Выпускной из детства!

«К черту!» – на пороге лета в лексиконе старшеклассников столь емкий ответ – наиболее частый на пожелания «Ни пуха, ни пера!» В школах стартует пора выпускных экзаменов. Сегодня, 24 мая, учащиеся 9-х классов сдают иностранный язык, а спустя три дня в аудитории придут 11-классники-литераторы. Общероссийский график определен, а расписание у каждого выпускника будет индивидуальным – в зависимости от выбранных предметов. У кого-то между предыдущим и следующим экзаменами будет время для подготовки, а кому-то предстоит проходить тестирования едва ли не каждый день.

Единый государственный экзамен

Выпускные экзамены – главное испытание школьных лет чудесных. В 2019-м в Алданском районе ЕГЭ сдают почти 300 человек, из которых порядка 20 экзаменуемых составляют выпускники прошлых лет. Основной экзаменационный период продлится с 27 мая по 13 июня.

В этом году в Алданском районе вместо шести пунктов приема ЕГЭ будет пять: городская вечерняя школа пунктом приема экзаменов более не является. Сокращение числа пунктов связано с их оптимизацией и укрупнением. На трех пунктах – в городах Алдане и Томмоте, а также в поселке Нижний Куранах – ребята будут сдавать экзамены в режиме онлайн. В отдаленных населенных пунктах – в селе Кутана и в поселке Угоян – испытания пройдут в режиме офлайн. Знания по русскому языку и математике продемонстрируют практически все выпускники. К слову, у выпускников «царица наук» в этом году вызвала немало сомнений: согласно нововведениям, выбрать для сдачи можно было либо профильный, либо базовый уровень. Из 272 одиннадцатиклассников 123 будут сдавать «профиль».

В свете нововведений педагоги советовали ребятам выбирать профильный уровень: недостаточным или лишним он в любом случае не будет. Не помешала бы и усиленная подготовка к выпускным испытаниям. А Единый госэкзамен базового уровня по математике можно сдать в любой резервный день.

– Профильный уровень необходим для поступления в высшие учебные заведения, в средние специальные достаточно уровня базового, – пояснила заместитель начальника Департамента образования по Алданскому району Ольга Чмирь.

Гуманитарии в основной массе не стали задумываться о возможности усиленной подготовки: для поступления математика многим не понадобится вовсе. Ребят, собирающихся связать профессию с точными науками, нововведения также не обескуражили: решение математических задач профильного уровня они начали задолго до экзамена.

– Я сразу выбрал «профиль» и готовиться к нему начал с прошлого года, – рассказал 11-классник школы № 2 Андрей Медяник.

– Я с начала учебного года решаю тесты усложненного уровня. На четверку получается! – поделился одноклассник Андрея Сергей Большаков.

На распутье встали те ребята, которые с выбором вуза не определились. Школьники, решившие связать профессию с естественно-научной и социальной сферами, также задавались вопросом: какая математика понадобится?

– Конечно, «профиль» намного сложнее, я выбрал «базу», – признался ученик школы № 2 Владислав Сеялов.

В выпускном классе школы № 2 профильный уровень математики будут сдавать пятеро человек, остальные юноши и девушки выбрали базовый – высшая сложность «царицы наук» для поступления им не пригодится. Впрочем, нововведения заставили ребят еще раз взвесить все за и против.

– Конечно, ребята задумались, еще раз прикинули свои возможности, – рассказала классный руководитель 11-го класса школы № 2 Татьяна Чиркова. – Впрочем, особых сомнений и паники не было: свой выбор ребята сделали раньше.

С предметами для сдачи по выбору выпускники определились еще в феврале. Большинство алданских школьников в качестве дополнительных дисциплин взяли обществознание, биологию и физику. Литературу, как и в прошлом году, выбрали единицы, а вот количество химиков и лингвистов растет. В выборе дополнительных предметов ребята руководствовались в первую очередь требованиями поступления в высшие и средние специальные учебные заведения.

