Дом, наполненный теплом

В 2020 году отмечается особая дата для коллектива Центра семейного устройства Алданского района, многочисленных выпускников учреждения – 90-летие со дня образования в Алданском районе дома для детей-сирот.

Старейший работник дошкольного образования, воспитатель детского дома Людмила Васильевна Диброва так вспоминает события, происходившие в истории учреждения в середине прошлого века: «Строительство дошкольного детского дома началось в 50-е годы ХХ века. В феврале 1960 года дошкольная группа была выделена в самостоятельное учреждение из состава детского дома. Заведующей назначена Антонина Ивановна Середа, проработавшая в этой должности до 1962 года, ее сменила Зинаида Васильевна Сутормина.

Я пришла работать в детский дом в 1969 году. Заведующей в то время была Елена Степановна Голубаева. С 1975 года она  продолжила свою трудовую деятельность  в детском доме в качестве логопеда.

Здание детского дома находилось на улице Укуланской (50 лет ВЛКСМ). Оно было деревянным, отапливалось дровами, чуть позже – котельной от конторы РСУ. Территория была огорожена, перед зданием была детская площадка и веранды для каждой группы, где в теплое время года дети принимали пищу, пили чай на  воздухе, играли. Питьевая вода была привозная, на кухне стояла печка, на ней готовили пищу. В ночь дежурили две няни, которые рано утром начинали топить печи, кипятить воду для приготовления пищи. Умывальники были ручные, туалет приспособлен. Каждую неделю  детей возили в городскую баню.

Воспитателями работали Нэлли Васильевна Просункова, Светлана Дмитриевна Марчукова, Галина Лановая. Помощниками воспитателей трудились Любовь Васильевна Котлова, Людмила Васильевна Подерина, Наталья Викторовна Солдатова.

В детском доме работало три группы по 25-30 человек, комплектовались группы по возрасту из числа детей от трех до семи лет. Был медицинский кабинет, работал один медик, в тяжелых случаях отправляли детей на лечение в детское отделение.  

В 1975 году на должность заведующей была назначена Вера Ивановна Кривцова, проработавшая  до 1977 года, ее сменила Надежда Григорьевна Кузякова. Обязанности заведующей затем исполняла Мария Алексеевна Козлова.  

В середине 70-х годов прошлого века в детском доме приступила к работе молодой специалист учитель-логопед Альбина Иннокентьевна Марченко, которая впоследствии явилась инициатором создания и организатором логопедической службы в районе.

В это время  была проделана большая работа по благоустройству: сделаны туалетные комнаты, отопление, на кухне установлена электропечь. В это же время появилась киноустановка, показывали детям кинофильмы и мультфильмы. Дети посещали  городские мероприятия, стадион, библиотеку».

В августе 1988 года произошло слияние дошкольного детского дома со школой-интернатом. На 3-м этаже каменного благоустроенного здания на улице Калинина разместилось дошкольное отделение, где   проживали дети от рождения до семи лет. Группа «Малютка» приняла детей раннего возраста,  в группе «Солнышко» воспитывались дети среднего дошкольного возраста, в группе «Мечта» – ребята от пяти до семи лет. Каждая группа стала располагаться в отдельном помещении, состоящем из игровой комнаты, спальни, раздевалки, туалетной комнаты.

Из воспоминаний И. В. Привалихиной, музыкального руководителя: «В 1984 году я пришла работать в дошкольный детский дом, который находился на ул. 50 лет ВЛКСМ, и попала в дружный сплоченный коллектив, где все сотрудники были как одна семья и трудились для детей и ради них. После слияния со школой-интернатом весь состав педагогов и детей был переведен в новое светлое благоустроенное здание по улице Калинина. Сколько было радости! Детей было много, но педагоги старались создать для них условия, приближенные к домашним. Устраивали незабываемые праздники с подарками и выездами в город. Сами шили костюмы, готовили атрибуты к праздникам, по возможности забирали детей домой на выходные. Это самые лучшие и светлые годы моей трудовой деятельности  в замечательном и по-настоящему семейном детском доме».

