Top.Mail.Ru
Воздушный путь к Незаметному! |

Воздушный путь к Незаметному!

Золотой Алдан. Веками люди жили на этой благодатной земле, которая была богата пушными зверями, оленями, рыбой, но не знали, что их земля богата драгоценным металлом – золотом.

В 1923 году местный охотник, якут М. П. Тарабукин на ручье Незаметном нашел золото. О найденных на территории Алдана россыпях золота стало известно руководству ЯАССР. В 1924 году в Незаметном была создана первая старательская артель. Обескровленная Первой мировой войной, революцией и длительной Гражданской войной, доведенная до крайней нищеты Россия остро нуждалась в пополнении оскудевших золотозапасов. По этой причине добыче золота в Алдане придавалось особое значение. Для обеспечения золотодобытчиков Алдана руководством страны даже в те трудные годы выделялось достаточно продовольствия, одежды и прочего. Но полная транспортная изоляция Алдана и в целом Якутии не позволяла своевременно доставлять хотя бы часть необходимого для нужд работников артели.

Единственный путь выхода из тупикового состояния руководство республики видело в организации воздушного сообщения между Якутском и Алданом. Особо остро стоял вопрос строительства сухопутных аэродромов в Якутске и Незаметном (Алдане).

12 июня 1925 года была заложена укуланская пристань «Алданзолото» на правом берегу Алдана, а 14 июня состоялась закладка на левом берегу города Алданска, переименованного в г. Томмот. Он должен был стать новым центром Алданского округа.

В журнале «Хозяйство Якутии» № 1 1926 года А. А. Семенов, участвовавший в закладке города, пишет: «Город Томмот строится при впадении в Алдан речки Укулан, в густом сосновом бору. Город распланирован по типу городов-садов, с бульварами, аллеями по всем улицам и с двухсаженными полосами великого леса между усадебными участками. Летом 1925 года предполагается связать город Томмот воздушным сообщением на гидроаэропланах с Якутском и Иркутском», но первый самолет прилетел ранним утром 31 августа 1929 года.

Из акватории Якутского гидропорта поднялся одномоторный самолет на поплавковом шасси – «Юнкерс W-33» с опознавательным знаком «СССР – 177». Полет осуществляли: летчик, герой гражданской войны Маврикий Трофимович Слепнев, награжденный орденом Красного Знамени и орденом Красного Знамени Бухарской НСР, и бортмеханик Фабио Брунович Фарих. Погода была хмурая и ветреная. Машину, летевшую на высоте 200–300 метров, нещадно болтало. Наконец-то блеснули на солнце долгожданные воды Алдана, показались разбросанные вдоль берега дома, огороды. Это – Томмот. Произвели посадку на реке Алдан у города Томмота. Перелет от Якутска до Томмота длился 5 часов 50 минут. С экипажем прилетели заместитель начальника Сибирских воздушных линий Герасим Иванович Притулюк и председатель Алданского окружного исполкома Зайцев, а также везли первую авиапочту на Алдан.

В Томмоте экспедиции устроили короткую торжественную встречу. После небольшого отдыха взяли на борт заместителя председателя окрисполкома  В. Суханова и вылетели в сторону прииска Незаметного. Над прииском Незаметным и над Ороченом гидросамолет сделал несколько кругов, сбрасывая множество листовок с теплыми приветственными словами труженикам приисков.

Уже в сумерках экспедиция вернулась в Томмот. Оставив самолет под охраной, экипаж на единственной тогда в «Алданзолото» грузовой машине выехал из Укулана в Незаметный. Вся округа была взбудоражена прилетом первого самолета. Пять дней их катали и водили по шахтам, клубам, пекарням и конторам… Показывали все, чем был богат золотой Алдан. Несколько дней самолет летал над приисками, устраивал воздушные катания горняков, разбрасывал листовки. 9 сентября посадкой в Якутском гидропорту завершился изыскательский полет по замкнутому маршруту. ЦИК Якутии высоко оценил работу экспедиции, наградив Слепнева и Фариха грамотами.

В Незаметном экспедиция нашла место для сухопутного аэродрома. С 1930 года начался регулярный полет на Алдан гидросамолетов. В этом же году началось строительство небольшой сухопутной авиаплощадки. С 1931 года начало действовать регулярное воздушное сообщение между Алданом и Якутском, а в 1935 году в районе современного здания аэропорта была построена площадка для приема самолетов в основном зимой. Первым начальником аэропорта стал Василий Павлович Калинин, командированный из Хабаровска.

25 ноября 1935 года на алданскую землю приземлился первый самолет Р-5. Экипаж в составе летчика Аркадия Ивановича Романова, бортмеханика Михаила Тулупова и моториста Михаила Кириллова за зиму 1935–1936 гг., сделав около ста рейсов, доставил на Алдан 20 тонн груза и 96 пассажиров. Аэропорт Алдан выполнял важнейшую задачу по перевозке людей, доставке почты, грузов.

Летом 1941 года в Алдане началось строительство взлетно-посадочной полосы. Благодаря самоотверженному труду алданцев в июне 1942 года взлетно-посадочная полоса была готова к приему самолетов.

Сейчас аэропорт Алдан принимает в основном воздушные суда авиакомпании «Полярные авиалинии», размер ее флота состоит из 43 авиалайнеров: самолетов Pilatus PC-6, Diamond DA40 Tundra, Ан-26-100, Ан-3Т, Ан-24, Ан-2, Л-410 и вертолетов Ми-8Т и Ми-8МТВ.

В этом году исполняется 90 лет со времени установления авиатрассы на Алдан. Имена первооткрывателей не должны быть забыты!

Алданский

историко-краеведческий музей.

Поделиться:

Добавить комментарий