Государственная итоговая аттестация

Аттестаты о неполном среднем образовании в этом году получат почти полтысячи человек. Около двух сотен юношей и девушек планируют попрощаться со школой: ежегодно порядка 40 % 9-классников отправляются в средние специальные учебные заведения. Большинство ребят будущее связывают с техническими профессиями. В 2019-м продолжается тенденция последних лет.

– Ребята делают выбор осознанно, – отметила классный руководитель 9-го класса школы № 2 Ирина Довбий. – Они принимают решение продолжить образование в техникуме или колледже, поскольку видят себя именно в этой профессии.

Основной период сдачи экзаменов в 9-х классах продлится с 24 мая по 14 июня. Принципиальных нововведений в сдаче Государственной итоговой аттестации в этом году нет. Выбор выпускникам предоставляется относительно экзамена по истории. Ученик выбирает, будут ли в заданиях вопросы по истории XX века или нет. Такое методическое введение связано с дифференцированным подходом к образовательным программам.

9-классники, планирующие поступать в ссузы, для сдачи Государственной итоговой аттестации выбирают в основном точные науки. Ребята, которые отправятся в 10-й класс, наряду с алгеброй и физикой сдают предметы как естественнонаучные, так и гуманитарные. К слову, число сдающих физику в этом году снизилось. Большинство ребят выбрали обществознание, биологию и информатику, затем по популярности следует география. Впрочем, картина отдельно взятой школы может сильно отличаться от общей статистики. Так, в школе № 2 число «физиков» из года в год растет.

– Наши дети сдают экзамены неплохо, – рассказала педагог школы № 2 Юлия Устюгова. – Конечно, иногда не обходится без сложностей, но все проблемы решаются.

Предметная подготовка и моральная готовность

В выпускных классах большинство ребят все время посвящают подготовке к выпускным экзаменам. Ее, как известно, много не бывает!

– Ребята готовятся планомерно, степень самоорганизации довольно высокая – отметила классный руководитель 9-го класса школы № 2 Ирина Довбий. – Они посещают консультации и много времени уделяют самоподготовке – решают тесты, читают дополнительную литературу…

В последние месяцы и недели перед экзаменами интенсивная подготовка, помноженная на волнение, держала мальчишек и девчонок в неослабевающем напряжении. Впрочем, многие ученики старались этого не показывать. Не нужно бояться выпускных экзаменов! Об этом своим 9-классникам учительница истории Ирина Довбий говорила ежедневно. При желании можно подготовиться на отлично. А вот научиться сохранять спокойствие и самообладание в нетипичной ситуации сложнее.

– Очень важно, чтобы экзамен не стал для ребят неожиданностью, – говорит Ирина Александровна. – С 11-классниками в этом плане проще: сдача итоговых тестирований для них не нова. А вот у учеников 9-х классов все будет в первый раз. И наша задача – научить детей не бояться и не теряться!

Психологическая подготовка к экзаменам не менее важна, чем предметная. Тестирование в аудитории под прицелом видеокамеры – это, безусловно, стресс, который может привести к тому, что школьник растеряется и наделает ошибок. Кроме того, не столь страшен экзамен, сколь ожидание неизбежного. Групповые опросы, тренинги, анкетирование – в целях снижения тревожности и снятия напряжения с выпускниками планомерная работа велась с первых дней учебного года. В комплексной работе по формированию у подростков адекватного настроя к экзаменам весьма важна соответствующая атмосфера в семье. С родителями педагоги проводили беседы и оказывали консультативную помощь.

– Психологически готовить выпускников к экзаменам мы начинаем с сентября, – отметила педагог-организатор школы № 2 Ю. А. Устюгова. – Как показали исследования, особых проблем с моральной готовностью у наших ребят нет.

Время бояться прошло, говорят педагоги и родители ребятам в преддверии экзаменов. За последние месяцы школьники прошли десятки всевозможных тестирований, а лишние волнения только вредят. Экзамены всего лишь этап в жизни каждого человека, и его необходимо просто преодолеть! Пожалуй, самым сложным для ребят становится период ожидания результатов.

Татьяна Вахнина.

Фото С. Шипачева.

Поделиться:

Добавить комментарий