Top.Mail.Ru
Ближайшие задачи и перспективы нацпроекта «Образование» |

Ближайшие задачи и перспективы нацпроекта «Образование»

Национальный проект «Образование» – важнейший проект, затрагивающий практически каждого жителя республики, и, соответственно, внимание к нему должно быть очень серьезное. Об этом заявил глава республики Айсен Николаев 4 марта в ходе совещания о реализации национальных проектов в Республике Саха (Якутия) по направлениям «Образование» и «Наука», которые являются ключевым инструментом претворения в жизнь стратегических направлений развития образования республики, обозначенных в указе главы РС (Я) в ноябре 2018 г.

Реализация национальных проектов и стратегического указа главы республики Айсена Николаева стала центральной темой августовского совещания этого года. В ходе совещания педагогическое сообщество обсудило их начало, наметило ближайшие задачи и перспективы.

– С начала года прошли конкурсные мероприятия по выделению финансовых средств. Проведена большая работа по заключению соглашений, закупке и подготовке документации. В настоящий момент идет поставка оборудования. В образовательных учреждениях в рамках проекта «Современная школа» должны быть созданы 54 точки роста – это центры гуманитарного развития, поэтому сейчас на базе Кванториума идет обучение педагогов, которые будут там работать. В 15 школах и двух ссузах апробируем модель цифровой образовательной среды. Сейчас важно то, как наши школы будут реализовывать стоящие перед ними цели и задачи, как они смогут эффективно использовать оборудование, перестроить содержание образовательного процесса, насколько кадры будут подготовлены. Будем обсуждать все нюансы, – отметил Владимир Егоров.

Среди 54 школ, в которых открывается Центр образования цифрового и гуманитарного профилей – «Точка роста», две школы района: № 20 с. Хатыстыр и № 7 с. Кутана, которые ждут со дня на день оборудование на 1 млн 600 тысяч рублей на обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков. В 2020 году такие центры по плану откроются в школах № 9 г. Алдана, № 8 г. Томмота и № 4 п. Нижний Куранах, в 2021 г. – в алданском лицее, школах № 13 с. Ыллымах и № 25 с. Большой Нимныр, в 2022 г. – в школе № 5 п. Ленинский.

Проект «Современная школа» позволит обновить содержание и технологии преподавания общеобразовательных программ, вовлечь всех участников системы образования (обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей), работодателей и представителей общественных объединений) в развитие системы общего образования. К концу 2022 г. в республике будут созданы 270 Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе общеобразовательных организаций.

Одной из центральных тем совещания была и цифровизация, которая в данный момент вносит коррективы в образовательный процесс. Как считает министр образования республики, современный ребенок имеет доступ к большому объему информации и роль учителя изменилась – он уже не единственный источник знаний и должен помогать ребенку ориентироваться в большом потоке данных. Таким образом, учитель становится проводником и наставником, который может поспособствовать гармоничному развитию ученика как личности. «Цифровизация должна помогать не только в содержательной части, но и облегчать администрирование всех процессов, сдачу отчетности и так далее», – резюмировал Егоров.

Проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) направлен на создание условий для внедрения к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров. Модель ЦОС включает профиль «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, включая требования к педагогам и обучающимся, предполагает построение индивидуального учебного плана, а также автоматизацию административных и управленческих процессов внутри образовательной организации, а также ожидается создание модели внутренней системы оценки качества образования через ЦОС.  

В перечень общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций республики для внедрения целевой цифровой образовательной среды в 2020–2021 гг. включено десять школ района и два СПО: школы № 1, № 2 г. Алдана, школа с УИОП, алданский лицей, гимназия г. Алдана, школа № 4 п. Нижний Куранах, нижнекуранахская гимназия, школа № 5 п. Ленинского, школы № 6 и № 36 г. Томмота, Алданский медицинский колледж, Алданский политехнический техникум, в 2022 г. – еще три ОО: школы № 9 г. Алдана, № 8 и № 23 г. Томмота.

В реализацию проекта «Успех каждого ребенка», направленного на обеспечение детей в возрасте от 5 до 18 лет доступным и качественным условием для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, в том числе путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80 % от общего числа детей, отдельные школы района включились уже в этом году. Учащиеся разных классов школы № 1, школы с УИОП приняли участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию. С начала учебного года школы подключатся к проекту «Билет в будущее», где дети получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности). В феврале 2019 года в Алданском районе был создан Центр дополнительного образования, где будет обеспечена доступность дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности, которые являются целевыми показателями этого проекта.

