Top.Mail.Ru
Вехи истории – километры пути |

Вехи истории – километры пути

В апреле этого года ФКУ Упрдор «Лена» отметит свой 70-летний юбилей. Кажется невероятным, но еще 100 лет назад по привычному для нас маршруту узкой тропой неторопливо брели груженые верблюды. В преддверии важной даты представляем небольшой исторический экскурс по маршруту Невер – Якутск. 

DCIM\100MEDIA\DJI_0520.JPG

Еще в начале прошлого столетия самый большой регион нашей страны фактически находился в изоляции. Огромная часть Российской империи была попросту оторвана от граничащих с ней областей, так как протяженность единственного сезонного пути в Якутию по маршруту Иркутск – Якутск была достаточно велика и составляла 2 650 км.

Активное освоение природных богатств Южно-Якутского региона диктовало новой советской эпохе необходимость появления дороги, которая должна была связать Транссибирскую магистраль и прииски золотого Алдана.

В 1925 году начались работы по строительству грунтовой дороги от железнодорожной станции Большой Невер на Томмот. Масштабные изыскательские работы по трассировке будущей автодороги через п. Незаметный до реки Алдан дали старт  крупнейшей дорожной стройке. С поставленной задачей дорожники – первопроходцы Амуро-Якутской магистрали справились в кратчайшие сроки: летом 1928 года был дан сквозной колесный проезд от Б. Невера до г. Томмота и уже в сентябре 1928 года на берег реки Чульман впервые пришел автомобиль.

Автомобильная дорога А-360 «Лена» (Невер – Якутск), общая протяженность которой  1 157 км, проходит по территории двух районов Амурской области и четырем районам Республики Саха (Якутия). 

Трасса находится в оперативном управлении подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Лена», в задачи которого входит организация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодороги и искусственных сооружений, расположенных на ней.

Создание мощной золотодобывающей промышленности для СССР  было делом стратегической важности. Рост потребности приисков в техническом оснащении и обеспечении продовольствием  обусловил необходимость  строительства автомобильной дороги, пригодной для проезда тяжелых крупногабаритных машин. Перед руководством страны появилась новая, масштабная цель – строительство автодороги от Амура до Якутска.

В начале 1930-х гг. на участке Томмот – Якутск, за исключением последних перед Якутском 100 км, работы, связанные с прокладкой зимника, были завершены.

Работа дорожников в годы индустриализации, разрушительной Великой Отечественной войны и период послевоенного восстановления хозяйства осуществлялась фактически бесперебойно.

В апреле 1949 года дорога от Большого Невера до Томмота стала частью большой сети общегосударственных дорог СССР. Начинается история нашего Управления дороги, начинается новый этап в развитии дороги Невер – Якутск.

Динамика эпохи требовала максимальной мобилизации всех возможных ресурсов: бескрайний таежный океан заполнил гул ревущей техники. В течение нескольких лет паромные переправы на реках Тында, Чульман, Большой Нимныр заменили большие деревянные мосты. Дорожно-транспортные районы в городе Томмоте, селах Улу и Качикатцы активно выполняли поставленную Советом министров РСФСР задачу – проложить дорогу от Томмота до Якутска.

В кратчайшие сроки сквозь тайгу и болота неустанные труженики трассы прошли свои полтысячи километров, рапортуя 11 октября 1962 года в Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР о масштабной трудовой победе.

Производственная база дорожно-строительных районов, обеспеченная собственными асфальтобетонными заводами, камнедробильными базами и цехом по изготовлению железобетонных сборных конструкций, позволила дорожникам 1970–1980-х гг. реконструировать более 200 км дороги, а также перестроить временные деревянные мосты и соорудить новые, железобетонные.

Так, в 1971 году на смену паромной переправе через реку Амгу пришел мост протяженностью 327 метров. Введенный в эксплуатацию в 1987 году мост через реку Алдан позволил нашей автодороге получить статус единственной круглогодичной в Республике Саха (Якутия).

В тяжелые 90-е годы прошлого века Управление дороги Невер – Якутск не останавливало работу, ежегодно строя и ремонтируя десятки километров автомобильной трассы. 

В суровых климатических условиях Крайнего Севера несколькими поколениями дорожников была проделана тяжелая, титаническая работа, и сегодня автомобильная дорога А-360 – это 1 157 км комфортного круглогодичного пути. Молодой высококвалифицированный коллектив ФКУ Упрдор «Лена», руководствуясь фундаментальным опытом старшего поколения дорожных строителей, готов к реализации самых амбициозных и смелых задач на трассе Невер – Якутск.

Сегодняшний день определяет основные направления деятельности ФКУ Упрдор «Лена»: совершенствование приемов эксплуатации и содержания дорожного полотна, повышение потребительских свойств автодороги, внедрение интеллектуальных систем, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

Пресс-служба ФКУ Упрдор «Лена».

Поделиться:

Добавить комментарий