Готовы дойти до Аляски!

За последние 25 лет в России выросло новое поколение, были построены города, космодромы и мосты, заводы и нефтепроводы, сделаны научные открытия, но никакие потрясения не смогли стереть из памяти людей воспоминания  четвертьвековой давности – прибытие первого поезда в Алдан. В эту историческую дату – 19 декабря – в редакции газеты «Алданский рабочий» собрались люди, причастные к тем памятным дням.

–  На предприятии последние месяцы все жили ожиданием прихода поезда, в семьях постоянно обсуждали предстоящее событие, вместе и пошли на торжественный митинг, – вспоминает почетный работник железнодорожного транспорта РС (Я), ветеран строительства БАМа, начальник отдела труда и заработной платы АО «АК «Железные дороги Якутии» Т. П. Мокеева. – Времена были трудные, из-за нестабильного финансирования дорога продвигалась медленно, но коллектив был хороший, дружный, нацеленный на результат, в нем еще сохранилась бамовская закалка, благодаря которой стал возможным не только приход поезда в Алдан, но и дальнейшее строительство железной дороги.

Утро 19 декабря 1992 года выдалось морозным, но, несмотря на погоду, митинг собрал тысячи алданцев, которые хотели своими глазами увидеть, как по железной магистрали в район придут перемены. С тех пор поезд, железная дорога, гудок тепловоза стали обычным явлением, а у счастливчика, возможно, до сих пор хранится главный приз лотереи, разыгранной в тот день.

– Мы посмотрели на складах и оказалось, что самым ценным там была бензопила «Дружба», – смеется А. Н. Дудников, хорошо известный не только в районе, но и в России  железнодорожный строитель, заслуженный строитель Российской Федерации, депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). – Тогда тысячу листовок – своеобразных лотерейных билетов – сбросили с вертолета, среди которых десять были призовыми.

Александр Николаевич обратил внимание, что сейчас неоправданно забыта остается руководящая роль партии в те годы, ведь именно партийное руководство четко координировало все процессы, связанные со строительством железной дороги, и во многом укладка «золотого звена» стала возможной благодаря взаимодействию хозяйственных и идеологических работников. А. Н. Дудников вручил памятную награду, приуроченную к 40-летию строительства БАМа, В. И. Ситникову, в 90-е годы работавшему I секретарем Алданского РК КПСС. «Приходу поезда предшествовала большая работа среди предприятий транспортных строителей, – отметил Валентин Иванович. – Мне помог опыт, приобретенный в Нерюнгри, где уже было железнодорожное сообщение, там я курировал стройку и участвовал в принятии решения о передислокации в Алдан. Райкомом был предоставлен режим наибольшего благоприятствования строителям, неоднократно проводились совещания по выбору места расположения поселка, оказывалась помощь в создании социальной инфраструктуры — открывались магазины, почтовое отделение, проводилась телефонная связь, быстро решались вопросы с возведением школы, которая была построена за восемь месяцев. Сегодня можно сказать, что процесс становления микрорайона Солнечного прошел безболезненно». Позднее В. И. Ситников в качестве заместителя директора ООО «Сахатрансстрой» принимал участие в строительстве железнодорожного вокзала станции Алдан.

Со строительством железной дороги связана вся жизнь ветерана БАМа, начальника службы капитального строительства АО «АК «Железные дороги Якутии» А. Г. Филиппова. На его памяти приход первого поезда в Беркакит, строительство первых домов в Солнечном. Сейчас подразделение Александра Георгиевича занято на реконструкции железнодорожных станций от Нерюнгри. «В связи с ростом объема перевозимых грузов возникла необходимость увеличения пропускной способности железной дороги, расширения подъездных путей, обслуживания и обеспечения деятельности инфраструктуры», – пояснил Александр Георгиевич.

Эстафету ветеранов железнодорожного транспорта с честью несут представители молодого поколения, дорога живет новыми надеждами и перспективами, в коллектив АО «АК «ЖДЯ» вливаются выпускники ДВГУПС, НГУПС, транспортного техникума (п. Н. Бестях).

По окончании Дальневосточного университета путей сообщения Алексей Местников, уроженец Хандыги, по распределению должен был поехать на станцию Юктали. К тому времени он уже обзавелся семьей, однако для супруги там не было возможности трудоустроиться, не было жилья и детского сада, и тогда А. Н. Дудников пригласил молодого специалиста на работу в Алдан. Сейчас Алексей возглавляет службу СЦБ, связи и информатизации АО «АК «Железные дороги Якутии», является многодетным отцом: «В компании большое внимание уделяется созданию условий для эффективной работы, повышения квалификации сотрудников, для полноценного отдыха и активного досуга. Сотрудники чувствуют к себе внимание со стороны руководства, а компания является гарантом стабильности и благополучия для их семей».

Инженер СЦБ, выпускница ДВГУПС 2016 года Людмила Слепцова родилась в Верхоянском районе, вот уже полтора года работает в компании, является заместителем председателя Совета молодежи АО «АК «ЖДЯ». Девушка отмечает, что перед Советом стоит задача быть внимательными к проблемам молодых сотрудников, поддерживать их инициативы, объединять и вовлекать в общественную жизнь коллектива.

Почти тридцать лет отдал работе на железной дороге старший дорожный мастер АО «АК «ЖДЯ», ветеран строительства БАМа, почетный работник железнодорожного транспорта РС (Я) В. К. Багазий, ему чаще всего приходится сталкиваться с выпускниками учебных заведений на своем участке. «Молодые путейцы приходят к нам с хорошей подготовкой, и работать с ними одно удовольствие», – подчеркнул Виктор Казимирович. – Если полюбишь железную дорогу, втянешься, почувствуешь «вкус» профессии, значит,  будешь работать».

Какими бы сложными ни были условия, транспортные строители всегда приходили на помощь к тем, кто в них нуждался. Учреждения образования, культуры Алданского района неоднократно обращались к ним с различными просьбами и всегда встречали понимание и поддержку.

В завершение встречи разговор коснулся перспектив строительства железной дороги.

– Технических сложностей нет никаких, – ответил А. Н. Дудников, – все дело в принятии политического решения. Республике необходим совмещенный мост через Лену, он сделает регион инвестиционно привлекательным и создаст экономические условия для его развития. Транспортные строители готовы идти до Магадана, а там и до Аляски рукой подать.

 

Елена ИВКИНА.

Фото О. Горбачевой.

За личный вклад в строительство населенных пунктов, возведение промышленных предприятий, объектов инфраструктуры и многолетний добросовестный труд памятным нагрудным знаком «Первостроитель Республики Саха (Якутия)» награждены:

БАГАЗИЙ Виктор Казимирович, старший дорожный мастер акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», ветеран строительства Байкало-Амурской магистрали, почетный работник железнодорожного транспорта Республики Саха (Якутия);

МОКЕЕВА Татьяна Павловна, начальник отдела труда и заработной платы акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», ветеран строительства Байкало-Амурской магистрали, почетный работник железнодорожного транспорта Республики Саха (Якутия);

ФИЛИППОВ Александр Георгиевич, начальник участка службы капитального строительства акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», ветеран строительства Байкало-Амурской магистрали.

Поделиться:

Добавить комментарий