«Великой тропой» до Алдана

В 20–30 годах XX века в Якутии происходит коренной перелом в экономике, в структуре народного хозяйства, в социальном строе. С восстановлением мирной жизни после бурных революционных процессов стало возможным начать промышленное освоение  ранее необжитых территорий. В 1923 году, вскоре после образования Якутской автономной республики, на Алдане, в районе рек Томмот и Орто-Сала, золотопоисковая артель, возглавляемая Вольдемаром Бертиным, с помощью местного старателя Михаила Тарабукина на небольшом ключе Незаметном открыла богатейшее месторождение золота.

Кайлой и лопатой…

Разработка богатств Алдана представляла большие трудности из-за отдаленности приисков от железной дороги, полного бездорожья и необжитости района. Для развития золотодобывающей промышленности нужна была постоянно действующая дорога, которая связала бы золотой Алдан с Транссибирской железнодорожной магистралью и обеспечила его бесперебойное снабжение промышленными и продовольственными грузами, предметами горного оборудования. Для этого летом 1925 года было начато строительство Амуро-Якутской автомобильной магистрали с конечной целью довести ее до г. Якутска.

Трудно переоценить значимость этой дороги, названной когда-то эвенками «великой тропой», для развития и становления не только Алданского района, но и РС (Я) в целом.

В 1925 году были выполнены изыскательные работы. На дороге в первую очередь производилось осушение полотна, спуск сточных вод и строительство деревянных мостиков, чтобы сделать дорогу проезжей в летнее время. Были организованы околотки протяженностью 50–55 км каждый во главе с дорожным мастером.  На околотке работало 300–350  землекопов-сезонников, живших в палатках и балаганах. Строительство автомобильной дороги началось от переезда в п. Большой Невер, ширина полотна составляла 6 метров. Мосты строились с пропускной  грузоподъемностью 8–10 тонн. Дорожной техники никакой не было. Все  работы производились вручную при помощи кайлы, лома, лопаты. В 1927 году поступили первые два трактора в разобранном виде «Кейс» и «Интернационал». Позже поступила техника: тракторы «Коммунар», прицепные грейдеры легкого типа и  мотокатки «Коломенец». Первые попытки борьбы со снегом были сделаны на АЯМе в зиму 1929-1930 годов. Тогда применили американский двухотвальный снеговой плуг. 

Строительство началось и активно велось в 1928–1932 годах. АЯМ, соединившая Большой Невер и город Томмот, была сдана в эксплуатацию лишь в 1931 году. Протяженность этой магистрали составляла 744 км. Магистраль пересекла на своем пути три очень высоких горных хребта: Яблоновый на высоте 1 250 м, Холодникан – 1 000 м,  Эвоту – 1 360 м.

С 1958 по 1964 год работы велись на участке от Томмота до Якутска. В 1957 году дороге присваивается титул «Автомобильная дорога Большой Невер – Якутск», а управление  переводится в город Алдан.  В 1995 году на базе управления дороги была создана Федеральная дирекция Амуро-Якутской автомобильной дороги.

Архив «АЯМтранса» свидетельствует

26 августа 1929 года на основании распоряжения народного комиссариата путей сообщения СССР в ЯАССР было создано Управление «Якутдортранс».

В 1929 году в состав вновь созданного акционерного общества «Союззолото»  было включено Ларинское агенство «Союззолото». 3 ноября 1930 года Ларинское агентство «Союззолото» было передано в ведение всесоюзного «Цветметзолото».

В 1932 году агентство переименовано в «Ларинскую транспортную контору» и  передано в подчинение «Востокзолото» «Главцветметзолото». В 1933 году контора переименована в Управление «АЯМзолототранс» с той же ведомственной подчиненностью.

В 1934 году Управление «АЯМзолототранс» передано в подчинение Главного управления золото-платиновой промышленности «Главзолото». В 1936 году «Главзолото» передано в подчинение Народного комиссариата тяжелой промышленности, что повлекло за собой изменения в ведомственной зависимости Управления «АЯМзолототранс». В 1941 году создан Всесоюзный трест «Золототранс», в состав которого на правах Управления вошло «АЯМзолототранс».

В 1953 году Управление «АЯМзолототранс» входит в состав треста «Золототранс» «Главзолота» Министерства цветной металлургии в той же структурной последовательности.

В 1957 году Управление «АЯМзолототранс» вошло в состав Совнархоза Якутского административно-управленческого района. С января 1961 года Управление «АЯМзолототранс» переименовано в транспортное предприятие «АЯМтранс».

В 1965 году с упразднением Совнархоза автомобильное предприятие «АЯМтранс» вошло в объединение «Якутзолото» Главного Управления золотоплатиновой промышленности Министерства цветной металлургии СССР.

С июня 1970 года упразднен аппарат управления Алданской автобазы и руководство автоколоннами возложено непосредственно на автомобильное предприятие «АЯМтранс». За период многолетней деятельности транспортное предприятие «АЯМтранс» выросло в одно из крупнейших хозяйств Алданского района ЯАССР.

На основании решения общего собрания акционеров от 24 мая 1996 года о реорганизации АК «Алданзолото» и руководствуясь  утвержденным 28 июня 1996 года уставом АП «АЯМтранс» переименовано в ООО «АЯМтранс». Целью общества являлось извлечение прибыли.

Решением Арбитражного суда РС (Я) от 3 февраля 2003 года «АЯМтранс» признано несостоятельным (банкротом).

Д. Васильева,

старший научный сотрудник

Алданского историко-краеведческого музея.

Фото из архива музея.

Поделиться:

Добавить комментарий