Top.Mail.Ru
Вечный часовой |

Вечный часовой

В Алдане на ул. Мегино-Кангаласской стоит памятник.  На высоком постаменте – ЗИС-5, один из первых грузовых автомобилей советского автопрома. Как он здесь появился и в честь какого события установлен, многие алданцы не знают.  А начиналось все в 1979 году.

В этот год АП «АЯМтранс» исполнялось 50 лет. Еще в начале года, задолго до юбилея, руководство предприятия создало организационную комиссию, которая занялась подготовкой к нему. Никто сейчас уже не помнит, кто озвучил гениальную идею об установке памятника первому автомобилю и проведении автопробега. В автопробеге должны участвовать все марки автомобилей, работавших в АЯМе в разные годы. Основная задача – повторить путь первопроходцев, пройти колонной с Б. Невера до Алдана, а впереди  – первый грузовой автомобиль 30-х годов.

АМО-3 не смогли найти, зато в Невере нашелся ЗИС-5. Неверские ЦАРМ получили задание отремонтировать автомобиль, чтобы его техническое состояние позволило пройти до Алдана. Именно он должен возглавить колонну автомобилей. Задача была выполнена качественно и в срок. Автопробег должен показать, как изменился транспорт за эти годы, труд водителя. На смену маломощным, не приспособленным к работе на Севере машинам пришли мощные, надежные, более комфортабельные. Своеобразный парад лучших марок советских автомобилей. Конечная цель пробега – постановка ЗИС-5 на постамент у аямовской трассы, напротив Управления АП «АЯМтранс», на вечную стоянку.

В автопробеге приняли участие автомобили: ЗИС-5, ГАЗ-52, ЗИЛ-130, МАЗ-205, КрАЗ-256, МАЗ-504, КамАЗ-5320, БелАЗ-548. За рулем этих автомобилей лучшие водители предприятия – Василий Архипович Шаповалов, Павел Иннокентьевич Станкус, Владимир Евгеньевич Гончарук, Николай Семенович Белоусов, Степан Иванович Пономаренко, Сафьян Гафиулович Гайнутдинов, Скарга. Начальником автопробега был назначен заместитель директора Виктор Михайлович Тембо, парторгом  – секретарь парткома Анатолий Петрович Куминов. За техническое состояние и безопасность движения отвечал начальник отдела эксплуатации Михаил Абрамович Пайкин. За организацию мероприятий, проводимых в пути, отдых участников пробега отвечали председатель профкома Михаил Семенович Татарников и руководитель художественной самодеятельности Владимир Иванович Солошенко. В состав агитбригады вошли самодеятельные артисты, работники предприятия – Геннадий Семенов, Лариса Солошенко, Владимир Бугай, Галина Новоселова, Сергей Мурашко, братья Унжаковы.

И вот он наступил, этот знаменательный день. Колонна автомобилей выстроилась у неверской автобазы, начальной точки автопробега. Проводить их собрались работники автобазы, ЦАРМ, жители поселка. Митинг открыл В. М. Тембо, с напутственным словом и пожеланиями доброго пути выступили начальник автобазы Н. Ф. Терехов, директор ЦАРМ А. Я. Шатаев. Выступление артистов восторженно приветствовали все присутствующие. Наконец, дана команда, и колонна двинулась в путь. Впереди 650 км нелегкой аямовской трассы.  

За рулем ЗИС-5, возглавлявшего колонну, легендарный водитель Василий Архипович Шаповалов в кожаной форме первых водителей АЯМа. Да, была такая форма, все кожаное – куртка, брюки, краги, фуражка. Ее бережно хранил все эти годы Василий Архипович. Вот она и пригодилась. Именно в ней пошел в свой последний рейс по аямовской трассе фронтовик, кавалер десяти боевых наград, участник взятия Берлина, передовой водитель, ветеран Шаповалов.

Представьте такую картину: впереди угловатый, с деревянной кабиной тихоход, а следом, как послушные дети, идут большие, мощные, скоростные автомобили, демонстрируя не свое превосходство, а оказывая глубочайшее уважение автомобилю-ветерану и его водителю, работавшему на таком вот машине в далекие 30-е годы.

Затем были остановки в Тынде, Нагорном, Чульмане, Малом Нимныре. В каждом населенном пункте колонну встречали сотни людей, работники «АЯМтранса» и просто  жители. Руководители пробега рассказывали об истории автопредприятия, его трудовых успехах и рекордах. С ответным словом выступали руководители местной власти, предприятий «АЯМтранса». Затем концерт и короткий отдых. И снова в дорогу. Автопробег медленно, но верно приближался к конечной точке своего маршрута. ЗИС-5 бодро катил впереди колонны. Он с честью выдержал долгий путь, да и остальная техника не подвела. 

И вот они, последние километры, впереди Золотой Алдан.

На площади перед Управлением участников автопробега встречали сотни горожан, они приветствовали их бурными аплодисментами, звучала музыка. Торжественный митинг, посвященный окончанию автопробега, открыла заместитель председателя горисполкома Г. М. Никитина. Начальник пробега В. М. Тембо доложил руководству АП «АЯМтранс» о том, что рейс прошел нормально, без происшествий, участники пробега здоровы. Многие выступающие говорили о той большой роли, которую сыграло автопредприятие в развитии Якутии, становлении и освоении Золотого Алдана. Был зачитан приказ о награждении всех участников пробега почетными грамотами и денежными премиями.

Наступила торжественная минута – ЗИС-5 установили на постамент, на свою вечную стоянку.

Более 40 лет стоит он у аямовской трассы, по которой идут и будут идти тысячи автомобилей, как в почетном карауле, встречая и провожая своих потомков. И кто бы ни ехал мимо памятника, остановись, водитель, посигналь ветерану. Отдай дань уважения тем, кто вот уже больше 90 лет в любую погоду выполняет свою обычную работу, везет грузы для Алдана, Якутии. Отдай дань уважения не только первым водителям, но и всем водителям этой суровой трассы.

А. Белокопытова,

ветеран АП «АЯМтранс».

Фото предоставлены

автором.

Поделиться:

Добавить комментарий