектуальных способностей, формирует эстетический вкус.

Традиционно большим спросом пользуется художественное отделение, ведь изобразительное искусство, умение рисовать востребовано во многих профессиях. Сегодня в художественном отделении занимаются 83 человека. В этом году в коллектив пришел новый педагог Сергей Григорьевич Бабинский. Он набирает маленьких художников 8 и 10 лет в первый класс на предпрофессиональную программу обучения.

Вступительные экзамены планируем провести в августе, всех обязательно оповестим индивидуально. Условия поступления размещены на сайте Алданской ДШИ в разделе «Поступающим».

– При всей очевидной пользе музыкального, творческого образования количество детей, бросающих занятия в детских школах искусств, достаточно высокое. Как вы думаете, почему?

– Отсев детей происходит, конечно, каждый год. Где-то дети не выдерживают, где-то родители изначально неправильно ориентируют ребенка, когда приводят его на музотделение. Начинаются занятия, и тут выясняется, что, оказывается, надо ходить на сольфеджио, изучать музыкальную литературу, в общем, посещать целый комплекс предметов, да еще и домашние задания выполнять. «А мы думали, что он будет просто на гитаре играть…» Родители должны понимать, что ДШИ – это школа, хоть и дополнительная, а не кружок по интересам, по окончании которой ребенок получит документ об образовании. Но для этого ему  предстоит много заниматься и трудиться.  При этом многие родители пытаются «объять необъятное», запихивая ребенка помимо школы искусств еще в десять кружков. С такой нагрузкой справляются немногие, вот и бросают ДШИ. Поэтому мы также категорически против, когда ребенок обучается на двух отделениях школы искусств по предпрофессиональной программе, и предлагаем вариант: только одну предпрофессиональную программу, скажем, театральную, и индивидуальные занятия на иструменте.

Поэтому родители должны хорошо взвесить, прежде чем отправить ребенка в детскую школу искусств, здесь все серьезно, как в любом общеобразовательном учреждении.

– Педагоги и воспитанники Алданской детской школы искусств – неизменные участники, призеры и дипломанты международных, российских, республиканских конкурсов. Это ежегодные достижения. Но и проблем, как и у большинства образовательных учреждений, у вас ведь тоже хватает?

– Конечно. Наша сердечная боль – это нехватка помещений. К сожалению, сегодня в школе нет места двум отделениям – вокальному и хореографическому. Они занимаются на других площадках города: учащимся хореографического отделения помещение предоставила школа с УИОП, за что огромное спасибо ее директору Людмиле Яковлевне Соколовской, а вокалисты по устоявшейся традиции занимаются в Театре юного зрителя и в городском Дворце культуры. Наша большая мечта – собрать все отделения  Алданской детской школы искусств под одной крышей!

Ольга ГОРБАЧЕВА.

Фото предоставлены

Алданской ДШИ им. А. Т. Никитина.

Поделиться:

Добавить комментарий