Top.Mail.Ru
Журналистский десант высадился на участке «Силы Сибири» |

Журналистский десант высадился на участке «Силы Сибири»

В начале этой недели ООО «Газпром трансгаз Томск» пригласило журналистов в пресс-тур на объекты Алданского и Нерюнгринского ЛПУМГ. Ежегодно компания  организует десанты представителей СМИ на разные участки в своих филиалах, а кроме того, организует встречи с представителями муниципалитетов по вопросам социально-экономического сотрудничества. Участниками нынешнего пресс-тура стали журналисты из Благовещенска, Томска, Нерюнгри, Якутска.

Несмотря на то, что 95 % газотранспортной инфраструктуры уже готово и построено, такая экскурсия для представителей СМИ в нашем районе была проведена впервые. Журналистам предстояло побывать на одном из самых сложных и интересных участков – переходе резервной нити газопровода через реку Алдан.

Есть перспективы!

Тем временем как строительство мегапроекта подходит к завершению, в Алданском районе полным ходом идут работы по подготовке к началу эксплуатации  газопровода: набирается и обучается персонал, строится база линейно-производственного управления и т. д. Региональное управление по строительству объектов газопровода было создано в г. Алдане в 2014 году. С 2018 года на территории действует линейно-производственное управление магистральных газопроводов. В настоящее время уже формируется эксплуатационный состав линейно-производственного управления. Если на момент создания РУСО в нем трудилось 50 человек, то сейчас коллектив состоит из 126 сотрудников, а для полного развития – после завершения работ на Амгинской компрессорной станции, ввода в эксплуатацию  газопровода по всей протяженности – планируется увеличить штат до 218 человек. Сейчас лишь 7 специалистов линейного управления, что называется, приезжие, остальные – местные жители. Вновь набранные в конце нынешнего лета сотрудники проходят обучение в филиалах компании (а их у нее 26 – от Омска до Камчатки).  С 1 июня нынешнего года главным инженером – первым заместителем директора Алданского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» стал Андрей Козлов. Главная задача, которая стоит перед Андреем Вячеславовичем, – за год до подачи газа обучить персонал работать с новым оборудованием.

Для безаварийной эксплуатации газопровода нужны связисты, электромонтеры, слесари КИПиА, метрологи, линейные трубопроводчики, сварщики и другие специалисты. Планируется также постепенно обучать персонал из числа местных жителей работе диспетчеров, которая требует особой квалификации и опыта.

По словам главного инженера, все, кто трудоустроился в ЛПУ, приступили к работе с большим энтузиазмом. «Алданцы понимают, что это надежная компания, где есть возможность развиваться, получать знания, есть перспективы карьерного роста у тех, кто готов полностью отдаваться рабочему процессу, выкладываться на результат», – подытожил главный инженер.

 

Вдоль нитки газопровода…

Конечная точка экскурсии, на которую мы отправляемся, находится в 90 километрах от города. Переход основной и резервной нитей газопровода «Сила Сибири» через реку Алдан для строителей один из чрезвычайно сложных. Но об этом позже.

Вахтовка на платформе КамАЗ, на которой журналисты вместе с  директором Алданского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» Вячеславом Бажиным отправляются в путь, неожиданно комфортна, но и на ней подбрасывает довольно ощутимо. Основное расстояние преодолевается по технологической трассе, которая отходит от федеральной автодороги за Белой горой. Проезд, на который мы выезжаем, был проложен специально для проведения трубопровода среди, как говорится, вековой тайги.

Пейзаж на протяжении дороги отнюдь не однообразен: долины залегшего на зиму стланика сменяют участки сказочного хвойника с отяжелевшими от снега лапами, а ближе к реке начинается «частокол» вызывающих жалость тонкостволых сосенок, лиственниц и осинок.

Первая наша остановка на горе Батько (963-й км), здесь, как и на всем протяжении нашего пути, Вячеслав Владимирович терпеливо и обстоятельно отвечает на все вопросы журналистов.

С высоты и как раз благодаря припавшему к земле стланику виден вдалеке один из жилпоселков строителей трубопровода, ветка нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», довольно близко сходящаяся на противоположной сопке с нитью «Силы Сибири», которая, пройдя под ФАД и железнодорожным полотном, оказывается у наших ног в виде заснеженной траншеи – так она выглядит снаружи после обваловывания и технической рекультивации. Это и ближайшая к райцентру точка нахождения трубопровода, от Алдана это место отделяет 30 километров.

Стоит отметить, что в Алданском районе расположена наивысшая точка магистрального газопровода – на уровне 1 300 метров выше уровня моря. Но, несмотря на все трудности, строители справились со своей задачей, газопровод лежит на проектных отметках, свидетельствуют специалисты. При укладке трубопровода нередко приходилось срезать сопки либо наоборот досыпать какие-либо участки.

Как и во всей Якутии, в нашем районе помимо заболоченных мест присутствуют и скалистые грунты. Поэтому проектом предусматривались участки, где при подготовке траншеи для прокладки трубопровода использовались взрывные работы. Дабы не повредить изоляцию трубы, устранить острые глыбы, оставшиеся после разработки экскаваторами, настилается «постель» из песка. Песок для подушки подготавливался специальными установками.