В рамках проекта «Поддержка семей, имеющих детей» к 2024 году должно быть проведено обучение специалистов НКО и иных организаций, в том числе государственных и муниципальных, по дополнительной профессиональной программе для специалистов, оказывающих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи семьям, к концу текущего года будет оказано не менее 5 000 профессиональных услуг помощи этих специалистов родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, с 9 по 12 апреля 2019 года для педагогов-дошкольников на базе детского сада «Снежинка» прошли проблемные курсы повышения квалификации по теме «Организация деятельности консультационно-методического центра на муниципальном уровне» (лектор – заведующая кафедрой дошкольного образования ИРОиПК им. С. Н. Донского-II, кандидат педагогических наук Надежда Николаевна Лебедева). Шестьдесят педагогов-единомышленников (руководители организаций, старшие воспитатели, воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре) познакомились с опытом работы консультативно-методических центров по организации услуг ранней помощи детям и их семьям.

Особый интерес слушателей вызвала практическая часть курсов повышения «Калейдоскоп педагогических идей», включающая в себя мастер-классы, семинары-практикумы, консультации для реальных родителей с реальными проблемами в вопросах воспитания детей, не посещающих детский сад. Слушатели курсов были поделены на 6 групп,  и каждая группа работала с родителями  по различным, очень актуальным направлениям: «Психолого-педагогическая поддержка беременных женщин», «Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях», «Подготовка руки ребенка 6–7 лет к письму», «Методические рекомендации по работе с ребенком с синдромом Дауна», «Профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ»,  «Совместная деятельность родителей с детьми раннего дошкольного возраста не посещающих ДОУ, на основе интерактивных форм взаимодействия». 

Перед родителями и слушателями курсов выступила медицинский работник А. А. Чупрова, рассказавшая об особенностях развития детей раннего возраста, дала практические рекомендации. Педагоги дошкольных образовательных организаций – старший воспитатель детского сада «Крепыш»  Е. Г. Кашкарова, учитель-логопед детского сада «Дюймовочка» Г. Ф. Клюева – поделились опытом организации КМЦ в своих ДОУ. Положительные отзывы родителей и слушателей курсов подтвердили эффективность и актуальность таких форм и методов работы с родителями детей, не посещающих дошкольное учреждение, имеющих проблемы в развитии и т. п.

Реализация проекта позволит создать в каждой ОО условия для повышения компетентности родителей детей, не посещающих ДОУ, в вопросах образования и воспитания.

В рамках проекта «Учитель будущего» до 2024 г. будет реализован комплекс мер для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, в каждом муниципальном образовании республики, ожидается внедрение системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций, прохождение добровольной независимой оценки профессиональной квалификации не менее 10 % педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования.                                              

   Глава республики А. С. Николаев на августовском совещании подчеркнул, что распоряжением от 5 июля этого года утверждена дорожная карта создания Центра непрерывного повышения профессионального мастерства и Центра оценки квалификации педагогических работников. Работа по оценке компетенций должна охватить каждого педагога республики независимо от стажа и квалификации. В связи с этим необходимо перестроить работу Института развития образования и повышения квалификации. Как отметил глава, институту надо создавать проектные коллаборации с вузами, ведущими исследовательскими центрами страны, в том числе включиться в первый в России проект социального воздействия в сфере образования. Этот проект стартовал в республике в рамках Соглашения с Госкорпорацией «ВЭБ РФ», Фондом развития Дальнего Востока и Высшей школой экономики. 14 августа создан проектный офис под руководством О. Балабкиной, курировать работу будет В. Солодов. Также глава выразил уверенность, что проект будет способствовать тому, чтобы сделать все школы республики местом качественного обучения, где работают современные учителя, а в центре внимания – индивидуальный прогресс и результаты каждого учащегося.

По итогам августовского совещания определены задачи отрасли на текущий учебный год, намечены пути решения вопросов федеральных проектов национального проекта «Образование», заявленных на ближайшие шесть лет.

О. Чмирь,

заместитель начальника

МКУ «Департамент образования».

Поделиться:

Добавить комментарий