Top.Mail.Ru
Василий Шилин: «технические виды спорта в районе - это важно» |

Василий Шилин: «технические виды спорта в районе — это важно»

Рев мотора, свист ветра и невероятные трюки, от которых захватывает дух! Отвага мотогонщиков не поддается сомнению. Кто они — спортсмены или экстремалы, рискующие жизнью ради скорости и адреналина? О развитии мотоспорта в Алданском районе мы побеседовали с председателем Якутской региональной общественной организации «Спортивно-технический клуб «Алдан» Василием Шилиным.

– Василий, расскажите, пожалуйста, как прошел для клуба спортивный сезон 2017 года?

– Я считаю, он прошел очень продуктивно. По итогам республиканских многоэтапных чемпионатов по мотокроссу из лучших мотогонщиков была сформирована сборная команда СТК «Алдан». В этом составе мы представляли район на чемпионатах Дальневосточного федерального округа.

СТК «Алдан» участвовал в трех спортивных мероприятиях. И во всех трех наши мотогонщики в командном зачете были призерами. Первые соревнования проходили 16 сентября 2017 года в городе Завитинске – V этап кубка МФР Амурской области по мотокроссу на призы администрации Завитинского района. Вторые – 23 сентября в селе Константиновка, VI этап открытого командного кубка ДОСААФ России по ДФО по мотокроссу. А третий чемпионат состоялся 24 сентября в Благовещенске – VI этап открытого лично-командного чемпионата и первенства Амурской области по мотоциклетному спорту.

 

– Недавно ваша общественная организация сменила название, сейчас это Якутская региональная общественная организация «Спортивно-технический клуб». С чем это связано?

– Мы поняли, что с прежним статусом не можем выйти с заявками на предоставление грантов за пределы района. Также новый статус позволяет в рамках клуба развивать другие направления – заниматься на машинах, снегоходах и с прочей техникой. Более того, расширяется география соревнований: мы можем уже выезжать за пределы региона и даже за рубеж.

– Вы были инициатором создания мотоклуба. Расскажите немного о том, как пришли в мотоспорт.

– Я занимался этим спортом с девяти лет. И благодаря упорству попал в усиленную команду Алданского района по мотокроссу. Затем – в сборную Якутии. Пик побед пришелся на период с 1983 по 1988 годы. Участвовал в чемпионатах Сибири и Дальнего Востока, в самой престижной дальневосточной гонке во Владивостоке на кубок Богданова. Мне посчастливилось встречаться на трассе с прославленным гонщиком, неоднократным чемпионом мира, легендой советского спорта Сергеем Казаковым. Среди соперников были семикратный чемпион России, спортсмены международного класса, с которыми мы и по сей день часто встречаемся на ветеранских турнирах.

Сборная команда Якутии входила в восьмерку лучших команд СССР. Перестройка сломала все планы, перечеркнула результаты. В нашей республике удалось выжить и противостоять разрухе только команде города Мирного. Мы же возобновили деятельность, увы, после перерыва длиною в 30 лет.

– Можно сказать, что мотоспорт в районе возродился 5 лет назад?

– Восстановились мы уже лет 10 назад: купили два мотоцикла, при помощи председателя ДОСААФ Елены Найденовой «выбили» кусок земли, который впоследствии был оформлен на общественную организацию СТК «Мотоклуб «Алдан».

 

– Сколько сейчас участников в клубе?

– Участников около 20, а мотоциклов, к сожалению, в ходу всего 10, марок Yamaha, КТМ и Husqvarna. Все запчасти к этой технике приобретаются исключительно за границей.

Довольно затратно приобретение расходных материалов, масел. Но на недавних гонках столкнулись с неприятными последствиями того, что в мотоцикл было залито неподходящее масло. Пришлось снимать двигатель с одного мотоцикла, переставлять на другой. Или у младшего в команде порвалась цепь. А в других командах ездят на мотоциклах марки КТМ, у них замки другие. Кое-как нашли, заменили. Поехал. А детский мотоцикл дает нам очков больше, чем другие. И все это нервы, время. Приехать за 3 000 км, чтобы просто постоять и на других посмотреть? Выкручиваемся на ходу. Хорошо еще, есть взаимовыручка не только внутри команды, но и между всеми мотогонщиками.

К тому же существует такое понятие, как сертификация. По ГОСТу никто не пропустит тебя, например, не в той экипировке, какая положена. А она очень дорогая. И наши спортсмены, и родители юных гонщиков вкладывают собственные деньги.