Сегодня невозможно перечислить всех, кто отдал работе  в детском доме не один десяток лет, тех, без кого детский дом не развивался бы, не двигался бы вперед. В разное время работали  воспитатели Светлана Дмитриевна Марчукова, Галина Юрьевна Полтарокова, Гузалия Фаязовна Клюева, Ольга Александровна Матвеева, Татьяна Васильевна Никифорова, Людмила Семеновна Мысева, Татьяна Николаевна Орехова, Инна Владимировна Арцых, Любовь Александровна Клишина, Лариса Николаевна Скоробогатько, Инна Медведева, Галина Васильевна Дебелова, Наталья Александровна Кислякова, Галина Ивановна Михайлова, Людмила Михайловна Курбатова, Людмила Васильевна Диброва, Татьяна Николаевна Костюченко, Татьяна Михайловна Белова, Татьяна Валерьевна Бражникова, которые стремились наполнить повседневную жизнь детей интересными играми, делами, идеями, вовлечь каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовали  проявлению жизненной активности детей, а также  помогали приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Галина Васильевна Дебелова – воспитатель с большим стажем работы с дошкольниками. Большой любитель природы, в своей педагогической деятельности она уделяла внимание  нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников  средствами природы. По ее твердому убеждению, природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнью.

Галина Васильевна проводила большую работу для ознакомления дошкольников с природой: в комнатах были созданы уголки природы, организовано наблюдение за явлениями природы, весной устраивались на подоконнике мини-грядки, зимой дети ухаживали за комнатными цветами, летом за клумбами. Воспитатель с детьми неоднократно принимала участие в районных выставках-ярмарках среди пришкольных участков, и они неоднократно становились их победителями.

Людмила Васильевна Диброва – профессиональный, компетентный педагог, имеющий 50-летний стаж работы в дошкольном отделении Алданского детского дома. Не одно поколение детей воспитала и выпустила из стен детского дома Людмила Васильевна. Сочетание чуткого отзывчивого отношения к детям с требовательностью в интересах ребенка – отличительные качества педагога. По мнению Людмилы Васильевны, любовь к детям детского дома это не сюсюкание, а обоюдный труд, помогающий детям получать те навыки, которые будут нужны им в дальнейшей жизни. Наставник и помощник для многих молодых коллег, она являлась примером преданности выбранной профессии. Многие ее выпускницы в дальнейшем связали свою жизнь с профессией воспитателя. Всегда доброжелательная, тактичная, незаменимый участник во всех развлекательных мероприятиях, она пользовалась заслуженным авторитетом у коллег и воспитанников.

Наталья Александровна Кислякова развивала у дошкольников приоритетные направления: личностные и физические качества, заботу о сохранении здоровья, давала основы гражданского и патриотического воспитания, занималась с детьми трудовыми навыками, помогала в социализации и общении, а также в проявлении творческого воображения. Представляла инновационный опыт на уровне района, республики, РФ. Проводила различные исследования, мониторинги по состоянию здоровья, воспитанности, развитию детей старшего дошкольного возраста.

Педагог использовала отечественный опыт специального обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разрабатывала и внедряла программы, педагогические технологии воспитания и развития в своей группе. Главным в своей деятельности считала умение выявить и взрастить лучшие задатки каждого воспитанника и тем самым способствовать формированию и развитию его индивидуальности.

Любовь Александровна Клишина начала свою трудовую деятельность в детском доме  20 лет назад. В своей работе большое внимание уделяет способам оптимизации взаимодействия педагога с детьми, ведь именно в дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного опыта в этот период зависят от воспитателя. Педагогу помогает использование сказкотерапии и игр, которые учат воспринимать, чувствовать, любить и оценивать. Любовь Александровна считает: чтобы добиться результатов в работе и сделать детей счастливыми, нужно быть профессионально компетентным, постоянно пополнять свои знания, иметь активную жизненную позицию, а, самое главное – понимать и любить своих воспитанников.

Художественно-эстетическому воспитанию уделяла внимание музыкальный руководитель Ирина Викторовна Обухова. Целью своей педагогической деятельности ставила развитие творческой, созидающей личности ребенка. Педагог всегда стремилась находить новые решения различных педагогических задач, систематически знакомилась с новинками педагогической литературы, изучала передовой педагогический опыт. Регулярное использование информационно-коммуникационных  технологий, создание собственных учебно-методических пособий и внедрение их в практическую деятельность повышало качество организации образовательного процесса, делало процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным.  Ирина Викторовна учила воспитанников  слышать и понимать музыкальные произведения в такой форме, которая помогала им проявлять свою самостоятельность и индивидуальность. Вместе с воспитанниками принимала активное участие в различных районных мероприятиях и  конкурсах.

