Top.Mail.Ru
Водителям фронтовых дорог |

Водителям фронтовых дорог

Вблизи Брянска, на 112-м км трассы Орел – Брянск – Витебск, на Осиновой Горке, установлен памятник воинам-водителям, павшим на дорогах Великой Отечественной войны. Именно отсюда, с Осиновой Горки, уходил на фронт сформированный в первые годы войны автобатальон, прошедший боевой путь от Москвы до Одера. Вблизи поселка на шоссе Брянск – Орел в 1968-м установлен первый в СССР памятник воинам-водителям (скульптор – лауреат Государственной премии Г. Ф. Мовчун, архитектор А. А. Гайдученя). Это первый и, возможно, единственный в нашей стране памятник воинам-водителям, выполнявшим свой долг перед Родиной на передовых позициях и в глубоком тылу. В 1979 году его реконструировали, сохранив прежний вид, одели в гранит. Благоустроили вокруг дорогу. А на противоположной стороне дороги на постаментах с двумя гвардейскими знаками встали две грузовые машины военных лет – 3ИС-5 и ГА3-АА. Обе машины приехали своим ходом к месту последней стоянки. В 2005 году снова были проведены ремонтные работы. По праздничным дням здесь многолюдно. К подножию памятника возлагают цветы. Их много. Это дань уважения, дань памяти водителям фронтовых дорог.  «Почти память погибших сигналом» – стоят на трассе предупредительные знаки. И все проходящие машины салютуют тем, кто погиб на дорогах Великой Отечественной…

Дороги войны… Трудные, опаленные, пропахшие горечью полыни в отступлении и осененные цветением полевых трав в победной поступи вперед. Разве забыть их фронтовикам, прошагавшим или проехавшим множество огненных верст? Никогда не забыть. Вот и наш земляк Петр Иванович Коршиков, видимо, помнил об этом до конца своих дней.

Родился он в 1919 году в одной из деревень Омской области. Был призван на фронт в 1942 году Алданским РВК. До убытия на фронт проживал в городе Алдане, в доме номер 40 по улице Горького. В Книге Памяти о Петре Коршикове содержатся минимальные сведения о дате призыва и наградах, жаль, что в музее нет его воспоминаний о дорогах войны. Чтобы хоть как-то сохранить память о воине-водителе, мы обратились к электронной версии Центрального архива Министерства обороны РФ. Вот что удалось  найти. Всю войну Петр Иванович прошел шофером 346-го отделения автороты штаба Забайкальского фронта (об этом свидетельствуют документы, найденные в электронном архиве ЦАМО). 2 июля 1943 года командиром 206-го отдельного линейного батальона связи был подписан акт о вручении Петру Ивановичу Коршикову в числе прочих бойцов  медали «За оборону Ленинграда». В этом многочисленном списке награжденных наш земляк числится под номером 103. Что же означала эта медаль для воина-водителя, участвовавшего в обороне Ленинграда в период его блокады?

Всем известно, что победа над немецко-фашистскими вой-сками под Ленинградом была достигнута ценой огромных потерь и лишений. В тяжелейших условиях блокады воины и трудящиеся осажденного города не только выстояли, но и вместе с войсками Волховского фронта разгромили врага под Ленинградом. В годы Великой Отечественной войны Ленинград был примером стойкости и несгибаемого мужества. Совершенствуя оборону города и готовясь к отражению ожидаемого летом вражеского штурма, Военный совет Ленинградского фронта и горком партии постоянно держали в центре внимания единственную фронтовую коммуникацию – путь через Ладожское озеро, значение которого для жизни и борьбы ленинградцев трудно переоценить. Анализируя исторические факты,  не так уж сложно определить роль воинов-водителей в обороне Ленинграда.  Во-первых, они выполнили совместно с моряками и речным пароходством одну из неотложных мер – эвакуацию женщин, детей и стариков. Хотя зимой 1941–1942 годов по Ладоге было вывезено около 555 тыс. человек, к началу июля 1942 ода в Ленинграде еще оставалось 1 100 тыс. жителей. Во-вторых, ценой своей жизни обеспечивали создание продовольственных запасов. В-третьих, содействовали обеспечению города топливом, увеличению численности и повышению технической оснащенности войск Ленинградского фронта. Успешное решение всех этих неотложных проблем в значительной степени зависело от усилий Ладожской военной флотилии, Северо-Западного речного пароходства и воинов-водителей.

Навигация на Ладоге открылась в конце мая и длительное время проходила при неблагоприятных метеорологических условиях. К тому же ладожская коммуникация постоянно подвергалась бомбардировкам вражеской авиации. Гитлеровская ставка приказала «сорвать эвакуацию Ленинграда всеми средствами, и особенно воздушными налетами на Ладожский район судоходства».

Противнику не удалось прервать ладожскую коммуникацию и задушить Ленинград голодом. Благодаря четкой организации погрузочно-разгрузочных работ, надежной защите коммуникаций, массовому героизму и самоотверженности моряков Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства, железнодорожников, автомобилистов и всех, кто нес службу на Ладоге, доставка людей и грузов осуществлялась бесперебойно и в небывало широких масштабах.

Всего за навигацию 1942 года Ленинград получил более 790 тыс. тонн грузов, половину которых составляло продовольствие. Значительная часть приходилась на различные виды топлива: было доставлено более 106 тыс. тонн угля, около 150 тыс. тонн горюче-смазочных материалов (в том числе более 34,5 тыс. тонн бензина, керосина и лигроина поступило по подводному трубопроводу). Общий же объем перевозок по Ладожскому озеру за время навигации составил около 1 100 тыс. тонн грузов и более 838 тыс. человек. Для пополнения Ленинградского фронта и Балтийского флота прибыли почти 290 тыс. военнослужащих. В город приехали также 20 тыс. гражданских специалистов.

Массовая эвакуация населения из города-фронта завершилась. Всего из Ленинграда в организованном порядке в период с 29 июня 1941 года по 1 апреля 1943 года было вывезено почти 1 750 тыс. человек. Это единственный в истории случай такой огромной эвакуации жителей из осажденного города.

Вглубь страны было вывезено около 310 тыс. тонн грузов, в том числе свыше 28 тыс. единиц промышленного оборудования (среди них более 22 тыс. различных металлообрабатывающих станков).

Подвиг героев Дороги жизни позволил создать значительные запасы продовольствия не только в Ленинграде, но также в Кронштадте, Ораниенбауме и на островах Финского залива, обеспечить работу ряда промышленных предприятий города, усилить боеспособность войск. Успешное завершение перевозок по Ладожскому озеру явилось, таким образом, одним из важнейших мероприятий по превращению Ленинграда в неприступную для противника крепость. Оно позволило также защитникам города на Неве начать подготовку к операции по прорыву блокады.

Участником и очевидцем всех этих событий был наш земляк Петр Иванович Коршиков, за что и награжден медалью «За оборону Ленинграда». Демобилизовался Петр Иванович в 1946 году, после чего вернулся в Алдан и трудился на предприятиях города. Ушел из жизни в 1971 году. Медаль «За оборону Ленинграда» была не единственной его наградой. Было еще две медали: «За победу над Германией» и «За победу над Японией».

София Шишикина

и Виктория Решетняк,

ученицы 7-го класса

СОШ с УИОП,

юнкоры школьной

медиастудии.

Поделиться:

Добавить комментарий