«Горжусь тем, что работал в «АЯМтрансе»

Я приехал в Алдан в 1961 году и с этого времени навсегда связал свою жизнь с «АЯМтрансом». Начинал работать в Алданской автобазе дежурным шофером, а потом получил самосвал МАЗ-205 и возил руду с Нижнего Куранаха на Лебединскую золотоизвлекательную фабрику. 

Работали спаренными экипажами, то есть вдвоем на одном автомобиле. Первым моим спарщиком был Федор Долженков, а потом Иван Гусев. С ним мы проработали восемь лет, сначала на МАЗ-205, а потом на КрАЗ-256, и стали добрыми друзьями на долгие годы. В конце 1960-х я перешел работать в АТХ № 2, любил я рейсы, дальние дороги – чем дальше, тем лучше, технология была не по мне. В 1964 году меня и еще трех водителей отправили в Магадан на МАЗ-205 на капитальный ремонт. Выехали из Алдана мы в январе, морозы стояли сильные, а МАЗ-205 не был приспособлен для работы в условиях Крайнего Севера. Кабина холодная, рулевое тяжелое, намаялись мы тогда, намерзлись, кое-как дотянули до Чурапчи. Здесь машины моих товарищей окончательно сломались. Я доехал до Хандыги, и оттуда выслали за нами техническую помощь. Дальше до Магадана шел своим ходом, остальных тащили на буксирах артыкские «Татры». В Хандыге нас предупредили, чтобы мы ехали через Оймякон, так как на основной трассе много наледей, ехать опасно. В Оймяконе было минус 75 градусов, мы проскочили его без остановки до самой магаданской трассы и только тогда остановились отдохнуть. С таким жутким морозом мы, алданские, еще не встречались, ну а парням  Артыка это было не в новинку. Второй раз я побывал в Магадане в 1974 году. Я и Петр Бурдуковский отправились на ЗИЛ-130 за запасными частями для МАЗ-205. Рейс был удачный, без происшествий, обернулись за три недели.

В конце 1964 года пришла работать в диспетчерскую Альбина Павлова. Мне она сразу понравилась, я стал за ней ухаживать, и в апреле 1965 года мы поженились. С тех пор вместе идем по жизни вот уже более 50 лет. Вырастили сына и дочь. Они уже давно взрослые, нашли свою дорогу в жизни, у каждого семья, дети.

Работал я на разных автомобилях и на разных перевозках. Зимой завозили ГСМ на старательские участки комбината «Алданзолото» и «Джугджурзолото» по зимникам, а в остальное время – технические грузы, ГСМ для комбината.

Один рейс мне запомнился на всю жизнь. Было начало апреля, снег уже начал таять, командировка закончилась, и мы собрались возвращаться домой. И тут поступила команда начальника отдела эксплуатации А. П. Сорокиной перевезти срочно груз на Тырканду. Я и Володя Бугров на ЗИЛ-130, пять КрАЗов «наливников» с Чульмана и техпомощь отправились в этот последний рейс. До участка добрались  с трудом, зимник развезло, перевалы штурмовали с помощью технички и тракторов. Разгрузились и, не отдыхая,  отправились в обратный путь. Подошли к Тимптону, а там уже верховая вода. Открыли дверцы настежь, чтобы выскочить, если автомобиль провалится под лед, и двинулись через реку по воде. Ледяная вода в кабину заливается, а в голове одна мысль: лишь бы движок не заглох. Чудом выехали, только вот техпомощь нашу вода унесла.

В 1981 году я получил МАЗ-504 с капитального ремонта, перебрал его своими руками и отправились мы со своей «ласточкой» возить дизтопливо на Тырканду. Вместе со мной работали мои товарищи, классные водители Виктор Китаев, Паша Василевский, Гоша Хитрихеев, Илья Демидов, Николай Воронов, Степан Иванович Пономаренко. Все мы соревновались за первое место, старались сделать как можно больше рейсов. Особенно острая борьба разгорелась между мной и Пашей Василевским. В 1981 году он занял первое место по перевозке ГСМ по зимникам, и я дал себе слово, что в следующем году его обязательно обойду. И у меня получилось. О нашем  соперничестве моя жена даже написала стихотворение:

Ты, Паша, сильно не гордись,

Что в этот год ты фаворит.

И как ты, Паша, не вертись,

Я обойду тебя –  вот Юрка

                                     подтвердит.

Шофер ты, Паша, ясно, классный,

Да мы не хуже, тоже асы!

Так что не надо зазнаваться,

Давай с тобой соревноваться!

По итогам зимника 1982 года я был признан лучшим водителем с присуждением главного приза – автомобиля «Волга». А еще мне был выдан почетный путевой лист.

Вот так и работали. За машинами марки МАЗ-504 и КамАЗ-5410 были закреплены полуприцеп и цистерна 17 куб. м. Есть в наличии ГСМ – цепляем цистерны и возим ГСМ. Нет ГСМ – цепляем полуприцепы и возим технические грузы.

Последние 18 лет я работал на перевозке взрывчатых веществ в контейнерах с Беркакита в Нижний Куранах. Была у нас специализированная бригада по перевозке взрывчатых веществ и продукта 31 (ядохимикатов). Продукты 31 перевозили в специально оборудованных автовагонах. Бригадиром у нас был Николай Никифоров, а потом Равиль Нигматуллин. Работа ответственная и даже опасная. Поэтому здесь работали самые умелые и дисциплинированные водители: Геннадий Карелов, Володя Яковенко, Иван Агапов, Марат Толкумбаев, Сергей Стрига, Евгений Обушок, братья Николай и Виктор Кошелевы, Сергей Иванов. Работали дружно, план всегда выполняли, бригада была на хорошем счету.

Я гордился и горжусь тем, что работал в «АЯМтрансе». Все водители на трассе завидовали нам, аямовцам, ведь у нас были все условия для успешной работы. От Невера до Алдана было три наших автобазы и два ремпункта. В каждом пункте диспетчерская, техпомощь, теплые гаражи с ремонтной службой, шоферские со всеми удобствами, столовые. Сломался на трассе – придет техпомощь, дотянет до теплого гаража, ремонтная служба поможет исправить автомобиль.

Диспетчерская строго следила за режимом нашей работы. Отработал 12 часов, ставь автомобиль в гараж, а сам иди отдыхать – и без разговоров.

Вот так и отработал 37 лет за рулем, пользовался уважением и почетом, много раз награждался почетными грамотами, знаками «Ударник коммунистического труда», «Победитель социалистического соревнования», «За работу без аварий», награжден медалью «Ветеран труда», занесен в Книгу почета АП «АЯМтранс».

Здесь я встретил свою жену, приобрел верных друзей, здесь прошла большая и самая интересная часть моей жизни.

А. Белокопытов.

Фото предоставлены

Алданским

историко-краеведческим

музеем.

Поделиться:

Добавить комментарий