Top.Mail.Ru
Гузалия Клюева: «Воспитывать личность можно только любовью» |

Гузалия Клюева: «Воспитывать личность можно только любовью»

14 ноября в календаре профессиональных праздников отведено Международному дню логопеда. Сфера деятельности этого специалиста не ограничивается исправлением произношения отдельных звуков, она охватывает гораздо более широкий спектр задач по оказанию помощи людям, страдающим от врожденных физических отклонений речевого аппарата, а также имеющим проблемы с речью и правописанием, вызванные разными факторами. Услуги узкого специалиста становятся все более востребованными, педагоги говорят о растущем числе детей с задержками и проблемами в речевом развитии.

Отмечая праздничную дату, профессиональное сообщество готовит мероприятия, которые ориентированы на повышение квалификации специалистов: назначают мастер-классы, НПК, тренинги. Логопедические недели стали традиционными и в Алданском районе, а принять участие в играх и занятиях, которые готовятся по этому случаю, приглашаются не только воспитанники, но и родители. Одно из подобных занятий провела на днях в детском саду «Дюймовочка» Гузалия Фаязовна Клюева, логопед дошкольного учреждения. «А ну-ка, девочки, а ну-ка, мальчики», где соревновались две команды, а в состязание вступили и детки, и их родители, – одно из многих необычных мероприятий, организованных педагогом в саду. 

«Я очень люблю такие праздники. Ребятишки на них раскрываются с неожиданной стороны, и порой родители даже  удивляются: они их такими не знают. Да и детям очень нравится, когда рядом с ними в саду папы и мамы», – делится логопед.

О том, что будет заниматься с детьми, станет педагогом, Гузалия твердо знала, когда сама еще была ребенком. Эту ее уверенность в выборе будущего профессионального пути подкрепили и «семейные обстоятельства»: Гузалия помогала родителям растить двух младших сестер.

Сейчас ее педагогический стаж уже без малого 30 лет. Большой отрезок профессионального пути связан с воспитанием ребятишек в детском доме, а 19 лет назад она получила специальное образование и стала учителем-логопедом. Рассказывая об этом событии, Гузалия Фаязовна отмечает, что очень благодарна Альбине Иннокентьевне Марченко, которая помогла начинающему молодому специалисту погрузиться в тонкости профессии и подготовиться к защите дипломной работы. «Восхищаюсь ее силой, знаниями, мощью, очень благодарна за возможность учиться у нее», – говорит Гузалия Клюева. К слову сказать, Биробиджанский государственный педагогический институт моя собеседница окончила с отличием. Более 10 лет после окончания вуза трудилась в школе № 1, помогая ребятам как логопед, а шесть лет назад, в 2013-м, Гузалия Фаязовна стала сотрудником детского сада «Дюймовочка».

Приобретая опыт, анализируя тенденции и систематизируя свои знания, Гузалия Фаязовна пока только в мечтах представляла открытие собственного центра, в котором могла бы помогать ребятишкам, имеющим речевые нарушения, а также направить усилия на развитие способностей малышей. «Когда работала в школе, ко мне приходили первоклашки, и я видела, с какими проблемами они чаще всего сталкиваются», – рассказывает Гузалия Фаязовна. Педагог понимала, как можно помочь ребенку подготовиться к школе, к новым требованиям и задачам, которые ждут маленького ученика. И жизненные обстоятельства в определенный момент подтолкнули к тому, чтобы эти мысли были воплощены в реальность. В 2011 году она открыла свой Центр коррекции и комплексного развития. Среди алданских родителей информация о «Талантиках» распространилась очень быстро. «Рекламных объявлений о своем центре с момента его создания мне давать не приходилось», – говорит моя героиня. Но по сей день мамы и папы знают: чтобы попасть на занятия к специалисту, нужно записываться заранее. Как правило, на курсах по подготовке к школе ребята занимаются по двое: так создается и необходимое ребятишкам соперничество, а педагог может полностью контролировать процесс обучения. Гузалия Фаязовна говорит, что при подборе таких пар старается учитывать особенности характеров и темпераментов детей, чтобы им было комфортно проводить вместе время. И нередки случаи, когда ребята начинают общаться и за рамками учебных занятий, нередко эта дружба продолжается на протяжении многих лет. 

Не менее востребована и та часть работы педагога, которая касается коррекции речевых и иных, связанных с ними, когнитивных нарушений.

«Ребятишек, которые нуждаются в логопедической помощи, сейчас, действительно, стало больше. Это связано с разными факторами, на ситуацию влияют и экология, и питание, и современный образ жизни, – рассказывает логопед. – Сдвинулись и рамки, которые определяют нормы появления речи у детей. Сегодня чаще приходится прибегать к использованию специальных инструментов, без них поставить произношение звуков у нынешних детей затруднительно». 

Самому юному посетителю центра Гузалии Фаязовны было всего… 9 месяцев. Конечно, в особой помощи малыш пока не нуждался. Мама на приеме у логопеда получила консультацию о нормах речевого развития, смогла убедиться, что у ее ребенка все в порядке. «И это очень правильно», – считает педагог. Популярное ныне раннее развитие детей она тоже считает вполне уместным, если оно действительно подобрано с учетом потребностей и возможностей ребенка. Гузалия Фаязовна отмечает, что сейчас родители вполне грамотно подходят к выбору и применению методик, которые способствуют развитию их малышей.

Было и несколько случаев в ее практике, когда за помощью в исправлении дефектов речи обращались взрослые мужчины. Необходимость в этом возникла у них из-за предстоящих публичных выступлений. И хотя Гузалия Фаязовна подчеркивает, что работает только с детьми, однако в помощи обратившимся к ней молодым людям отказать не могла. После упражнений с логопедом произношение «проблемных» звуков удалось поставить, теперь перед мужчинами стоит задача закрепить их в своей речи: к сожалению, взрослым сделать это куда сложнее, чем детям.

«Для нашего ребенка двухчасовое занятие пролетало, как одна минута», – прочитала я в книге отзывов о работе Гузалии Фаязовны среди десятков эмоциональных посланий от родителей ее воспитанников с благодарностью за успехи детей. И действительно, небольшое пространство кабинета, где проходит занятие, вмещает солидное количество специальных девайсов, чтобы заниматься здесь ребятишкам было в удовольствие. Работа, которую ребенку, безусловно, необходимо сделать вместе с педагогом, сочетается с многочисленными и разнообразными играми, в том числе и компьютерными, без которых сегодня уже не обойтись. А такое занятие, согласитесь, никогда не будет скучным!

Но кто будет спорить, столь интенсивная работа с маленькими непоседами даже самого активного и позитивного человека способна «выжать» и оставить без сил. Но для педагога, выбравшего дело по душе, рецепт восстановления бодрости и сил прост: «Да, бывает, что устаешь, но встречаешь ребятишек, которые тебе улыбаются, бегут навстречу, чтобы обнять, и усталость отступает», – говорит Гузалия Фаязовна.

Чтобы «переключиться» и подзарядиться, есть и еще несколько верных способов: для Гузалии Клюевой это увлечение танцами и спортом. Танцы, признается она, – это тоже воплощение мечты из детства. Некоторое время назад она была участницей хореографического коллектива «Шармант», но из-за возникших проблем с самочувствием это хобби пришлось оставить. Однако, не отказавшись от активного образа жизни, она выбрала занятия в спортзале под руководством фитнес-тренера.

Ирина ВИНОГРАДОВА.

Фото из личного архива

Г. Клюевой.

Поделиться:

Добавить комментарий