Генеральная репетиция магии, мистики и чудес

В прошлом году алданский Театр юного зрителя впервые присоединился к Всероссийской акции «Ночь в театре», открыв свои двери для зрителей в неурочное время и пригласив в таинственное закулисье. Эксперимент прошел с большим успехом. Разрушив привычную коммуникацию со зрителем, организаторы устроили путешествие-квест, задействовав под акцию самые таинственные уголки театра: зачарованные атмосферой лицедейства гости спускались и в «темное подземелье» – подвал, и поднимались на самый верх – тоже оказавшийся местом магическим и волшебным… И поняли – ночью в театре еще интересней!  «Весь мир – театр» – сказал Шекспир. Если верить великому драматургу, то День театра – праздник буквально для каждого. Нынешняя праздничная дата пришлась на среду, поэтому провести единственную в году ночь в театре алданцев служители Мельпомены пригласили 29 марта. Желающих оказаться в стенах ТЮЗа в столь поздний час было с лихвой – билеты разлетелись в два дня. 

А накануне состоялась гене-ральная репетиция, куда, решив приоткрыть завесу тайны, артисты пригласили своих друзей-театралов. Обычно этот процесс сокрыт от глаз стороннего человека. Из зрительского кресла происходящее на сцене вовсе не выглядит кропотливой и энергоемкой работой, а словно получается само собой. Так что посмотреть на процесс изнутри весьма любопытно…  В течение двух часов гости наблюдали за происходящим, заглянули в репетиционный зал, увидели, как взаимодействуют режиссер и артисты, как подключаются к этому процессу работники цехов. В общем, немного окунулись в театральную «кухню», «хлебнули» вкусного «бульона» и получили при этом массу эмоций и удовольствия.

В этом году тюзовцы решили подготовить тоже нечто особенное, развернув магическое действо «Ночи» лишь на двух площадках, где публику ждали и удивительные сюжетные линии, и новые формы общения, и много других сюрпризов. Стартовали сразу в фойе.

Тиканье часов, бой курантов, чарующие звуки скрипки…  Душа замирает в ожидании магии, мистики, чуда. Открывают программу ребята из «ТеМы».

– Вы выходите совершенно свободно и идете на свои места, – объясняет им задачу режиссер Евгений Гузман.

По задумке режиссера, выйдя с обручами, герои сегодняшнего пролога кладут их на пол, встают в центр и одновременно каждый начинает громко читать свой отрывок.

– Приблизительно в такой тональности… – слышатся советы режиссера. – Давайте попробуем.

– По какому праву вы вмеши-ваетесь в чувства князя ко мне? По какому  праву вы осмелились писать ко мне письма? По какому праву вы заявляете поминутно ему и мне, что вы его любите?.. – девушка напротив меня произносит это уже в третий раз, и все так же проникновенно.

– Ребята, не растягивайтесь, соберитесь, – это уже наставления актерам, шустрой змейкой обходя-щим читающих и тихо скрывающимся в зрительном зале. Следом за ними в зал приглашают и зрителей… Ра-бота идет.

И снова и сно-ва режиссерские правки напоминают, что это пока что только репетиция.

– Театр – это волшебство, его нельзя объяснить… Этот текст мы еще поучим, –  смеется  Евгений Гузман, ему и Ольге Зверевой предстоит вести праздничное шоу. Микрофон подхватывает Александр Ясень – у него музыкальный выход. «Мы в театре, и это счастье», – соглашается с актером готовая к экспериментам публика, не сомневаясь: впереди еще много фантастического! И всем сердцем уходит в  спектакль по одноименной пьесе Татьяны Комылиной «А на улице плачет дождь». Спектакль стал настоящим открытием. Трога-тельная постановка, цепляющая за нервы, щемящая душу и вызывающая эмоции, нарочито простые декорации, великолепное оформление света и потрясающая игра актеров – настолько реалис-тичная, что становится даже как-то не по себе.

Героини спектакля – ровесницы Маша (Ирина Афанасьева) и Настя (Арина Гузман). Семнадцатилетние девчонки не знакомы друг с другом, у каждой – своя жизнь, но в этой жизни одной так не хватает сейчас света, любви и маминой заботы, а другой материнская опека и забота доставляют только неприятности. Искренность, доброта и одиночество Маши, отчаяние, злость и оби-да Насти, их обнаженные души завораживали, наверное, каж-дого, заставляли проникнуться сочувствием, переживать за их судьбу и верить, что и для них «солнышко выглянет, и мир улыбнется». И радостно, что обе все-таки поняли: жизнь прекрасна, даже когда вместе с тобой плачет дождь за окном и рушатся надежды, главное –  нужно определить, что для тебя ценно…

Выдохнув от пережива-ний и переступив порог зрительного зала, погружаемся в эпоху позднего Средневековья. Еле слышные звуки шагов, шуршание платьев, мозаика масок, пасторальные мелодии, таинственность и лирика…  «Усердным взором сердца и ума во тьме тебя ищу, лишенный зренья. И кажется великолепной тьма, когда в нее ты входишь светлой тенью». Одни из самых таинственных творений Шекспира – «Сонеты» –пробуждают исключительно тонкие материи: ощущения, переживания, мечты. Разрушив привычные границы сцены, актеры театра «Образ» вовлекают публику в волнующий, практически бессловесный – за исключением, собственно, дюжины прочитанных сонетов – и очень трогающий спектакль о красоте, вечности, забвении, поисках и, конечно, любви.

Вырвавшись из очаровательного плена шекспировской лирики, с головой окунаемся в яркое фан-тазийное шоу. На сцене – синтез кабаре и эстрадно-циркового искусства. Welcome to Burlesque! – зазывают  вокалистки ансамбля «Нежность». Хотели праздник? Давайте веселиться! И гости делают это с удовольствием, особенно юная публика, оказавшаяся на репетиции. От души веселят всех перевоплотившиеся в фокусников артистки Ирина Афанасьева и Дарья Гужева и дарят море позитивных эмоций своим шариковым шоу.

На этой же волне позитива гости возвращаются обратно в фойе в предвкушении очередного сюрприза. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – уверяет народная мудрость. Но тюзовцы решили продемонстрировать обратное и вовлекли зрителей в нестандартный для них формат действа, пригласив на сценическую читку, – интересный ход знакомства зрителя с, возможно, будущим спектаклем. Никаких декораций и костюмов – только наше воображение, никаких заученных ролей – только артисты, сидящие на стульях, с листами пьесы современного американского драматурга Дона Нигро «Звериные истории» в руках. Читают с бумажки, и строчка за строчкой  текст оживает в речи артистов, являя нам образы и характеры персонажей – животных, говорящих о себе, своих тревогах и мечтах, и вызывая живую реакцию у публики, особенно юной, которая удивляется, хохочет и тут же спешит поделиться впечатлениями от услышанного. В общем, остроумный текст пьесы и безграничные возмож-ности интерпретации превратили театральные посиделки в очередной подарок зрителю.

И напоследок самое вкусное: премьера спектакля режиссера-постановщика Евгения Гузмана «Каштанка». Правда на гене-ральном прогоне публика его не увидела. Зато на следующий день счастливчики, успевшие приобрести билет на «Ночь в театре», сполна насладились незабвенной чеховской классикой…

Ольга ГОРБАЧЕВА.

Фото автора.

Поделиться:

Добавить комментарий