Гармонь и песня в борьбе за Победу

Прошло более семи десятилетий с тех пор, как история пережитой трагедии и достигнутой Победы живет с нами. Огромное значение в годы войны для поддержания боевого духа русского воина играли русская песня, русский танец и, несомненно, русская гармонь. Их можно назвать символами Великой Победы.

Великая Отечественная война ворвалась смерчем в судьбу каждого советского человека. Она разрушила планы, мечты. Начало войны сопровождалось небывалым ростом патриотизма, который в первую очередь нашел выражение в количестве заявлений о добровольном вступлении в ряды Красной Армии. Но нередко людей охватывало отчаяние, и тогда как нельзя кстати приходилось появление гармони. Гармонь по праву можно назвать боевой подругой, ведь она воевала вместе с нашим народом. Она воевала за дух солдат, воскрешала надежду вернуться в отчий дом.

Чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых могут рассказать их непосредственные участники. Их опыт, доставшийся дорогой ценой, не должен забываться, он должен сохраниться, потому что национальная культура – это память народа об историческом прошлом.

В фондах нашего музея хранится много вещевых источников, прошедших вместе со своим героем весь боевой путь.

Гармонь XIX века «Венка» русского строя принадлежала Александру Антоновичу Полецкому, ему она досталась от отца Антона Петровича Полецкого. Когда Александр Антонович служил в Красной Армии в 1923 году в Читинской области, гармонь была любимицей солдат. После армии Александр Антонович вернулся в г. Омск, где работал в затоне на реке Иртыш. Гармонь часто вместе с ним бывала в плавании в разных городах и странах. Была гармонь в Карской экспедиции на Севере, и в Германии он с ней никогда не расставался. Александр Антонович умер в 1971 году, и гармонь, в память об отце, была передана его дочери Галине Александровне Андреевой. 23 января 2008 года Галина Александровна передала эту семейную реликвию в музей, чтобы память об этом инструменте сохранялась и дальше. 

Баян (кнопочный аккордеон) Ranco Guglielmo, Италия, принадлежал Александру Тихоновичу Никитину. «Наш Теркин» – так звали однополчане Александра Тихоновича за его тонкий юмор, за умение моментально находить общий язык с человеком любого возраста. В короткие часы передышки между боями он брал в руки баян, подаренный ему командованием, и звучала музыка, поднимая настроение солдатам. В 1957 году, демобилизовавшись, он открыл в Алдане первую музыкальную школу, в которой руководил и преподавал по классу баяна.

Песни военных лет – это отдельная тема, но говоря о гармони, нельзя не сказать  и о песне. Прошло более 70 лет, но песни тех огненных лет понятны, они трогают душу своей прямотой, трагизмом и душевностью. Такие песни, как «Лизавета», «Застольная», «Огонек», «Землянка», «Синий платочек», «Темная ночь», «Потому, потому, что мы пилоты», «Пора в путь дорогу», «Катюша» исполнялись под гармонь и баян. Леонид Утесов говорил, что только песня обладает свойством приобретать массовый характер – это когда ее не только с удовольствием слушают в исполнении артиста, но и когда народ сам повсюду ее поет. «Военные песни звали в бой, скорбели о погибших, вселяли бодрость и напоминали о далеких любимых, дорогих, путь к которым идет через войну».

В экспозиции музея представлена фронтовая тетрадь песен военных лет Григория Андреевича Новиченко, который воевал в составе I и II Украинских фронтов и дошел до Берлина.

«Гармонь и песня на фронте творили чудеса: бойцы забывали о нечеловеческих тяготах, и тогда гармошка была для каждого женой и подругой, невестой и дочерью. И равны были перед нею и вчерашний новобранец, и бравый капитан со Звездой Героя». 

Эти интересные предметы стали историей, своеобразными свидетелями отгремевшей, унесшей миллионы человеческих жизней войны, именно они рассказывают нам о ней: от самых трудных – первых дней войны, до самого главного, великого дня – Победы, 9 мая 1945 года, и мы не вправе забыть великий подвиг наших отцов и дедов.

          А. Сапожникова,

 главный хранитель

Алданского историко-краеведческого музея.

Фото предоставлены автором. 

Поделиться:

Добавить комментарий