За Алданским ЛПУМГ закреплено 433 км магистрального трубопровода, а также КС-3 Амгинская. Строительство свыше 400 километров газопровода, в том числе почти на всей территории Алданского района, осуществляет ООО «Стройгазконсалтинг». Часть работ – на протяженности в 61 км – до границы с Нерюнгринским районом ведет ООО «Нефтегазстрой». В период интенсивного строительства ООО «СГК» было развернуто одновременно 6 жилых городков строителей, трудились до 6 000 человек для одновременной работы 4 технологических потоков.  Стройка идет в круглосуточном режиме и независимо от погодных условий, рассказал заместитель генерального директора по производству ООО «Стройгазконсалтинг-1» Максим Зимин.

Трубопровод сваривают в так называемые плети комплексами автоматической сварки. 

– Системы автоматизированной сварки CRC специально разработаны для поточной сварки. Это сложная технология, требующая от людей высокого профессионализма, опыта работы: выстраивается поток, устанавливается несколько палаток, в каждой из которых происходит определенный технологический процесс – подготовка под сварку, сварка корневого шва, заполняющих, облицовочных слоев, предварительно осуществляются сопутствующие подогревы. От стыка к стыку происходит перемещение комплексов, и каждый выполняет свою определенную функцию. Отдельные бригады ручной дуговой сварки осуществляли работы по проходу трубопровода через автодорогу, – пояснил Максим Геннадьевич.

 

Проверка на дорогах

Вновь загружаемся в вахтовку, любуемся видами в ожидании очередной остановки, разговаривать внутри машины практически невозможно. Проезжая по тайге, обращаешь внимание, что, хоть и нарушает тишину вековой тайги рев многочисленной техники, снег испещрен следами зверушек. Не большой следопыт, могла точно определить только заячьи, но встречалось и множество других.

Следующей нашей остановкой стал участок, где будет находиться узел приема очистных устройств. Это уже совсем недалеко от конечной точки нашей поездки – реки Алдан. УПОУ выполняют функцию очистки, дефектовки участков повышенной категории и ставятся в основном как раз на подводных переходах. Такие узлы располагаются также на компрессорных станциях. Работают они так: вначале запускается внутритрубное очистное устройство, чтобы избавить внутреннюю поверхность газопровода от возможных загрязнений. Затем начинает работу дефектоскоп, который из камеры запуска приходит в камеру приема, и через 2 недели можно получить экспресс-анализ, а через 3 месяца – полный отчет обо всех дефектах трубопровода. Благодаря работе таких устройств планируются текущие и капитальные ремонты, не остаются без внимания те или иные отклонения от норм эксплуатации.  

Здесь же перекинулись несколькими словами с одним из строителей трубопровода – оренбуржцем Николаем. На трудовой вахте здесь большинство занятых на таких работах, это жители Сибири и других регионов страны. Николай – монтажник, рассказал, что приехал сюда недавно, впервые, живет в поселке строителей. На вопрос о причинах, побудивших отправиться на Крайний Север, отвечает стандартно: «Нет дома работы, вернее, есть, но с весьма скромным доходом. Большие федеральные проекты дают возможность достойного заработка». Пока, даже несмотря на морозы, настрой у него весьма позитивный.

 

Строптивый батюшка-Алдан

Проехав по красавцу-мосту (этот переход через Алдан был сдан совсем недавно — в 2015 году), спустя время оказываемся непосредственно на берегу реки, где происходит доработка дна траншеи для укладки резервной нитки трубопровода. Наличие основной и резервной нитей на подводно-технических переходах продиктовано нормами проектирования на случай чрезвычайной ситуации. Основная ветка по дну Алдана уложена, на ней уже идут испытания, подъем давления.

Ширина реки здесь – 390 метров, глубина – 9. Трубопровод под водой будет уложен так же, как и на суше, в траншее глубиной не менее трех метров. Сквозь гранит, выстилающий русло реки, можно было проложить ее исключительно с помощью взрывных работ.

Так как после контрольных промеров при подготовке к укладке резервной ветки водолазами были выявлены небольшие отклонения, сейчас ведутся работы, которые должны скорректировать участок до проектных норм. Разработка идет механизированным способом. На участке работают краны-трубоукладчики, буровые установки, экскаваторы, один из них повышенной мощности с 18-метровой стрелой.

Ришат Фаридович Садриев, директор ООО «Подводтрубопроводстрой», которое ведет строительство подводного перехода, считает, что из всех подобных участков на «Силе Сибири» переход через Алдан – самый сложный. Работы здесь начались еще два года назад. Необходимость постоянно вести взрывные работы и климатические условия внесли коррективы в планы подводников.

Он рассказал также о том, как происходит протаскивание и укладка трубопровода при проходе его по дну реки. Когда дюкер (участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки)  попадает в воду, его держат на плаву так называемые поддерживающие понтоны. Как только подходит время опускать трубу – понтоны убираются, и она ложится в траншею. Чтобы труба не всплывала, она будет утяжелена чугунными грузами.

Следует отметить, что еще два перехода – через реки Амгу и Туолбу – полностью завершены, на Лене также остается довести резервную нитку, строители планируют закончить работы на оставшихся двух объектах в августе следующего года.

Поделиться:

Добавить комментарий