Эффективность и успешность развивающей работы с детьми зависит от преемственности всех специалистов, работающих в группе. В тесном содружестве с воспитателями учителя-логопеды Нина Николаевна Фролова, Наталья Николаевна Алейникова, Наталия Георгиевна Бугай грамотно выявляли уровень речевого и познавательного развития детей и поэтапно строили коррекционно-развивающий процесс с учетом личностно ориентированного подхода к каждому ребенку. Правильно организуя предметно-развивающую среду, коррекционные занятия, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, логопеды в тесной связи с педагогами стимулировали развитие коммуникативных отношений, инициативности, уверенности детей в свободной деятельности и на занятиях, готовность к обучению в школе старших дошкольников.

Грамотный специалист, демонстрирующий высокие показатели динамики речевого развития, Нина Николаевна  Фролова впоследствии была назначена специалистом Департамента образования, председателем районной психолого-медико-педагогической комиссии.

Избежать многих трудностей и отклонений в ходе психического и личностного развития детям помогала психолог Наталья Александровна Пак, которая проводила работу по повышению уровня осознания детьми нравственных норм поведения, по профилактике и коррекции негативных тенденций социально-эмоционального развития детей и  развитию социально-эмоционального благополучия каждого ребенка.

В целях эффективного воспитания и оздоровления маленьких воспитанников группы раннего возраста «Малютка», с учетом особенностей их здоровья, специфики раннего возраста, администрацией детского дома во главе с директором Фаиной Андреевной Антиповой было приобретено современное высокотехнологичное специализированное оборудование – сенсорная комната, при использовании которого повышалась эффективность любых коррекционных мероприятий и сокращались сроки достижения положительного эффекта. Это оборудование было особенно полезно для малышей, имеющих неврологические отклонения, а также  для улучшения качества жизни здоровых детей, да и просто в этой комнате дети радовались и были счастливы.  Сенсорная комната включала сухой бассейн, фиберооптический подвесной модуль, световые трубки и панель с пузырьками, вращающийся зеркальный шар, генератор запахов для ароматерапии, ковер «Млечный путь», игровое тактильное панно.

Первые занятия в сенсорной комнате с детьми раннего возраста  проводила педагог Алена Андреевна Сахно. Коррекционный педагог дошкольного отделения Татьяна Николаевна Орехова, изучая особенности детей старшего дошкольного возраста, совместно с психологом Анастасией Сергеевной Клюевой продолжили использование возможностей сенсорной комнаты для  обеспечения и сохранения психологического и эмоционального благополучия детей, умело применяя свои знания в работе с детьми разных возрастных категорий.

В 2008 году молодым специалистом начала свою деятельность учитель-логопед Елена Степановна Дрогальцева, педагог с ярко выраженным новаторскими устремлениями. За время работы зарекомендовала себя грамотным, творческим, увлеченным, исполнительным специалистом, способным к решению нестандартных задач. Имея глубокие разносторонние знания по дошкольной педагогике, совместно с коллегами активно создавала и разрабатывала педагогические новации. Принимала активное участие и была организатором  общественных мероприятий коллектива, методических мероприятий города. Награждена знаком «Гордость Якутии», на районном конкурсе «Сердце отдаю детям» заняла почетное 2-е место. В настоящее время возглавляет коллектив детского сада «Ромашка» г. Алдана.

Методическое руководство учебно-воспитательной работой дошкольного отделения многие годы осуществляла Татьяна Николаевна Орехова – грамотный, ответственный специалист, глубоко переживающий за свою работу. Основным направлением деятельности методиста является организация работы дошкольного отделения, создание условий для формирования личности ребенка, поддержания здоровья и индивидуальности каждого воспитанника, а также ответственность за выбор программы, которая должна эффективно повлиять на развитие и воспитание детей. 

Н. Бугай,

отличник образования РС (Я).

Фото  предоставлены  автором.

Поделиться:

Добавить комментарий