 

 

– В СМИ регулярно появляются новости  о ДТП с участием мотоциклистов. Сообщают о водителях, садящихся за руль в состоянии алкогольного опьянения, без шлема, нарушающих ПДД. Проводит ли клуб профилактику подобных нарушений? 

– У нас с этим очень строго. Наши мотоциклы – кроссовые, это спортивно-технический инвентарь. Они не предназначены для езды по городу. Не у каждого члена клуба есть возможность доставлять технику до места проведения тренировок или соревнований. Существует договоренность с Госавтоинспекцией, выделены определенные улицы, по которым мы можем проезжать. Например, Октябрьская или Мегино-Кангаласская. Крейсерская скорость составляет в этом случае не более 40 км в час.

У всех мотоциклов есть бортовые номера, которые мы никогда не снимаем. Это я заявляю со всей ответственностью. По номеру всегда можно вычислить хозяина. Другое дело, что в городе появилось много любителей с кроссовыми мотоциклами. С ними, конечно, необходимо разбираться.

– Какие еще табу существуют в клубе?

 Одно из главных правил – запрет тренироваться в одиночку. Опять же, исключительно в целях безопасности. Обязательно рядом должен быть кто-то, не важно, родители или друзья: вдруг спортсмен упадет, не сможет подняться. Кто-то должен прийти ему на помощь.

– С какого возраста принимают в клуб?

– Самому младшему спортсмену в нашем клубе 9 лет. Но мы принимаем и 4-летних. У нас занимается Владик Фурцев – чемпион республики 2017 года в классе 65 см3, Артем Кручинин – еще один наш юный участник команды. Молодежь нужно растить, вкладываться в технику. Многие команды отказываются от этого. Считается, что со взрослыми проще. Приходит любитель с мотоциклом в команду, смотрят, на что он готов – и в бой. И развитие детского спорта это обстоятельство ощутимо тормозит. Раньше на старте стояли по 30, по 40 ребятишек, а сегодня 3–5.

Безусловно, спортсмена нужно вырастить, нежели потом искать. Главное, что ребенок, пришедший в клуб в пять лет, проникается общей идеологией, он воспитывается в команде, где есть свои правила и законы, которые в дальнейшем пригодятся ему в жизни.

– А есть ли возрастные ограничения, так называемый потолок?

– Ограничений нет. Есть понятие «ветераны», группа А. Первая группа от 45 до 55 лет, вторая – от 55 и выше, пока здоровья хватит.

 

 

– А как понять, в форме ли участник?

– Здесь все строго. Необходима медицинская справка, даже взрослым спортсменам нужно сделать кардиограмму и получить заключение врача. Наличие страховки на 100 тысяч рублей также обязательное условие. При выезде на соревнования команда проходит осмотр врача в детско-юношеской спортивной школе, получает заключение и подписанную заявку.

– Как вступить в клуб? Что для этого нужно?

– Что касается нашего клуба, главное – желание. И конечно, разрешение и желание родителей, если речь о несовершеннолетних спортсменах. Это же экстремальный вид спорта. Ни к одной гонке не допустят молодого человека до 18 лет без письменного разрешения родителей, заверенного нотариусом.

Приходят к нам и в 25, и в 35 лет. Вот, например, мы проводим гонку 9 мая. Сами создаем призовой фонд, и любой желающий может побороться за него.

– Испытательный срок для новичков есть?

– Нет. Первые же тренировки и первые падения покажут, сможет этот человек продолжать тренироваться и выступать или нет.

– Раз травмоопасный, то это чисто мужской спорт? А как насчет слабого пола? Женщин принимаете?

– Обязательно. Вот на соревнованиях в Амурской области была девушка в классе 85 см3, Лариса Полянская, чемпионка России. Раньше она выступала за сборную Якутии. Полянские – спортивная семья. Папа Сергей постоянно был призером чемпионатов, сейчас в соревновательную гонку вступил сын Константин.

 При выигрыше денежного приза он идет в фонд клуба?

– Нет, кто выиграл – тот и забирает. Все равно все идет на содержание мотоцикла. А деньги пытаемся привлекать путем написания грантов. В этом году подали 3 проекта, выиграли только на уровне администрации района. Это очень нам помогло: съездили в Якутск на обучение, участвовали в семинаре, построили трассу, тренировались. Результат налицо – мы впервые выиграли чемпионат республики по мотокроссу. А еще команда ЯРОО СТК «Алдан» выиграла переходящий кубок на лично-командном чемпионате в г. Якутске по мотокроссу, посвященном памяти В. С. Милютина.

