В 2017-м году порядка ста двадцати тысяч тонн всевозможных грузов перевозено силами транспортного парка ПАО «Селигдар». Каждый день спозаранку мощные машины с цементом, углем, реагентами, селитрой, взрывчатыми веществами, контейнерами и другим грузом, необходимым для бесперебойной работы золотодобывающего производства, устремляются к Самолазовскому, Межсопочному, Нижнеякокитскому, Подголечному, Рябиновому, Лунному ГОКам, а также на лесозаготовительный участок. Одновременно вахтовые автобусы перевозят людей к месту работы, а легковой автотранспорт решает каждодневные хозяйственные и административные задачи. Топливозаправщики в свою очередь обеспечивают горючим весь технический автотранспорт.

Организацией бесперебойного транспортного обслуживания подразделений ПАО «Селигдар» и предприятия в целом занимается отдел эксплуатации транспорта общего назначения. Его руководитель Максим Анатольевич Прокопьев работает в связке со старшим инженером Вадимом Гадимовичем Астановым. Специалисты службы занимаются решением каждодневных задач, направленных на  совершенствование работы транспортного подразделения предприятия, улучшение рационального использования автопарка, повышение его экономичности. Этим и обеспечивается выполнение производственных планов и поставка грузов на отдаленные участки золотодобывающего холдинга.

Не поспоришь, насколько важен труд тех, кто сидит за рулем автомобиля и за рабочий день (а длится он, бывает, больше двенадцати часов) доставляет грузы на несколько участков крупной золотодобывающей организации.

Утро водителя, за редким исключением, когда машине требуется передышка на ремонт, начинается с обязательного медицинского осмотра, получения путевки с указанием маршрута, по которому необходимо доставить груз. Шофер приезжает на место погрузки, а дальше – дорога, и, как сложится его день, зависит не только от умения и сноровки, но и от Ее величества удачи. Один на один с огромной автомашиной и дорогой водитель должен быть поистине профессионалом своего дела. Помимо умения сделать необходимый ремонт в случае поломки, шофер просто обязан обладать такими ценными мужскими качествами, как выдержка, самообладание, умение быстро действовать в различных стрессовых ситуациях.

Любая организация гордится своим костяком – людьми, отдавшими родному предприятию немалое количество лет, сил и времени.  Они – его опора. К сожалению, таковых в транспортном подразделении осталось не  много, и они, как оказалось при личном знакомстве, — мужчины довольно скромные, немногословные. Водители-трудяги, воспринимающие тяжелый физический труд как работу для настоящих мужчин.

Один из наших собеседников, старожил предприятия – Хайрилла Макамов – почти пятнадцать лет работает в ПАО «Селигдар». На заработки в Якутию из Киргизии приехал в 1981 году по комсомольской путевке, когда ему исполнилось 26. Сначала на большегрузной технике трудился на строительстве Байкало-Амурской магистрали, затем в старательской артели «Амга». В 2000-х перешел на работу в «Селигдар», где сел за баранку КрАЗа. Сейчас водитель Макамов работает на бортовом полуприцепе, ему доверена перевозка особо опасных грузов: цианидов, кислот, щелочей.

Ради достойного заработка и уважения родных и земляков ветерану золотодобывающего производства приходится мириться с вынужденной разлукой с семьей, которую он навещает в родном Оше после 9-месячной трудовой вахты в Якутии.  Во время недолгой встречи с родными по максимуму помогает жене, благо за годы работы в артели сумел отстроить большой дом, обзавестись внушительным приусадебным хозяйством. У Хайриллы Макамова четверо детей и десять внуков, которых работник холдинга обеспечил достойным и комфортным жильем. «Я – главный кормилец в семье.  А как же иначе? Работаю на севере России потому, что нет у нас в стране достойно оплачиваемой мужской работы», — говорит с сожалением и горечью наш собеседник.

 

За 15 лет работы в Алдане водитель из Киргизии адаптировался к суровому якутскому климату, и уже не так комфортно чувствует себя дома, где в основном бывает очень жарко. Делится, что стоит ему немного отдохнуть, и уже тянет на работу на север за тридевять земель в ставший родным за эти годы коллектив. Не удивишь Макамова встречами на трассах с таежным зверьем: лисами, зайцами, медведями. Словом, стала Якутия для водителя-южанина вторым домом.

Руководство артели и сослуживцы очень уважают ценного работника и замечательного человека, отмечая, что его машина марки КрАЗ всегда обустроена, ухожена. Хайрилле доверяют обучение молодежи, зная, что он всегда поможет, подскажет, сумеет разрядить обстановку смешной историей или анекдотом. Когда случается аврал на работе, наш собеседник всегда готов сесть за баранку, хоть порой и ворчит, для порядка возмущается. Невооруженным глазом видно, отмечает начальство, что работник глубоко понимает, как многое от него зависит, а потому и выкладывается на производстве по максимуму.

Любящий отец и дедушка мечтает увидеть правнуков, а еще — искренне желает богатства и процветания своей родной стране. Все-таки самое лучшее, откровенничает Хайрилла Макамов,  работать там, где твоя семья, твой дом, где тебя каждый вечер ждут любимые люди. 

Уверенность в себе и ощущение стабильности дала многолетняя трудовая деятельность в ПАО «Селигдар» Сергею Василевскому – старейшему работнику предприятия. А начинал он свою работу после службы в рядах вооруженных сил в начале 80-х годов прошлого века. Сначала пришел в АТХ-2, куда устремился вслед за отцом-водителем, затем трудился в старательской артели «Инагли», в  «Ассоциации строителей АЯМ». По примеру брата устроился водителем большегрузных автомашин в «Селигдар», где добросовестно трудится по сегодняшний день, перевозя на своей машине марки Mersedes топливо, цемент и селитру. 57-летний водитель воспитывает 2-летнюю дочь, видит в этом  дополнительный стимул к дальнейшей работе в золотодобывающей компании.

Такой же, как Хайрилла Макамов, немногословный и сдержанный, Сергей без энтузиазма рассказывал о себе, отмечая лишь то, что привык работать на совесть, и жизнь свою вне предприятия уже не мыслит.  Точно так же, как другие старейшие работники организации — А. Ямолкин, Н. Золотухин, А. Хаманов. Одно обидно, признаются аксакалы, молодежь на предприятии не задерживается, боится напряженной и ответственной работы. Нет у нее советской закалки, опыта выживания в постперестроечное время.

Ирина АНАНЬЕВА.

Фото автора, В. Астанова.