Предприятия района нам тоже помогают. В этом году ООО «Ассоциация строителей АЯМ» (генеральный директор Егор Александрович Фролов) завезло на наш трек 5 машин песка. Представляете, какое это подспорье! Акционерная компания «Железные дороги Якутии» (генеральный директор Василий Владимирович Шимохин) тоже очень нам помогает. Поддерживают нас городские власти, мэр А. Л. Бугай. Буквально на днях глава города подписал документы на завоз 4 тысяч куб. м грунта на нашу трассу, с весны начнется обновление и подготовка трассы. Будет выделено место под гонки на квадроциклах.

Всегда чувствуем плечо главы района Северина Николаевича Позднякова, который с большим уважением относится к развитию спорта и массовой физической культуры в районе. Мы всегда можем прийти со своими проблемами или идеями к начальнику социального управления районной администрации Ольге Александровне Молчановой, специалисту социального управления по спорту и физической культуре Наталье Стуканевой, специалисту по работе с НКО Светлане Егоровой, зная, что нас внимательно выслушают и постараются помочь.

– Мотоклуб часто принимает участие не только в гонках, но и во многих проектах в районе.

– Да, клуб участвует во всех спортивных проектах, инициируемых в городе и районе. В прошлом году выиграли чемпионат по пейнтболу. В флорболе забрали призовой фонд 20 тыс. рублей.

Участвуем в акциях по уборке мусора. Помощь в благоустройстве – это не просто дань времени или моде. Это, прежде всего, воспитание в собственных детях ответственности, доброты и порядочности. Ведь, как правило, в жизни мотоклуба принимает активное участие и семья спортсмена. Родители, жены, дети.

– О чем задумываетесь, мечтаете?

– Сейчас идут переговоры о включении Якутии в многоэтапные гонки Мотофедерации России в Дальневосточном федеральном округе. На сегодня этапы проходят в Южно-Сахалинске, Приморье, Еврейской автономной области, Амурской области, Хабаровском крае. Наша основная задача — чтобы Алдан вошел в сетку. Тогда из Дальневосточного региона спортсмены поедут к нам в обязательном порядке согласно графику. А это одна из основных задач нашей организации и моя лично – привлечение в республику, в родной район сильнейших представителей технических видов спорта.

В нашем клубе, кроме мотоспорта, развивается и снегоходное направление. Где, как не в Алданском районе, его продвигать? 2 декабря на нашей трассе будем проводить соревнования в формате спринта «Снегоходная баха».

В следующем году Алдан принимает у себя Ысыах Олонхо. Задача жителей района – достойно провести этот праздник. Встретить гостей, как полагается, с алданским гостеприимством и показать все, на что мы способны. В целях популяризации технических видов спорта наши общественные организации, такие как СТК «Алдан», ребята из организации по развитию и популяризации парашютного спорта (руководитель Г. Романов), клуб «Азимут 4х4» (руководитель В. Варварич) и «Мотодор» (руководители О. Сарафанников и Д. Медведев) решили объединиться. Мы полны желания принять участие в Ысыахе Олонхо, чтобы показать всем гостям наши возможности.

Знаете, в чем главное отличие Алданского района? Между общественными организациями, у нас — полная поддержка и взаимовыручка. Мы понимаем, что только вместе мы – сила.

По традиции на Ысыахе Олонхо проводят конные скачки. Сейчас организаторы ведут переговоры о возможной замене этого зрелищного вида спорта в связи с техническими трудностями в организации. Мы можем предложить заменить скачки не менее зрелищными видами спорта. Наши железные кони готовы к этому, впрочем, как и наездники.

– А где будут проходить гонки железных коней?

– На нашей трассе, подготовительные работы уже начались. Хочется к Ысыаху подготовить стадион для технических видов спорта. Основа есть и это главное, осталось все облагородить. Планируем оборудовать маленькую трассу для детских велосипедов. Трибуны приобрести. Судейскую бригаду подготовить. Нам нужно так все организовать, чтобы все захотели к нам снова приехать.

– Василий, не перестаю восхищаться вашим энтузиазмом и искренней любовью к своему делу. Уверена, что у мотоспорта Алдана – большое будущее. Спасибо за беседу и удачи Вам!

 

Е. СУКМАНОВА.

Фото предоставлено автором.

Поделиться:

Добавить комментарий